29.12.2025 21:04
В мире

Экс-президенту Южной Кореи Юн Сок Ёлю могут назначить высшую меру наказания

Текст:  Олег Кирьянов
Специальный прокурор Мин Чжун Ги 29 декабря подвел итоги 180-дневного расследования в отношении супруги бывшего президента Республики Корея Юн Сок Ёль - Ким Гон Хи. По словам спецпрокурора, следствие установило, что экс-первая леди системно использовала свой статус для получения личной выгоды и незаконного вмешательства в государственные дела, нанеся "существенный ущерб публичной системе Республики Корея". За это ей грозит 15 лет тюрьмы и крупный штраф с конфискацией. Теперь работа всех трех специальных прокурорских групп завершена и осталось узнать приговор суда в отношении более 120 лиц, включая высших чиновников предыдущей администрации, в том числе президента, премьер-министра, членов кабмина, высокопоставленных военных и других. Экс-президенту РК Юн Сок Ёлю грозит очень серьезное наказание, вплоть до высшей меры.
Читать на сайте RG.RU

Получала взятки, влияла на кадровые решения, вмешивалась в политику

Как говорится в итоговом заявлении Мин Чжун Ги, в рамках расследования было проанализировано 31 уголовное дело, по итогам которых обвинения предъявлены 76 фигурантам, при этом часть из них проходит сразу по нескольким эпизодам. Всего были арестованы 20 человек. Совокупный объем незаконно полученных средств и ценностей следствие оценило примерно в 1,46 млрд вон.

Спецпрокурор пришел к выводу, что Ким Гон Хи играла центральную роль в том, что он охарактеризовал как "современный коррупционный скандал", используя неформальное влияние супруги президента для вмешательства в кадровые решения, процессы выдвижения кандидатов на выборы, а также решения, касающиеся государственной политики. По данным следствия, многие лица обращались за содействием именно к ней, минуя самого президента, и их просьбы удовлетворялись.

Минобороны Южной Кореи наказало генералов, помогавших вводить военное положение

Отдельное место в расследовании заняли обвинения во взяточничестве. Установлено, что Ким Гон Хи получила предметы роскоши на сумму 377,25 млн вон (более 200 тысяч долларов). Среди них - ювелирные изделия, часы класса люкс, произведения искусства и дизайнерские сумки. Значительная часть этих эпизодов связана с Церковью объединения, руководство которой, по версии следствия, стремилось через окружение президентской семьи продвигать собственные интересы, что спецпрокурор охарактеризовал как попытку слияния религии и политики, противоречащую Конституции Республики Корея.

Следствие также возобновило ряд дел, закрытых в период президентства Юн Сок Ёля. В частности, речь идет о деле о манипуляциях с акциями Deutsch Motors, по которому Ким ранее была освобождена от ответственности после одного допроса. Спецпрокурор заявил о выявлении новых доказательств, включая аудиозаписи, и предъявил Ким обвинение по Закону о рынке капитала. Судебное решение по этому делу ожидается 28 января.

Кроме того, Ким Гон Хи инкриминируется получение бесплатных социологических опросов от политического брокера Мён Тхэ Гюна в обмен на содействие в партийных выдвижениях, что квалифицировано как нарушение законодательства о политических фондах. По совокупности обвинений спецпрокурор потребовал для Ким 15 лет лишения свободы и конфискацию имущества на сумму 2 млрд вон.

При этом следствие признало, что не располагает достаточными доказательствами прямой осведомленности Юн Сок Ёля о получении супругой подарков и взяток. Несмотря на то что спецпрокуроры сочли заявления экс-президента о полном неведении "малоправдоподобными", отсутствие прямых доказательств не позволило квалифицировать действия Ким как получение взятки должностным лицом, что повлекло бы более жесткую ответственность.

Президент Ли Чжэ Мён с администрацией вернулся в комплекс Чхонвадэ

В результате материалы, касающиеся возможной причастности Юн Сок Ёля, а также ряд эпизодов, по которым следствие не смогло поставить окончательную точку, были переданы в Следственное управление Агентства национальной полиции РК для дальнейшего расследования.

Три спецпрокурора - один финал

Завершение расследования по делу Ким Гон Хи стало последним аккордом работы трех специальных прокурорских групп, созданных для расследования обвинений в отношении бывшего президента и его окружения - по делам о введении военного положения, коррупционных схемах первой леди и вмешательстве в расследование гибели морского пехотинца.

По итогам работы трех спецпрокуроров на скамье подсудимых оказался 121 человек, не считая совпадающих фигурантов. Сам Юн Сок Ёль проходит обвиняемым сразу по нескольким делам и в общей сложности участвует в восьми судебных процессах. Первое решение суда в отношении экс-президента ожидается 16 января, когда будет оглашен приговор по делу о воспрепятствовании исполнению ордера на арест и нарушении процедуры обсуждения в правительстве.

Ключевое дело о введении военного положения, по которому Юн обвиняется как организатор, рассматривается в Центральном районном суде Сеула. По нему предусмотрено наказание вплоть до пожизненного заключения или смертной казни. Оглашение приговора ожидается в феврале.

Ким Гон Хи, в свою очередь, уже стала фигурантом трех отдельных судебных процессов, включая дело о манипуляциях акциями, незаконном получении опросов и взятках за посредничество. Первый приговор по ее делам ожидается 28 января. Кроме того, в ближайшие месяцы начнутся слушания по новым эпизодам, включая так называемое дело "продажи должностей".

Прокуратура Южной Кореи потребовала 5 лет тюрьмы для "шамана Юн Сок Ёля"

Южнокорейские правовые эксперты отмечают, что завершение работы всех трех спецпрокурорских групп означает переход дела из политической плоскости в сугубо судебную. Теперь дальнейшая судьба бывшего президента и его супруги будет определяться исключительно решениями судов, а вынесенные в начале года приговоры могут стать ориентиром для всех последующих процессов.

"Закон надо менять"

Одновременно расследование выявило пробелы в законодательстве. Спецпрокурор Мин Чжун Ги прямо указал, что статус супруги президента как частного лица существенно осложняет привлечение к ответственности, и призвал к пересмотру норм, чтобы первые леди приравнивались к должностным лицам в части антикоррупционного законодательства.

Таким образом, политическая глава истории правления Юн Сок Ёля завершена. Теперь начинается этап юридических решений, которые могут стать одними из самых резонансных в новейшей истории Республики Корея и задать новые стандарты ответственности для высших эшелонов власти.

Южная Корея