Особое внимание ведомство уделяет вопросам заработной платы.
"Да, у нас есть проблемы с дифференциацией, это отголосок 90-х годов. В соседних школах могут быть разные зарплаты" , - признал министр.
Для решения проблемы разрабатываются единые критерии к формированию учительских зарплат.
"Уже в 90-х годах прошлого века федеральное Министерство образования особое внимание наряду с совершенствованием образовательного процесса уделяло внедрению новой системы оплаты труда педагогов, - прокомментировал "Российской газете" научный руководитель Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета Марк Мусарский. - Во всех регионах России тогда внедрялась модель, основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах, которые утверждались на региональном уровне".
По словам Мусарского, это позволило в то время значительно поднять уровень зарплат. Но, увы, в то же время привело к значительной разнице в доходах учителей в различных регионах страны, о чем вполне убедительно говорят данные социологических исследований уровня зарплат конца 90-х годов.
"В 2025 году в ряде регионов стартовал пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда для отдельных категорий работников бюджетного сектора. Необходимость создания новой модели озвучил президент в своем Послании Федеральному Собранию, - напомнил Мусарский. - По итогам проекта планируется принять окончательное решение и массово ввести новые системы предположительно в 2027 году".
Эксперт подчеркнул: основная задача новой системы оплаты труда, в том числе и для учителей, - рост дохода. Работа учителя или врача везде одинаково сложная и крайне ответственная. И такой большой разброс в зарплатах от региона к региону несправедлив. Новая модель оплаты труда должна это устранить.
Минпросвещения уже подготовило предложения по адаптации новой системы оплаты труда применительно к системе общего образования.
Борис Илюхин, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Президентской академии:
- Тема заработной платы всегда очень важная и сложная. Действительно, в определенный момент школы стали муниципальными, и их финансирование стало зависеть прежде всего от муниципалитета, который, в свою очередь, получает субсидию из региона.
И, поскольку регионы имеют разную бюджетную обеспеченность, нередко возникает ситуация, когда просто нет возможности выделить дополнительные средства на оплату труда учителей (напомню, на сегодняшний день выполняются указы президента о средней заработной плате учителей не ниже среднего по экономике). А экономика в разных регионах разная.