Конфликт с разведкой и обвинения во лжесвидетельстве
Во вторник и среду в Национальном собрании (парламенте) Республики Корея прошли слушания по Coupang, которые с самого начала приняли скандальный характер, так как глава и основатель ретейлера Ким Бом Сок отказался явиться на заседание, в очередной раз указав на отсутствие времени для этого.
Прибывший же для общения с народными избранниками представитель компании гражданин США Харольд Роджерс, которого отправили на заседание от Coupang, не выглядел как человек, который сильно страдает от вины за утечку. Он регулярно вступал в перебранку с депутатами, повышал на них голос, протестовал и выдал такие заявления, которые представители правительства РК назвали "откровенной ложью".
В частности, спор вызвали озвученные во вторник, 30 декабря, утверждения американца о том, что Национальная разведывательная служба (НРС) РК якобы "дала указание компании провести расследование инцидента". На продолжившихся в среду слушаниях Роджерс не только не отступил, но и попытался перевернуть рамку дискуссии: он назвал происходящее "успешным примером сотрудничества частной компании и госорганов" и неоднократно повторял вопрос в адрес парламентариев: почему не рассказывают о "совместном успехе Coupang и правительства". Когда председатель комитета Чхве Мин Хи заявила, что "с Роджерсом невозможно общаться" и обвинила его во "втягивании НРС в игру в "истину"", вопросы по части расследования стали адресовать уже не ему, а вице-президенту Coupang по юридическим вопросам Ли Чжэ Голю.
Юрист Coupang сообщил более конкретные детали: по его словам, 2 декабря НРС впервые направила официальное письмо, пояснив, что запрос связан с вопросами национальной безопасности и что у Coupang есть юридическая обязанность сотрудничать. Он также заявил, что в начале декабря от НРС поступала просьба "попробовать отправить подозреваемому текстовое сообщение". При этом на вопрос, давала ли разведка прямое указание проводить самостоятельное расследование компании, представитель Coupang ответил, что воспринял позицию как "разрешение действовать на усмотрение", а отчет, по его словам, "составлялся самостоятельно".
Разведслужба, которая обычно отказывается от каких-то внутриполитических заявлений, на этот раз ответила публично. В распространенном официальном заявлении НРС назвала эти утверждения "откровенной и безосновательной ложью" и, со своей стороны, рекомендовала парламенту официально обвинить Роджерса в лжесвидетельстве. По поводу запросов было сказано, что запрошены были лишь данные о ситуации с утечкой, но никаких указаний о расследовании не давалось.
Когда компанию стали "припирать к стенке" вопросами, то Роджерс снова стал пытаться увиливать. Он стал ссылаться на то, что не понимает по-корейски, а текст и вопросы на корейском и английском различались, как и зафиксированные ответы. Стоит отметить, что парламент, учитывая важность слушаний, предлагал американцу предоставить синхронного переводчика от НРС, но Роджерс отказался, сказав, что он будет использовать своего.
На 160 запросов - 50 ответов и исчезнувшие логи
Параллельно все больше вопросов у властей к действиям и поведению компании, что заставило власти РК усилить давление. Руководитель межведомственной рабочей группы по "делу Coupang" - вице-премьер и министр науки и ИКТ Пэ Гён Хун - 31 декабря прямо заявил в парламенте, что Coupang "не отвечает должным образом" на запросы, и потребовал выполнять обязательства проверяемой организации.
По его словам, министерство направило Coupang более 160 запросов на материалы, но получило ответы лишь на 50. Среди данных, по которым, как прозвучало, "сотрудничество не обеспечивается", названы "важные исходные данные", результаты расследования американской компании по кибербезопасности, материалы внутренних "учебных взломов", а также данные о работе за последние три года.
Отдельно прозвучало обвинение, которое для любой истории о киберинциденте звучит как дурная комедия без смешной части: речь о потере существенного массива технических следов. Министр сообщил, что после утечки данных министерство 19 ноября потребовало обеспечить сохранность материалов, однако затем было подтверждено, что пять месяцев логов доступа к сайту были удалены по вине Coupang. Факт удаления, по его словам, был выявлен 27 ноября, и министр назвал это нарушением закона.
