На волне юбилея Плисецкой
В 2025 году балетный мир получил огромную фору в виде 100-летия со дня рождения Майи Плисецкой - балерины планетарного значения, чья фигура соединяет модернизацию академической традиции и отважный эксперимент, бесстрашие и ненасытную страсть ко всему новому, которую она сохранила до самого конца.
Майя Плисецкая - 100 лет со дня рождения великой балериныЮбилейная вывеска открывала поле для любых нестандартных решений. Но созидательная энергия Майи, кажется, выветрилась из русского балета вместе с ней. И большие, и малые сцены ограничились банальнейшими концертами. Стыдно было за их режиссеров, заставивших хороших современных артистов вновь и вновь прятаться за лебединым крылом или симулировать донкихотовский фейерверк - соревноваться с легендой на ее территории бесполезно.
На этом фоне в событие превратился скромный проект "Моя Майя", собравший несколько сегодняшних хореографов, которые, вдохновившись творчеством Плисецкой, переосмыслили его в современной форме с сегодняшними танцовщиками. Программу показали не только в Москве, но провезли по России и добрались с ней даже до Салехарда, где сложно представить традиционный балет.
Где личности, там прорыв
В остальном же приходится констатировать, что сейчас в балете правят не институции, а личности.
Мариинский театр, давно уже пугавший дикорастущими премьерами, в этом сезоне стал главным ньюсмейкером благодаря тому, что, наконец, встретился с хореографией Вячеслава Самодурова. В первой совместной работе - "Танцсценах" - хореограф, когда-то взращенный этой труппой, вдруг обнаружил вкус к академизму и систематизации своих находок. А само это сотрудничество стало возможно благодаря Андриану Фадееву, возглавившему балет Мариинского театра в 2024 году.
Фадеев спровоцировал и другой важный дебют сезона. Он пригласил в Театр балета Якобсона, которым также руководит, хореографа Игоря Булыцына. Лишенная дебютантских рефлексий цельнокроеная хореография его "Брух. Сюиты" оказалась к лицу молодой азартной компании.
Булыцын, о котором можно говорить уже как о сложившемся хореографе с собственным лицом, - воспитанник екатеринбургского "Урал Балета". Там под занавес года показали проект "Пиши балет", в котором скрестили молодых хореографов с композиторами.
А сердцем программы оказались "Шесть русских песен" на музыку Анатолия Королева - благородная и тщательно отделанная работа хореографа труппы Антона Пимонова.
Кого назвать героями года
Но, за исключением нескольких работ, 2025 год в балете - время не хореографов, а артистов. Старшего поколения артистов.
Экс-прима Большого театра Мария Александрова собрала творческий вечер из преимущественно новых работ.
Ее коллеги по Большому Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин соединили в своей программе старое и новое, номера в собственном исполнении с приглашением юных коллег.
Многолетнему премьеру Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Георги Смилевски бенефис устроил родной театр.
Дарья Павленко, экс-звезда Мариинского театра, стала мощным излучающим центром спектакля "До поезда осталось" по мотивам "Анны Карениной", а Диана Вишнева, пригласив в партнеры Жиля Романа, привезла в Россию и исполнила с испепеляющей откровенностью постановку Мориса Бежара "Стулья" по Ионеско.
Все эти артисты, помнящие вкус креативности, риска и больших свершений, взяли инициативу на себя и опять стали героями года.
- Пермский балет, в феврале отмечающий 100-летие, в честь юбилея вернется к спектаклю, с которого все начиналось, - "Жизели". Худрук труппы Алексей Мирошниченко, увлеченный классикой, готовит новую детализированную редакцию. В отдаленных планах - "Спящая красавица".
- Московский театр "Кремлевский балет" репетирует "Тщетную предосторожность". Успех гарантирован: комедия - редкий в балете жанр, драматургия от виртуозов XVIII века. В соавторы Юлиана Малхасянц, умеющая придумать игровые мизансцены и "танцы в характере", взяла сценографа Вячеслава Окунева и художника по костюмам Наталью Земалиндинову. Премьера назначена на 23 апреля.
- Анна Каренина возвращается на сцену Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Это будет не балет Кристиана Шпука, шедший с успехом несколько лет, а постановка худрука труппы Максима Севагина. Хореограф выбрал музыку Ильи Демуцкого, написанную для балета Юрия Посохова. Премьера заявлена на 25 июня.
- "Балет Москва" 20 февраля обещает выпустить "Щелкунчика". Уточнение в названии - "Несказка" - обещает нечто интригующее. Ставит спектакль хореограф Павел Глухов, в команде с ним сценограф Лариса Ломакина и художник по костюмам Светлана Тегин.
- Театр балета Якобсона собирается вновь сотрудничать с Вячеславом Самодуровым (их совместные огненные "Озорные частушки" на музыку Щедрина трижды гостили в Большом театре, а вторая общая работа "598 тактов" собрала урожай наград в 2024). Мировая премьера (партитуру пишет петербуржец Дмитрий Мазуров) обещана летом.
- Сейчас Самодуров вновь ставит на музыку Щедрина - станцевать его "Хороводы" в Мариинском театре предложил Валерий Гергиев. Премьера в феврале.
- Под занавес сезона Самодуров выпустит в Мариинском театре одноактный балет на музыку Мендельсона.