Направление "Современное образование" действует с момента создания фонда в 2015 году и сегодня включает три программы: "Развивающая среда", "Финансовая грамотность" и "Цифровые навыки и компетенции".
Изменение среды
Программа "Развивающая среда" была запущена в 2018 году. Ее задача - создавать условия для личностного развития детей и профессионального роста педагогов. "Мы верим, что образование - это не просто процесс получения знаний, а путь к становлению самостоятельной личности", - поясняет руководитель программы Дмитрий Сизарев.
Ключевой акцент сделан на обучении педагогов. Программы повышения квалификации, разработанные Московским городским педагогическим университетом, помогают учителям подготовиться к работе в новой парадигме образования, обеспечивают передовыми методиками и инструментами.
Дело в том, что создание развивающей среды предполагает, во-первых, изменения во взаимоотношениях всех участников образовательной деятельности с акцентом на сотрудничество и диалог. Во-вторых, - личностное и профессиональное развитие руководителей школ и педагогов. В-третьих, - изменение содержания образовательного процесса: включение новых инструментов и приемов.
Масштаб работы растет с каждым годом. По итогам 2025-го в программе участвовало 2300 образовательных организаций из 50 регионов. По разработанным материалам обучалось около 600 тысяч детей и подростков. А созданные фондом методики были рекомендованы для внедрения в рамках глобальной инициативы ЮНЕСКО и ЮНИСЭФ, направленной на развитие базового образования для здоровья и благополучия детей и подростков.
Мастерские роста
"Развивающая среда" включает целый ряд проектов. Например, развитие интернет-ресурса "Школа возможностей", где размещены образовательные материалы: курсы для педагогов, программы занятий с детьми и т.д. Другое направление - формирование сети центров развития личностного потенциала (РПЛ) - школ и детских садов, работающих по методологии программы. В 2025 году в это сообщество вошли еще 44 организации, а их общее число выросло до 221.
Еще один проект - "Мастерские роста" - рассчитан на школы, готовые встраивать программу РПЛ во внеурочную деятельность. В нем участвует 110 учебных заведений из 38 регионов. "Мы наблюдали множество случаев, когда "незаметные" ребята выбирали для себя лидерскую позицию", - поделилась завуч МБОУ "Федоровская СОШ № 5", ХМАО - Югра Елена Приблуда.
В рамках программы также поддерживается работа ведущих педагогических вузов и колледжей, которые хотят развивать инновационные образовательные программы.
Язык цифр
Следующая программа благотворительного фонда, получившая название "Цифровые навыки и компетенции", направлена на то, чтобы сформировать у школьников интерес к новым технологиям и дать им необходимые для современного цифрового мира знания.
Ключевой проект программы - Академия искусственного интеллекта для школьников - был запущен в 2018 году. Благодаря ему ученики и педагоги осваивают основы машинного обучения, алгоритмов ИИ, работы с большими данными и программирования.
Работа Академии ИИ включает просветительские мероприятия ("Урок цифры", "Цифровой ликбез", Всероссийская неделя высоких технологий и технопредпринимательства).
А также включает обучающие программы и соревнования (онлайн-курсы, олимпиады, марафоны и хакатоны), работу с педагогами (бесплатные курсы по переподготовке) и поддержку в создании школьных кружков по искусственному интеллекту.
Ежегодно в просветительских мероприятиях Академии ИИ участвуют более 5 миллионов обучающихся, а ее материалами пользуются более 60 тысяч педагогов. В прошлом году 10 тысяч подростков приняли участие в соревнованиях академии.
Кружки ИИ
Фонд "Вклад в будущее" ежегодно выступает партнером всероссийской акции "Урок цифры". В прошлом году он разработал для нее урок на тему "Искусственный интеллект: промпт-инжиниринг", в котором приняли участие более 3,5 миллиона школьников. В ходе занятия они могли познакомиться с внутренним устройством нейросетей и процессом обучения моделей. В октябре 2024-го один из открытых уроков на эту тему провел президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф. Он рассказал школьникам, как развивается технология ИИ, какие возможности она открывает и как может трансформироваться в ближайшие годы.
