17.12.2025 08:51
Культура

Известный музыкант рассказал, как провалил конкурс в Воронеже

Текст:  Татьяна Ткачёва
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №287 (9826)
Музыкант, которому еще нет и 40, - профессор Российской академии музыки имени Гнесиных. Он уже покорил ведущие сцены мира и стал лауреатом 25 профессиональных конкурсов, включая самый престижный, проводимый Гитарной ассоциацией Америки. А вот состязание в Воронеже когда-то стало для него "щелчком по носу". О тернистом пути к мастерству и о том, зачем учиться игре на классическом инструменте в наши дни, один из лучших гитаристов современности Ровшан Мамедкулиев рассказал в интервью "РГ".
Ровшан Мамедкулиев: Заниматься на инструменте для меня - это не работа, это удовольствие. / Наталья Коньшина
Читать на сайте RG.RU

Вы бываете у нас в городе как член жюри конкурса "Гитара в России"…

Ровшан Мамедкулиев: И с ним у меня особенные отношения, потому что я сам был его участником в 2002 году. Это мой первый сокрушительный провал! Да, я даже во второй тур не прошел. Конечно, в моей жизни бывали другие такие случаи, но этот был самым запоминающимся, потому что я провалился уже в тот период, когда все шло в целом гладко и успешно. И тут я решил поехать в Воронеж. На конкурсе было возрастное ограничение - кажется, с 16 до 32 или 35 лет. А мне 16 только-только исполнилось. Педагог очень возражал против моего участия: мол, там же будут взрослые солисты. Мы долго спорили, я был уверен, что надо готовиться и рисковать. С горем пополам как-то пришли к согласию, и вот в итоге случился провал. Причем сам конкурс, который существовал с 1992 года, потом на какое-то время прервался. И вот в 2019-м его бессменный организатор Сергей Николаевич Корденко (известный гитарист, профессор Воронежского института искусств) пригласил меня стать председателем жюри. Теперь я со сцены со знанием дела говорю участникам, что победа или поражение всегда условны. Конечно, это может сыграть роль в карьере, да и понятно, что всегда хочется выиграть. Через конкурсы мы открываем таланты, которые сейчас уже потихоньку набирают вес, становятся узнаваемыми исполнителями.

Вы много занимаетесь?

Ровшан Мамедкулиев: Максимум часов пять в день, но это если график свободный. А в основном я занимаюсь, когда время выдается. Даже планирую, где у меня будет час, чтобы поиграть. Иногда целый день идут мастер-классы или конкурсные прослушивания, соответственно, нет возможности даже в руки взять гитару. А так - это же в удовольствие все. Заниматься на инструменте для меня - это не работа. Даже справляясь с какими-то техническими сложностями или обмозговывая ту или иную музыку, ты все равно заряжаешься энергией, то есть происходит какой-то взаимный процесс обогащения…

"Мир гитары очень разнообразный, репертуар обширный, и каждый, я уверен, найдет в нем то, что отзовется в его душе"

Гитару в детстве пытаются освоить многие. Но большинство подростков останавливаются на стадии пресловутых "трех аккордов". Что бы вы сказали ребятам, которые вот так теряют энтузиазм?

Ровшан Мамедкулиев: На самом деле я тоже начинал с "трех аккордов". Кружок бардовской песни и все такое… Вообще ни сном ни духом не знал, что такое классическая гитара. И роковым стало знакомство с преподавателем по специальности, который мне открыл целый мир. Все это было так интересно, и я настолько заинтересовался… Конечно, важный момент в том, что у меня хорошо получалось разучивать новые вещи. Учитель мне давал произведение - и через неделю я приходил готовым. Он давал другое, чуть посложнее - и так мы довольно быстро шли. А в целом в детстве, наверное, важнее всего слушать разную музыку. Тот же мир классической гитары - он очень разнообразный, репертуар обширный, и каждый, я уверен, найдет в нем то, что отзовется в его душе. У кого-то это будут джазовые композиции, например Александра Виницкого, у другого - обработки русской народной музыки, как у Сергея Руднева, или страстная латиноамериканская музыка, или сольные сочинения того же Роберто ди Марино, которого мы исполняли на фестивале в Воронеже. Масса очень серьезной академической музыки - допустим, Баха - переложена для гитары. Много ансамблевых сочинений - для гитары со скрипкой, с флейтой… Решающую роль играют просто знакомство с музыкой и, может быть, какое-то базовое объяснение, чтобы разбираться в стилях. Есть еще такой момент: если пианистов очень много и они все с малых лет занимаются, чтобы стать такими крутыми, то в мире гитары исполнителей относительно мало. Я начинал в 11 лет - для профессиональной карьеры с фортепиано это было бы поздновато, скажем так. Мне кажется, сегодня расклад примерно такой же - гитара дает в этом смысле большее пространство для реализации. Да и сам по себе инструмент прекрасный, мобильный, под него можно и песни спеть, и просто фон создать в компании.

На международном конкурсе прозвучала скрипка, созданная в Ярославле
Классика Воронеж