16.12.2025 07:00
Авто

Трасса М-12 соединила Центральную Россию и Урал

Текст:  Михаил Калмацкий
Российская газета - Спецвыпуск: Итоги года №285 (9824)
В этом году автомобильная трасса М-12 "Восток" дошла до Екатеринбурга. Доехать из Москвы до столицы Урала теперь можно гораздо быстрее, что создает дополнительные удобства для автомобилистов и грузоперевозчиков. Также это помогает развитию регионов, по которым проходит автомагистраль.
/ Максим Богодвид / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Последний участок М-12 между Москвой и Екатеринбургом был введен в строй в июле нынешнего года. Это 275 километров между городом Дюртюли в Башкирии и поселком Ачит в Свердловской области. Старт движению дал президент России Владимир Путин по ВКС. Он отметил, что новый участок станет важной частью трассы "Восток". "С его введением в строй современные магистрали свяжут Санкт-Петербург и Москву с Екатеринбургом, столицей Урала, ведущим научным, промышленным и культурным центром России, - сказал глава государства. - В результате поездки на автотранспорте станут более комфортными и безопасными, увеличится количество перевезенных пассажиров и грузов. Хороший стимул получит развитие внутреннего туризма".

На всем протяжении трассы М-12 организовано скоростное бесшовное движение без единого светофора. Это обеспечивает высокую пропускную способность автомагистрали и сокращает время пути из Екатеринбурга в Москву почти в два раза.

Формирование единой сети скоростных автомобильных дорог - одна из ключевых транспортных задач, стоящих перед государством в настоящий момент, отметил руководитель направления автомобильного транспорта Центра экономики инфраструктуры Павел Степанов. "Первым был построен скоростной автомобильный коридор Север - Юг (от Петербурга до Краснодара). Следующий этап развития - коридор Запад - Восток (от Москвы в сторону Поволжья и Урала) путем постройки М-12. Причем данное направление представляется даже более важным для России, так как на него фактически "нанизывается" основная зона расселения страны, а следовательно, большинство пассажиро- и особенно грузопотоков следуют в эту сторону", - пояснил "РГ" эксперт.

По его словам, до появления М-12 на участке Набережные Челны - Екатеринбург находился крупнейший в России "инфраструктурный разрыв" - чтобы проехать из Казани в Екатеринбург, требовалось уходить на север (на Ижевск и Пермь), либо на юг (Уфу и Челябинск), совершая лишний пробег в 160 километров и более. М-12 позволила сократить время поездки между регионами Урала и Поволжья на 4,5 часа.

Совместное использование базовых станций операторами сделает выход в интернет доступнее

"Новая дорога увеличит связность Поволжья и Урала с центром страны, снизит издержки компаний при перевозках грузов из Китая через Казахстан, снизит нагрузку на другие трассы в этом направлении, - рассказал "РГ" ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - Есть и социальный эффект от данной трассы, он заключается в увеличении безопасности движения, снижении аварийности, сокращении смертности и травматизма от ДТП".

Напомним, сооружение М-12 началось с участка Москва - Казань протяженностью 810 километров. Движение по нему запустили в декабре 2023 года. Автодорога позволила сократить время в пути между Москвой и Казанью с 12 до 6,5 часа и разгрузить федеральную трассу М-7 "Волга".

В этом году М-12 дошла до Екатеринбурга, а следующая цель - продлить ее до Тюмени. Это планируется сделать в 2026 году. В ноябре 2025-го был открыт один из участков этой дороги - обход Богдановича.

"В перспективе магистраль войдет в маршрут "Россия" от Санкт-Петербурга до Владивостока - фактически новый 12-тысячекилометровый "позвоночник" страны, - сказал "РГ" исполнительный директор Российской академии транспорта Илья Потапов. - М-12 - это запуск восточного экономического коридора, который начинает работать на всю страну".

От Северной столицы до Екатеринбурга стало возможно проехать без перекрестков

Действительно, автомагистраль должна принести России значительную выгоду. В прогнозах на этапе строительства указывался экономический эффект в 1,8 и 2,4 триллиона рублей. "За 20-летний период эксплуатации М-12 "Восток" сгенерирует более 4 триллионов рублей социально-экономических эффектов, - считает Павел Степанов. - Из них порядка 30 процентов составят эффекты от экономии времени в пути пассажиров и грузов (на участке Казань - Екатеринбург - более 40 процентов, или 370 миллиардов рублей). Эффекты от развития туризма сгенерируют почти 200 миллиардов рублей".

Именно туристическая отрасль стала одним из главных бенефициаров от появления новой дороги, считает Павел Степанов, ведь скоростная трасса может увеличить поток туристов между городами, где раньше удобная связь отсутствовала в принципе, например, между Казанью и Екатеринбургом. "Сейчас расстояние между этими двумя крупными культурными центрами можно спокойно преодолеть за 10 часов, что приемлемо для перемещения за световой день. Другой пример - Муром и Арзамас, куда стало возможно совершать туристические поездки одним днем из Москвы, в результате чего число туристов в этих городах выросло на 50 процентов", - отметил эксперт.

Новые материалы и технологии делают трассы более надежными

Логистические компании сообщают, что доставка из Москвы в Казань стала короче примерно на 6 часов, рассказал Илья Потапов. "Например, ряд крупных маркетплейсов уже сократили плечо доставки в Поволжье почти вдвое. Это позволяет делать два рейса вместо одного - получается экономия топлива, времени и рост оборота на тех же мощностях, - перечислил эксперт. - Также вдоль трассы уже открываются новые промышленные зоны, склады и логистические центры. На участках в Татарстане и Нижегородской области фиксируется рост трафика малого бизнеса - от придорожного сервиса до локальных производителей, которые получили быстрый доступ к большим рынкам".

Рядом с новой магистралью строятся логистические центры и производственные площадки

"Значение этой дороги еще и в том, что вдоль нее уже созданы и еще будут создаваться рабочие места (по разным оценкам 30-50 тысяч единиц), вырастет ВВП регионов за счет роста различных производств, увеличения взаимодействия субъектов, также вырастут бюджетные доходы страны в целом", - добавил Дмитрий Баранов.

Новая автомагистраль еще и очень технологична. По словам Дмитрия Баранова, при строительстве дороги были использованы современные технологии строительства и передовые материалы, такие как сверхпрочный фибробетон и быстротвердеющие бетонные смеси. "Инфраструктура М-12 тоже отличается: дорога оснащена разделением потоков без пересечений и наземных переходов для скорости до 110 километров в час, установлены системы автоматизированного освещения и шумозащитные экраны", - отметил эксперт.

Трассы исторических регионов будут модернизированы

"Многие элементы трассы проектировались с помощью цифровых моделей - это позволило точнее просчитать нагрузки и быстрее построить сложные участки", - добавил Илья Потапов.

Еще одна важная новинка, по его словам, - "умные" системы. На трассе работают камеры и алгоритмы ИИ, которые отслеживают ситуацию в реальном времени, предупреждают о рисках и помогают реагировать на инциденты.

Дороги