Другой всероссийский просветительский проект - "Цифровой ликбез" - разместил на своей платформе короткие видеоролики от экспертов фонда. В них в доступной форме рассказывается о кибербезопасности и правилах поведения в сети. "В 2024 году "Вклад в будущее" стал лидером проекта "Цифровой ликбез". Ролики фонда посмотрели более 660 тысяч школьников и более 28 тысяч педагогов", - отметил генеральный директор АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко.
Фонд также выступает партнером Недели высоких технологий и технопредпринимательства. В прошлом году в ней приняли участие свыше 500 тысяч школьников и учителей из 79 регионов России.
В 2022 году совместно с МФТИ и Фондом развития Физтех-школ был запущен проект "ИИ Старт", помогающий педагогам открыть у себя в школе кружок по искусственному интеллекту. За время проекта запущено 285 таких кружков, в которых ежегодно обучается около 2 тысяч детей.
Для закрепления навыков технологий ИИ у подростков проводятся различные соревнования, например совместный профиль "Искусственный интеллект" Национальной технологической олимпиады и Академии ИИ. В прошлом учебном году участниками профиля стали более 7,5 тысячи человек.
Управление финансами
В 2017 году стартовала программа "Финансовая грамотность" под "зонтиком" которой была создана серия просветительских продуктов, объясняющих основы финансовой грамотности на доступном современным детям языке. Аудитория программы: дети от 5 до 18 лет, а также педагоги и родители. В 2024 году в совместных проектах и мероприятиях по финансовой грамотности участвовали 3,8 миллиона школьников.
"Финансовый мир постоянно усложняется: появляются новые услуги, развиваются цифровые сервисы, открываются новые возможности для инвестиций, - отметила руководитель программы Нина Осипова. - Именно поэтому фонд активно поддерживает инициативы по повышению финансовой грамотности людей, разрабатывая просветительские продукты и инструменты, которые простыми словами объясняют сложные понятия и помогают управлять личными финансами".
Для популяризации финансовой грамотности фонд поддерживает различные всероссийские просветительские проекты, безвозмездно предоставляет методические материалы для учителей, а также проводит собственные конкурсы и проекты для молодежи. В числе партнерских проектов - всероссийская просветительская эстафета "Мои финансы", для которой фонд в прошлом году предоставил материалы по темам: "Кредиты и займы" и "Семейный бюджет" для подростков в возрасте 14-18 лет.
Для Всероссийского конкурса технологических проектов школьников "Шустрик" были созданы специальные видеозанятия. "Эксперты программы "Финансовая грамотность" разработали для участников мини-курс "Конструктор бюджета", из которого дети узнали, как рассчитать бюджет проекта, привлечь инвестиции и разумно их потратить", - пояснил заместитель директора Научного парка МГУ, координатор Всероссийского конкурса "Шустрик" Виталий Морозов.
В рамках партнерского проекта с НИФИ Минфина России - "Каникулы с финансовой грамотностью" - разработаны и продолжают разрабатываться материалы для педагогов и вожатых детских лагерей, чтобы разнообразить досуг и познакомить подростков 12-16 лет с миром финансов. В 2024 году был представлен первый модуль, который учит ставить финансовые цели, составлять бюджет, управлять рисками.
Помощь волонтеров
В 2020 году была разработана особая программа по повышению финансовой культуры воспитанников детских домов. Ее задача - сформировать у ребят навыки обращения с деньгами и защиты от мошенников, научить азам финансовой грамотности. Занятия с детьми проводят волонтеры из числа сотрудников Сбера и других организаций, прошедшие предварительное обучение. В 2024 году в программе участвовало 120 волонтерских команд (более 550 человек).
Программа проводится в 63 городах России, например в детских домах Московской, Нижегородской, Свердловской и ряда других областей. Было зафиксировано улучшение финансового поведения (в разрезе навыков) у 30 процентов участников занятий. Дети научились лучше идентифицировать вещи, которые по праву принадлежат им, осознаннее распоряжаться ими, планировать бюджет и задумываться о рациональных расходах, а не отдаваться влечению импульсивных покупок. В 2023 году проект "Финансовая грамотность для воспитанников детских домов" занял второе место Национальной премии "Наш вклад".
А буквально недавно - в ноябре этого года - президент России Владимир Путин объявил благодарность фонду "Вклад в будущее" за активную благотворительную деятельность и вклад в развитие системы дополнительного профессионального образования.