23.12.2025 22:00
Авто

Эксперт Васильев снял вопрос, почему в России нет дешевой АКП

Текст:  Евгений Костин
Несмотря на статус крупной автомобильной державы, в России до сих пор отсутствует собственная массовая автоматическая коробка передач для легковых автомобилей. Свой взгляд на эту ситуацию высказал "Прайму" автоэксперт кандидат технических наук Егор Васильев.
/ Пресс-служба АвтоВАЗа
Читать на сайте RG.RU

По его словам, в советский период легковой автомобиль не был массовым товаром. Высокая цена, дефицит и распределительная система делали любые технические усложнения, включая автоматическую трансмиссию, экономически нецелесообразными. При этом "автоматы" в СССР существовали - но применялись преимущественно в специальной и профессиональной технике, а также в ограниченных партиях представительских моделей.

В постсоветский период ситуация изменилась, но приоритеты остались прежними. Отечественный автопром делал ставку на простые и проверенные технические решения - атмосферные двигатели и механические коробки передач. Это позволяло сдерживать цены и сохранять спрос. Потребность в автоматических трансмиссиях в значительной степени закрывалась за счет импорта и локализации зарубежных моделей.

По словам эксперта, производство автоматических коробок передач, особенно классических гидромеханических, требует значительных инвестиций и больших объемов выпуска для окупаемости. При этом массовая установка таких агрегатов потребует доработки существующих моделей, дополнительных испытаний и неизбежного роста себестоимости автомобилей.

Винт ушами: ремонт BMW не у дилеров грозит стать невозможным из-за этого

Ситуация с вариаторами и роботизированными коробками еще сложнее. Их разработка и доводка требуют высоких инженерных компетенций, а риски массовых дефектов могут привести к значительным затратам на гарантийный ремонт. Даже крупные мировые автопроизводители сталкивались с подобными проблемами, что делает такие проекты особенно рискованными.

В последние годы на фоне изменения потребительских предпочтений интерес к автоматическим трансмиссиям в России растет. Однако, как подчеркивает Васильев, в текущих экономических условиях целесообразнее использовать уже освоенные технологии партнеров, прежде всего китайских производителей, чем запускать с нуля полностью отечественное производство.

По мнению эксперта, в ближайшей перспективе собственные автоматические коробки передач в России вряд ли станут по-настоящему массовыми. Их дальнейшая судьба будет зависеть от масштабов выпуска автомобилей, уровня локализации и общей экономической конъюнктуры.

Продажи Solaris идут вверх: с чем связан такой успех на падающем рынке
Легковые авто