О старте пилота заявил ранее лично министр просвещения Сергей Кравцов. Он отметил, что единые критерии начисления заработной платы планируется отработать в трех регионах.
Будут учитываться базовые оклады, стимулирующие и компенсационные выплаты.
Что должно измениться? Зарплата педагогов должна стать более прозрачной, без неравномерных выплат.
"Разработка новой системы оплаты труда - ключевая задача для минпросвещения, так как достойный и понятный доход - основной пункт в повышении престижа профессии учителя, - подчеркнул глава минпросвещения. - Вместе с министерством труда мы работаем над тем, чтобы зарплата учителей была не ниже средней по региону".
Но пока в большинстве регионов в каждой школе своя система оплаты. Потому что есть компенсационные выплаты, которые определены законом. А есть стимулирующие, которые в разных регионах разные. И зарплаты учителей, выполняющих один объем работы в классах с одинаковым наполнением, в разных школах могут быть совершенно разными.
До сих пор не было единых подходов к системе оплаты труда, не было и четкого понимания у учителей, как начисляются те или иные выплаты.
Теперь все должно стать понятнее и справедливее. Основная идея новой системы: на оклады педагогов должно идти не менее 70 процентов школьного фонда оплаты труда.
К слову, это прописано в рекомендациях, утвержденных в конце прошлого года трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Но выполняются они, увы, далеко не везде.
Итак, самое важное - повышение базовой ставки или оклада до 70 процентов. Оставшиеся тридцать должны приходиться на стимулирующие и компенсационные выплаты.
Повышение зарплаты и родители, и эксперты, и сами учителя называют чуть ли не решающим фактором для того, чтобы молодые педагоги шли в школу и - оставались там надолго. Но другой, не менее важной историей становится авторитет и в целом уважительное отношение к профессии учителя в обществе. Увы, в школах часты случаи неподобающего поведения детей и родителей в адрес педагогов.
В конце 2023 года в России подписан закон, направленный на повышение авторитета учителя: он запрещает школьникам пользоваться в учебное время мобильными телефонами и обязывает ввести в правила школьного распорядка требования к дисциплине на уроках. А еще обязывает директора школы защищать всех участников учебного процесса, а не только детей, как это часто бывает.
А в этом году приказом министерства просвещения создан Совет по защите профессиональной чести и достоинства учителей. Такой механизм даст новые инструменты для реальной защиты педагогов, поможет решать сложные конфликты на местах. Все учителя смогут обращаться в совет, а также в специальные комиссии по любым волнующим вопросам.
Будут рассматривать нарушения норм этики в отношении учителей, нарушения их трудовых прав и другие острые моменты.
Как рассказал "РГ" директор технопарка универсальных педагогических компетенций Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы Сергей Переверзев, создание совета поможет сконцентрировать юридическую и психологическую помощь педагогам и сделать ее более квалифицированной.
В особо острых случаях требуется оперативная, компетентная и деликатная реакция, которая учитывает и специфику работы педагога, и публичный статус профессии.
С 1 января 2025 года в федеральный проект "Педагоги и наставники" нового нацпроекта "Молодежь и дети" вошла программа "Земский учитель".
Это один из важнейших проектов, который помогает обеспечить учителями всех школьников страны даже в самых отдаленных городах и селах.
Тем, кто едет по программе работать в сельские школы, предоставляется единовременная компенсационная выплата. До сих пор она составляла 2 миллиона рублей для педагогов, переехавших в Дальневосточный федеральный округ, и 1 миллион рублей - для всех остальных участников программы. Теперь же по 2 миллиона будут получать и те, кто поедет работать в Донецкую и Луганскую народные республики, а также в Запорожскую и Херсонскую области.
По поручению президента Владимира Путина программа продлена до 2030 года.
Также для всех участников программы за счет региональных бюджетов действуют дополнительные меры соцподдержки, в том числе - единовременные денежные выплаты, предоставление жилья, компенсация выплат за коммунальные услуги.
На программу "Земский учитель" в федеральном бюджете заложены средства: в 2025 году - почти 600 тысяч рублей, в 2026 и 2027 годах - более 1,3 миллиона рублей ежегодно.