Николай Юрьевич, каким был этот год для компании - на чем вы сделали акцент и какие это принесло результаты?
Николай Андреев: В 2025 году многие долгосрочные направления работы перешли из разряда перспективных в категорию необходимых. Многие исследования и проекты с применением ИИ направлены на улучшение клиентского опыта и расширение доступных услуг. Мы запустили ассистента Сбер А - чат-бота, понятного и удобного помощника, который экономит время и снижает риск ошибок пользователей. Отмечу интересный факт: 18,45 процента пользователей, которые начинали как поставщики на нашей платформе, со временем стали организаторами процедур. Бизнесу становится комфортно не только участвовать в торгах на площадке, но и доверять нам свои собственные закупки.
Поступали ли новые вводные от регуляторов, какие задачи были поставлены, насколько они выполнены?
Николай Андреев: По количеству изменений в законодательстве год, возможно, оказался рекордным. В полной мере заработал национальный режим. Регуляторы объединили нормы импортозамещения для N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, а мы структурировали их с помощью нашей платформы. Внимание уделялось сегменту малого и среднего бизнеса - продолжается поддержка, в том числе через механизмы закупок, а мы помогаем регионам перевыполнять обязательные требования по доле участников МСП в закупках.
Усиливается региональная повестка, а одной из целей развития является формирование сильного компетентного сообщества. Что это дает контрактной системе и вашей компании?
Николай Андреев: Для нас это означает не просто расширение географии, а углубление партнерства. Причем мы дотягиваемся до все более стартовых уровней кадров: например, проект "Молодой закупщик" реализуется совместно с регионами и ведущими вузами, в этом году мы обучали ребят и из Санкт-Петербурга. Здесь образовательную платформу возглавил Центр развития конкурентной политики и госзаказа Высшей школы госуправления Президентской академии, программа которого была разработана на основе обучающих программ академии и нашего передового опыта. Участникам проекта предоставляется уникальная возможность пройти теоретический курс и практические занятия на реальных кейсах. Так регионы получают готовый кадровый резерв профессионалов контрактной системы.
Как концепция общего развития воплощается в реальные инструменты - какие сервисы и услуги за последний год были наиболее востребованными, оказали заметное влияние на работу пользователей?
Николай Андреев: Мы работаем над сочетанием образовательных инициатив и технологических новаций. Запустили совместно с партнерами специализированный курс "Юрист в сфере закупок", курс по тендерной аналитике с использованием ИИ и многие другие. А масштабный "Закупочный диктант" стал и новым форматом проверки знаний, и элементом обучения. Число пользователей телеграм-бота "ИщуТендер" превысило 12 тысяч, а количество новых пользователей Электронного университета выросло на 21 тысячу. Отдельное направление - финансовые сервисы, в котором мы предложили рынку несколько инновационных решений. Теперь можно получить одобрение выдачи банковских гарантий без заполнения длинных скучных форм, просто сообщив в чате нашему ИИ-ассистенту несколько ключевых параметров гарантии. Также мы разработали "виджет", который позволяет бесшовно встроить наше финтех-решение на сайт любого партнера. А наш функционал онлайн выдачи банковских гарантий появился в личном кабинете участника торгов в SberCRM.
Насколько сейчас система закупок отвечает на запросы и потребности поставщиков?
Николай Андреев: Мы развиваем подсказки на платформе и автоматизированные сервисы, чтобы участникам, особенно из числа МСП, было проще готовить конкурентоспособные предложения. Строим для поставщиков магазин малых закупок, онлайн-сервисы, интеграцию финансовых и логистических решений в формате единого окна. Регулярно проводим для поставщиков бесплатные обучающие мероприятия с элементами геймификации, которые охватывают весь цикл работы в закупках.
Мы работаем с запросами бизнеса, поэтому разбираем включение товаров в реестр Минпромторга России, вопросы с казначейскими счетами, налоговые и финансовые нюансы, типовые ошибки и практические кейсы.
Ваша компания стала активно участвовать в работе других сообществ, в частности Ассоциации менеджеров России, в деятельности ИТ-сектора. Какие еще направления вам сейчас интересны?
Николай Андреев: Мы активно работаем на стыке закупок и высоких технологий, развиваемся как технологическая компания, и, естественно, нас все больше привлекают к обсуждению ИТ-повестки. Например, мы представляем наши подходы к обучению ИИ-моделей и созданию ИИ-агентов для сервисов площадки.
В этом году совместная деятельность нашей команды с Ассоциацией менеджеров приобрела особое значение, поскольку позволяет эффективно обмениваться передовыми практиками, активно участвовать в разработке отраслевых стандартов и оказывать значительное влияние на развитие деловой среды. Наш подход к развитию технологий основан на глубоком понимании потребностей бизнеса и стремлении внедрять инновации.
Чего вы ожидаете от наступающего года: какие изменения уже на пороге, над чем предстоит работать, какие цели ставите перед компанией?
Николай Андреев: В настоящий момент "Сбер А" проводит активную работу по расширению своего присутствия в новых регионах. Уже в этом году мы провели ряд обучающих мероприятий, в том числе с привлечением спикеров федерального уровня. Это позволяет специалистам, осуществляющим госзакупки, успевать за изменениями и становиться активными участниками профессионального сообщества закупщиков нашей страны. И, разумеется, наша задача на 2026 год не просто успевать за изменениями, а формировать стандарты ответственного и осмысленного внедрения технологий в контрактную систему.