Почти 90-летний опыт в судостроении, более тысячи кораблей различного класса, сошедших со стапелей феодосийского предприятия, - это завод "Море". Суда, построенные здесь, поставлялись в 37 стран мира. Однако с распадом СССР завод испытывал постоянные трудности. В сентябре 2014 года предприятие перешло Республике Крым, а спустя полтора года оно было передано в федеральную собственность. В конце 2018-го 100 процентов доли в уставном капитале ФГУП "Судостроительный завод "Море" приобрела госкорпорация Ростех. В последние годы в цехах предприятия строили катера типа "Сарган", а также многофункциональные водолазные суда и суда на подводных крыльях "Комета".
В 2021 году феодосийский завод мог остаться без заказов. В марте 2022-го Ростех передал весь его имущественный комплекс Объединенной судостроительной корпорации. Рыночную стоимость полного пакета акций завода "Море" на момент передачи оценили в 432 миллиона рублей. После этого ситуация изменилась, но заказов все равно не хватало. В 2023 году "Море" строило десять кораблей, в их числе два скоростных пассажирских судна "Комета 120М", а также спасательный катер-бонопостановщик проекта
А-40-2Б-Ф. Для Военно-морского флота здесь построили сразу семь кораблей-мишеней. Параллельно проводили техническое обслуживание катеров серии "Сарган" проекта 1100М для морских частей Росгвардии. Но по завершении работ снова образовалась пауза, часть специалистов вынужденно уехала на смежные предприятия в другие регионы. И вот теперь появилась возможность построить крупную серию судов.
- Завод сейчас работает над заказами частного инвестора. Сегодня сооружаются четыре экскурсионных гражданских судна типа "Котлин", - рассказал министр промышленности и торговли Крыма Анушаван Агаджанян.
Корабли находятся в высокой степени готовности, и в будущем году два из них будут спущены на воду и начнут работать на экскурсионных маршрутах у берегов Крыма.
- Сейчас прорабатываем с министерством курортов и туризма Крыма наиболее востребованные маршруты, - уточнил Агаджанян.
Другие суда могут быть переданы за пределы Крыма. Заказчик успешно работает с кораблями этого типа в Санкт-Петербурге.
- Учитывая, что завод вышел на серийное производство, мы с Минпромторгом РФ сегодня прорабатываем вопрос дополнительной загрузки этого предприятия еще семью судами, так как оно показало, что производственный цикл здесь налажен на высоком уровне, - добавил министр.
Тем временем на судостроительном заводе имени Бутомы в Керчи строится паром "Петропавловск". Судно проекта CNF22 возводят в рамках федеральной госпрограммы "Развитие транспортной системы" для регулярного пассажирского и грузового сообщения между морскими портами Дальнего Востока. Паром сможет перевозить 150 пассажиров, автомобили, автобусы и грузовые контейнеры между портами Камчатки, Сахалина, Приморского края, Магаданской области и Курильских островов. В декабре у керченских корабелов с рабочей поездкой побывал министр транспорта РФ Андрей Никитин.
А в сентябре здесь заложили киль нового буксира ледового класса. Проект реализуется по заказу Росморпорта. Это значительный вклад отечественной промышленности в развитие инфраструктуры морской навигации в Арктическом регионе. Когда буксир будет готов, его планируют эксплуатировать в порту Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ), расположенном за Полярным кругом, на западном берегу Обской губы Карского моря.
- В этот корабль мы закладываем долгосрочные отношения между Росморпортом и вашим заводом. Я надеюсь, что буксир, построенный вашими руками, будет работать бесперебойно и безаварийно, - заявил заместитель директора Арктического бассейнового филиала Росморпорта Валерий Яковенко.
По завершении работ буксир с заводским номером 01501 доставят из Крыма в Арктику по внутренним водным путям. Он будет сопровождать и вести кантовку танкеров и сухогрузов, выполнять морскую буксировку судов, плавсредств и сооружений по чистой воде и среди льдов.
В советское время судостроительный завод в Керчи строил танкеры водоизмещением 22 тысячи тонн с раздельным спуском на воду носовой и кормовой частей судна и последующей стыковкой корпуса на плаву. Завод имени Бутомы - единственный в Крыму имеет сухой док с шестью кранами грузоподъемностью 80 тонн и двумя - 320 тонн. В 1988 году здесь было построено первое в мире ледокольно-транспортное судно с атомной энергетической установкой - лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" 1300 TEU. За последние годы предприятие значительно расширило номенклатуру выпускаемых кораблей: на нем начали строить офшорные суда, контейнеровозы, буровые платформы для добычи нефти и газа. В 2023 году корпорация "Ак Барс" взяла обязательство за восемь лет инвестировать в модернизацию производства крупнейшего на полуострове керченского судостроительного завода имени Бутомы около восьми миллиардов рублей.