Прохожих на деревенской площади практически не было, не портила впечатление и одинокая, совсем небольшая группа туристов. Так что к каретному сараю усадьбы Кашиной, где разместилась выставка-расследование, подошли с ощущением перемещения во времени.
Выставка называется "Мое степное пенье сумело бронзой прозвенеть". Здесь собраны уникальные подлинные документы, в том числе из дела № 89, письма, факты, не выставлявшиеся ранее фотографии. В ее создании участвовали порядка десятка музеев и организаций - от архива ФСБ до народного музея Есенина в Воронеже.
- Это выставка-расследование, - рассуждает директор музея-заповедника в Константинове Вячеслав Журавлев. - Мы даем людям самим ознакомиться с материалами, пройти, прочитать. Взвесить и версии "за", и версии "против", и самоубийство, и убийство, увидеть, как версии об убийстве появлялись, в том числе в 90-е годы. Даже сама Татьяна Есенина - дочь поэта - в 90-е, когда у нее об этом спрашивали (здесь представлен ее ответ оригинальный), пишет о том, что все это неприятно, все эти вещи для того, чтобы вызвать какое-то особое отношение к определенным группам лиц у читателей. Она пишет, цитирую: "Мне эта мышиная возня не нравится, я надеюсь, скоро она прекратится". Вообще эта тема очень сложная, но я думаю, странно отрицать, что это очень сильно подогревает интерес".
Организаторы выставки отказались от экскурсоводов по ней, ведь у каждого есть свое мнение, и чтобы оно никак не повлияло на тех, кто пришел сюда за ответом. Единственное - это аудиогид, запущенный 27 декабря. Актеры просто читают представленные документы: протоколы допросов, воспоминания разных людей, к ним добавлены музыка и звуковые спецэффекты. От этой сухой констатации фактов даже у людей, хорошо знающих тему, на выходе - комок в горле.
Рассекреченные документы ФСБ, заключения современных криминалистов - самоубийство. Пронзительный раздел "18+": прядь волос, посмертная маска, здесь впервые публично выставлены фотографии погибшего поэта из морга. Есть в экспозиции и воспоминания о том, как в последние дни все пел: "Что-то солнышко не светит…". Что-то он знал или чувствовал?..
Раздел об отношениях с Троцким: Есенин пишет, что тот после личного общения хорошо к нему относился, помогал с изданием книг. Может, и не любил Есенина, но понимал, что такой поэт нужен стране.
И еще про мифы: кто бы хотел его смерти - большевики, литературная среда, масоны...
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина- Вот касаемо, например, уничтожения Есенина как духовного лидера. Ну красиво же звучит, мне, как человеку, который очень любит Есенина, где-то в глубине души даже нравится эта версия, потому что это действительно символ нашей культуры, нашего русского культурного кода, - говорит Журавлев. - Однако документы свидетельствуют, что все версии о его насильственной смерти - это пустые домыслы.
Зато моего собеседника радует другое. "А знаю, что поэзию Есенина не затмевают никакие мифы. На улицах Рязани попросили людей вспомнить его стихи. И оказалось, что их заучивают, помнят и готовы тут же рассказать полюбившееся стихотворение".
...Мы идем к старенькому дому, где родился и вырос поэт. Говорим о том, что Есенин очень разный: и деревенский рубаха-парень, и городской хулиган, и романтик с его захлестывающей нежностью, и патриот не плакатный, и мудрец… Но всегда искренний, всегда настоящий, открытый... И хотя мы живем в веке информации, искренности-то в этом мире больше не стало, наоборот, все спрятались: за своей маской, своей личной скорлупой, в своей норке, со своим компьютером.
И никакая мифология не сможет затмить поэзию Сергея Есенина.
- Любое подсвечивание этой темы с любой стороны пусть будет, - считает Вячеслав Журавлев. - Это же вызовет интерес, заставит взять томик стихов. И человек все равно поймет, какой на самом деле поэт Сергей Есенин. Он приедет к нам в Константиново, он послушает экскурсию о том, насколько это был нежный и чуткий человек... О том, что Есенин был не только пьяница, не только бабник, не только хулиган городской. Это только один из публичных образов, одна грань, которые сам же поэт и придумывал. Правда лишь в том, что эти образы пропитаны искренней любовью к людям, к своим близким, к своей стране, ее природе... Он не умел плакатно, бравурно кричать об этом, а через свою лирику показывал, как он это чувствует. Помните: "Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, дайте родину мою". Ну чем, скажите, это не современная национальная идеология?
В памятный день на его могилу возложили цветы. А в музее-заповеднике собрались почитатели его поэзии, чтобы еще раз обратиться к творчеству поэта, пробежать по мятой стежке стихов, окунуться в синь просторов, что сосет глаза...