Дизельное топливо (ДТ) - главный товар в нашей экспортной корзине нефтепродуктов. А Бразилия - один из основных их импортеров. Больше нее их закупают только Турция и Китай. Одной из причин падения объемов поставок в эту страну в СМИ называется запрет на экспорт ДТ из России для непроизводителей, введенный с октября этого года. В некоторой степени эту версию подтверждают сторонние данные финского Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), который фиксирует снижение объема экспорта нефтепродуктов из России с сентября этого года. Причем, по оценке CREA, падение ноябрьских поставок российского ДТ в Турцию (крупнейший его импортер) составило 27%. Но статистика хоть и упрямая вещь, однако ее восприятие сильно зависит от интерпретаций. Самое простое объяснение - не всегда правильное.
Вероятнее всего, основными факторами снижения экспорта стали не запреты поставок ДТ за границу для трейдеров, а снижение объемов нефтепереработки в России из-за налетов БПЛА на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), необходимость насыщения топливом внутреннего рынка и ужесточение санкций со стороны США и ЕС.
Потребности России в нефтепродуктах ниже возможностей нашей нефтепереработки, в первую очередь по ДТ, отмечает заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. Объемы производства ДТ почти двукратно превышают спрос внутри страны. А технологические процессы на НПЗ таковы, что структуру продуктовой корзины (бензин, дизельное топливо, керосин) принципиально не изменить. По этой причине нашим компаниям приходится находить рынки сбыта, выбирая наиболее оптимальный вариант и учитывая санкционные ограничения, логистические издержки, динамику спроса на различных континентах и цену, предлагаемую странами-импортерами.
Экспорт ДТ на дальние расстояния, к примеру в ту же Бразилию, и так не особо выгоден при плохой конъюнктуре рынка, а для непроизводителей - трейдеров невыгоден вдвойне, они все же перекупают товар, поясняет зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев. Такие поставки могут быть интересны только крупным отечественным нефтяным компаниям, а им их никто не запрещал.
По словам генерального директора Open Oil Market Сергея Терешкина, поставки ДТ в Бразилию из России показывают снижение с начала 2025 года. На их динамику влияет усиленное внимание США к южноамериканскому региону в этом году. Для Бразилии выросли риски нарушения санкций в отношении ведущих нефтяных компаний России.
По его мнению, дальнейшая динамика поставок будет сильно зависеть от геополитического фона. Резкого сокращения экспорта ДТ в Бразилию не произойдет благодаря упомянутому отсутствию прямого запрета на экспорт, хотя колебания объемов возможны.
Схожий взгляд - у управляющего партнера NEFT Research Сергея Фролова. Российское ДТ востребовано на мировом рынке, и допобъемы найдут свою рыночную нишу после снятия всех ограничений. Но поставки на внутренний рынок остаются в безусловном приоритете, подчеркивает он.
Дизель на внутреннем рынке хотя и подешевел на бирже с октябрьских максимумов, но пока еще дорожает в рознице. Темпы роста его стоимости снизились, но только с начала зимы к 15 декабря он подорожал на 1,1%, по данным Росстата. Вероятнее всего, частичный запрет на экспорт ДТ будет снят, только когда рост цены остановится. Бензин же сейчас дешевеет и в опте, и в рознице, но на экспорт уходят не такие большие объемы (на максимуме 15% от производства).
Что касается Турции, то на эту страну оказывается сейчас не меньшее, а может, и большее, чем на Бразилию, давление со стороны Евросоюза и США. Именно ее часто называют "прачечной" для российского сырья. Не случайно после введения последних американских санкций против наших крупнейших нефтяных компаний Турция резко снизила закупки не только нефтепродуктов, но и сырой нефти из России. Ситуацию усугубляют атаки БПЛА на танкеры в Черном море. Риск потерять груз слишком велик.
В результате сейчас нам приходится больше полагаться на экспорт сырой нефти, хотя все эксперты согласны, что поставки нефтепродуктов более выгодны экономически. Как замечает Станкевич, на этапе передела сырья формируется добавленная стоимость.
Но пока наши мощности нефтепереработки почти не растут, новые НПЗ не строятся, сетует Гусев. Это все требует больших и долгосрочных инвестиций, которые едва ли возможны при существующей кредитно-денежной и фискальной политике, поэтому экспортируем нефть, поясняет эксперт.