Пэ Гён Хун также жестко отреагировал на позицию Coupang о якобы "трех тысячах утечек", заявив, что такая формулировка "крайне опасна", а сама ситуация "вызывает серьезные подозрения", поскольку компания, по его словам, фактически цитирует показания подозреваемого, и результаты проверок трех учреждений "почти совпадают" с его словами. Он подчеркнул, что если удаленные данные где-то сохранялись, например в облаке, то их может быть трудно обнаружить, а потенциально это может быть использовано и "на уровне кибератаки с государственным фоном". Правительство Южной Кореи оспорило цифры ущерба. По их данным, пострадали/утекли данные не трех тысяч, а 33 миллионов 700 тысяч пользователей компании, то есть всех ее клиентов, включая бывших.
Компенсации, извинения и обвинения в "маркетинговом ходе"
На фоне политико-правового давления компания попыталась перейти к тактике "погасить пожар компенсациями". Coupang объявила план компенсаций после того, как основатель компании Ким Бом Сок впервые публично извинился за произошедшее, сделав это лишь через месяц после инцидента. Однако эта линия вызвала резкую реакцию общественных организаций: правозащитники потребителей раскритиковали план, назвав его маркетинговым инструментом для стимулирования покупок и продления подписок, а не реальной защитой пострадавших. Роджерс же на слушаниях сначала заявил, что это "беспрецедентный по объему размер компенсации" в размере 1 млрд 170 млн долларов, а затем резко бросил: "А что теперь делать-то?! Предложите сами что-то получше!".
Проблема же в том, что "компенсации" являются купонами на те или иные сервисы компании, в первую очередь на не самые популярные. Это вызвало обвинения в попытке просто "раскрутить" компанию под видом компенсаций.
Ключевой факт, который усиливает общественный резонанс: утечка затронула 33 млн клиентов. В таком масштабе любое "компенсационное предложение", выглядящее как стимул потратить еще, неизбежно воспринимается как попытка превратить кризис в рекламную кампанию - даже если авторы плана уверены в обратном.
Национальное расследование "вплоть до приостановки работы"
Давление на Coupang усиливается и по парламентской линии, где компании готовы припомнить все обвинения и подозрения. 31 декабря правящая Демократическая партия "Тобуро" подала требование о проведении национального расследования, обозначив его предмет широко: массовая утечка персональных данных, случаи гибели и производственного травматизма работников, практика управления логистическими центрами, а также предполагаемые недобросовестные и монопольные методы ведения бизнеса.
Депутаты указали, что одним из мотивов такого шага стало ощущение недостаточного сотрудничества Coupang на фоне уже идущих слушаний, а также отсутствие на заседаниях главы и основателя компании, этнического корейца Ким Бом Сока. Прозвучало и политически чувствительное предупреждение: если неявка будет продолжаться, помимо иных мер, обсуждается и возможность действий, связанных с запретом на въезд, ссылаясь на положения миграционного законодательства.
Сам же Ким, находясь в США, уже начал мобилизовывать лоббистов США, пытаясь выставить действия властей Южной Кореи по привлечению к ответственности за утечку данных из компании как "несправедливую дискриминацию и давление на американскую фирму со стороны Сеула".
На этом фоне власти РК обозначили, что могут пойти и на крайние меры. Председатель Комиссии по справедливой торговле РК Чу Бён Ги заявил, что при необходимости по итогам проверок возможно наказание "вплоть до приостановки деятельности". Он пояснил, что будут учитываться комплексно и ущерб потребителям, и ущерб поставщикам, а также обсуждаются варианты частичных ограничений, включая санкции в отношении отдельных сегментов.
В ходе дискуссий председатель комиссии также заявил, что стране нужны более сильные механизмы регулирования онлайн-платформ - и "до", и "после" нарушения, а уровень экономических санкций по действующей системе он назвал недостаточным. Отдельно прозвучало, что рассматривается возможность обсуждать и внедрение механизмов, близких к коллективным искам: комиссией продвигается "групповой иск", а сама идея полноценного коллективного иска, по его словам, "может быть достаточно рассмотрена".
Налоговый сюжет: "консультации" в США и вопрос о справедливости платежей
Параллельно возникли вопросы к компании и со стороны налоговых органов РК. Руководитель Национальной налоговой службы Кореи Лим Гван Хён заявил, что будет проверять, не выводило ли корейское подразделение Coupang средства в адрес американской штаб-квартиры в виде чрезмерных консультационных выплат и иных платежей, что могло влиять на налогообложение. Он отметил, что даже при наличии переносимых убытков налоговая проверяет, были ли налоги уплачены корректно.
Таким образом, скандал вокруг утечки данных в Coupang только разрастается, превращаясь в полноценное противостояние корейского правительства и общества против ретейлера, который отчаянно выкручивается и идет - по крайней мере с точки зрения властей - на откровенную ложь, пытаясь втянуть еще и власти США на своей стороне.