20.12.2025 10:45
Культура

В Доме Остроухова разбудили Алису из Страны чудес

Текст:  Анастасия Скорондаева
А вы знаете, что в Оксфорде существовала традиция измерения своего собственного времени? Что правительница Страны чудес у Кэрролла - это карикатура на королеву Викторию? Что автора интересовали экстрасенсы? И что на самом деле его звали Чарльз Лютвидж Доджсон?
/ ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Читать на сайте RG.RU

Гослитмузей представил свой новогодний блокбастер в Доме Остроухова в Трубниках - выставку "Алиса, проснись!". Здесь любой желающий вне зависимости от возраста и статуса может провалиться в кроличью нору и мир абсурда, которым правят парадоксы математиков, лингвистов и философов.

На протяжении 160 лет сказка Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране чудес" не дает покоя как детям, так и взрослым ученым людям. Так что выпадающие и вопрошающие "карты" на выставке "А вы знаете что…" сделают всех любознательных намного образованнее.

Выставка рассказывает о судьбе Алисы в России, о том, как сказка отразилась в творчестве разных художников и иллюстраторов, как интерпретировалась, с какими трудностями сталкивались переводчики. И почему английский язык, по выражению поэта Уистена Одена, стал здесь "самым важным персонажем".

Экспозиция разделена на две части - мир сказочный и мир зазеркалья или реальности.

Яков Миркин - о путешествии Льюиса Кэрролла в Россию

Прелесть выставки в том, что, оказавшись в сказочном пространстве всей семьей, здесь каждый найдет нечто увлекательное для себя.

Первый зал сказочного пространства - "Сон". Странный и даже немного пугающий ребристый экспонат со множеством глаз. Энцефалограмма сна ребенка на стенах. Все это словно гипнотизирует и подталкивает в черную нору. И посетитель, вопрошая, как и Алиса: "Интересно, на какой я тогда широте и долготе?", буквально влетает в сказку.

В зале "Пространство" юные гости могут заглянуть в замочную скважину, соприкоснуться с магическими предметами: масонским ключом, флаконом с надписью "Выпей меня". А взрослым предлагается поразмышлять о том, как Кэрролл в эпизодах с то растущей, то уменьшающейся ростом Алисой размышлял о метафоричных муках роста, с которым сталкивается каждый при взрослении.

Выставка "Алиса, проснись!" Гослитмузея в Доме Остроухова

Следующее пространство "Метаморфозы" - воздушное и светлое, тут царят гусеницы и бабочки. "Здесь мы показываем Льюиса Кэрролла не только как предшественника сюрреализма, но и футуризма, - рассказывает один из кураторов экспозиции Тимур Хайрулин. - Авангардное художественное направление буквально вышло из Кэрролла, так как игра с языком автора "Алисы" напоминает футуристическую заумь. Достаточно вспомнить стихотворение из "Алисы в Зазеркалье" "Бармаглот", которое состоит из выдуманных слов не имеющих, на первый взгляд, никакого смысла. У него есть множество переводов, и один из них Дмитрия Малинина под названием "Убищюр", что, конечно же, отсылка к "Дыр бул щыл" Кручёных".

Здесь же эксперимент Кэрролла с визуальной поэзией - знаменитое стихотворение в форме мышиного хвоста, которое впоследствии тоже послужило примером для работ футуристов.

Выставка "Августейшие куклы" в ГМИИ им. А.С.Пушкина продлится до 9 марта

В зале "Время" центральной экспозицией стали гигантские часы, стрелки которых можно перевести на легендарные five o'clock. "Обрамляют" их произведения лучших мировых художников: потрясающая работа "Чаепитие" Владимира Клавихо-Телепнева в технике эгломизе - монохромной печати на стекле с последующей обработкой снимка с использованием сусального золота. Здесь и работы одного из главных психоделических реалистов Павла Пепперштейна, и "Колесо времени" Сергея Катрана с несколькими десятками песочных часов, встроенных в крутящийся диск. Это такая метафора времени, которое движется бесконечно, и никто не в силах с этим справиться.

Последний сказочный зал - "Суд". Пробуждение застает Алису, когда она соприкасается с миром взрослых: девочка впервые в суде, она изучает этот мир с интересом, но чувствует в нем угрозу для себя, ведь она превращается из свидетельницы в обвиняемую. Алиса "трагически" взрослеет и просыпается. Здесь кураторы обращают внимание гостей на викторианскую эпоху с ее морализаторскими увещеваниями и весьма изощренными наказаниями, при которых Алисе из сказки довелось взрослеть. В этом ярком красном пространстве с головокружительным черно-белым полом можно рассмотреть причудливые карты, рисунки к сказке Виктории Фоминой, а также удивительные иллюстрации в викторианском стиле Геннадия Калиновского, напоминающие картины Босха и Брейгеля.

Сказка закончилась, а выставка продолжается еще одним пространством - "Зазеркалье", связанным с трудностями перевода и "жизни" Алисы в России. В первых версиях русифицированная Алиса зачитывала пародии на стихи Пушкина и Крылова и не имела ничего общего с викторианской Англией. В советском "зазеркалье" Алиса обрела популярность благодаря пластинкам, спектаклям и экранизациям, буквально разлетевшись на цитаты. Трансформации переводов Демуровой, Набокова, Заходера, Дактиля и других "почтовых лошадей просвещения" дословно можно проследить на выставке, бродя между словами и смыслами, записанными на столбах.

В ГМИИ им. Пушкина покажут знаменитые "Прогулку" и "Над городом" Марка Шагала

Постепенно Льюис Кэрролл вновь превращается в Чарльза Лютвиджа Доджсона. Студенты говорили, что был он довольно занудным преподавателем - а все его творчество и абсурдизм проявлялись именно в образе Кэрролла. В заключительном зале мы узнаем, что Доджсон увлекался путешествиями и фотографией. Правда, масштабная поездка случилась у него лишь однажды - и не куда-то, а в Россию. Есть мнение, что многое из того, что он увидел в этом путешествии, отразилось в "Алисе в Зазеркалье".

Также здесь представлены редкие авторские снимки, работы его современницы Джулии Маргарет Кэмерон, а еще знаменитый детский портрет Алисы Лидделл - той самой девочки, которая вдохновила писателя на создание сказки. О том, как она прожила свою жизнь, здесь тоже рассказать не забыли.

Выставка "Алиса, проснись!", при всей игривости и сказочности - не хуже философского трактата: глубока и многозначна.

Кстати

27 декабря, а также 9 и 14 января в рамках выставки пройдет интерактивная экскурсия "Новый год в Стране чудес". Билеты необходимо приобретать заранее.

В этот день старинный особняк станет местом, где реальность скроется за фантазией. Все, что нужно гостям, - последовать за белым кроликом. В конце программы всех ждет новогоднее немного безумное праздничное чаепитие.

Музеи и памятники Москва