Из богатого наследия Мориса Равеля маэстро Сладковский выбрал самые знаковые сочинения - Концерт №2 для фортепиано (левой руки) с оркестром, Сюиту №2 из балета "Дафнис и Хлоя", "Болеро" и "Вальс". Последний в исполнении Госоркестра Республики Татарстан уже звучал в этом году весной в Московской филармонии, на концерте, где в собеседники к Равелю взяли Римского-Корсакова.
В этот раз программа была полностью монографической, как любит Сладковский, в отличие от многих дирижеров, подбирающих пару к основному композитору (это либо схожий по стилистике современник, либо ныне живущий автор). Он предпочитает исследовать музыку - как раритеты, так и хиты - одного композитора, будь то Малер, Шостакович, Бетховен и, наконец, Равель.
Во Втором фортепианном концерте солировал Константин Лифшиц, и это был его дебют с Госоркестром Республики Татарстан. Впрочем, с маэстро Сладковским он знаком давно, и это ощущалось на протяжении всего исполнения: пианист и дирижер выстроили безмолвный точный диалог друг с другом, который позволил оркестру идеально сосуществовать в балансе с солирующим инструментом.
Профессор Высшей школы музыки Университета прикладных наук и искусств Люцерна, постоянный участник крупных международных фестивалей фортепианной музыки, Лифшиц не так часто выступает в России. В "Зарядье" публике предоставилась прекрасная возможность услышать блестящую фортепианную технику пианиста, его виртуозное преодоление трудностей партии, написанной только для левой руки.
Солист, поддерживаемый выразительными тембровыми сочетаниями оркестра, обрушивал на зал массивный каскад аккордов, арпеджио и пассажей, добившись ощущения полнозвучного, "двухручного" звучания и в масштабных каденциях, и в соединении с оркестром. На бис, словно подтверждая свое техническое мастерство и одновременно показав себя как тонкого и глубокого интерпретатора, Константин Лифшиц сыграл Чакону из Партиты для скрипки соло Баха в переложении Брамса - конечно, для левой руки.
"Вальс" Равеля, открывший этот концерт, маэстро Сладковский трактовал как декадентское, томное прощание с эпохой балов и развлечений начала XX века. Госоркестр Республики Татарстан раскачивал и закруживал в трехдольном ритме постепенно - от низких струнных и духовых, где основная тема только получала свои очертания, до откровенно пышного танца, чья тема у скрипок буквально взмывала, подскакивала вверх. Впрочем, в финале от любования и томления и следов не осталось: оркестр буквально разрушил, раздавил предыдущие симфонические нарастания и кульминации, словно подтверждая мысль, что все когда-то заканчивается.
В Сюите №2 из балета "Дафнис и Хлоя" коллектив Сладковского показал себя подлинными музыкальными художниками-импрессионистами, искусными живописцами, создав играющую самыми причудливыми красками симфоническую картину древнегреческой Эллады. Александр Сладковский добился от оркестра поразительных изобразительных эффектов - публика словно могла видеть медленно поднимающееся солнце, заливающее пространство зала лучами. Как всегда, вызывали восхищение деревянные духовые, рассказавшие историю Пана и нимфы Сиринкс, а также ударные, подчеркивавшие балетный генезис сочинения.
Впрочем, в финале вечера - знаменитом "Болеро" - "выйти на авансцену" и проявить себя в качестве лидера смог каждый солист группы инструментов. Невероятно популярное произведение Равеля, звучащее сегодня в различных концертных залах, на фигурном катании, в телевизионных шоу, оркестр превратил в неизвестный шедевр, постепенно, по мере развития горделивой темы, вновь заново рассказал эту историю - так, что ее сюжет стал восприниматься в свежем ключе, с новыми поворотными линиями и подробностями.
А какие еще музыкальные сюрпризы приготовят Госоркестр Республики Татарстан и маэстро Сладковский для столичных слушателей, узнаем в новом году: концертом в "Зарядье" дирижер и его коллектив поставили красивую точку в Москве в 2025-м.