Алексей Евгеньевич, защита законных прав и интересов граждан сегодня является одним из приоритетных направлений для прокуратуры. С какими проблемами к вам чаще всего обращаются омичи? Растет ли количество жалоб и обращений?
Алексей Афанасьев: Действительно, правозащитная функция - это основная функция прокуратуры. Количество поступивших обращений ежегодно увеличивается. В 2025 году по всем направлениям к нам поступило почти 75 тысяч жалоб от жителей Омской области. Для сравнения, в 2024 году их было около 69 тысяч. Мы связываем это с тем, что люди нам доверяют.
К сожалению, мы не можем решить каждое обращение. Прокурор в силу закона не подменяет контролирующие органы, поэтому примерно пятую часть жалоб перенаправляют в другие органы и ведомства, которые проводят проверки и дают правовую оценку оспариваемым действиям. С остальными разбираемся сами. При этом прокуроры ориентированы на координацию работы всех заинтересованных органов власти и ведомств для восстановления нарушенных прав граждан.
Для жителей отдаленных районов сельской местности сегодня наиболее актуальными являются вопросы содержания дорог, дорожной инфраструктуры и транспортной доступности. В городе Омске проблем громадье. Одна из основных - это сфера ЖКХ.
Проблемы состояния и развития жилищно-коммунального хозяйства являются одними из наиболее острых, поскольку касаются каждодневной жизни подавляющего большинства населения?
Алексей Афанасьев: У нас в одном из мессенджеров есть группа, в которой состоит 226 сотрудников прокуратуры. Ежедневно в ней анализируются все публикации омичей в СМИ и новостных пабликах. Так вот, подавляющая часть жалоб касаются именно сферы ЖКХ. Начинаем проверки и работаем буквально "с колес".
Большое количество обращений поступает по вопросам подключения к теплу и горячему водоснабжению жилого фонда. Эта проблема ведет свое начало с 2010-2020-х годов, когда "Тепловая компания", которая передает большую часть теплоэнергии на территории города, пользуется при этом городским имуществом, сетями, оказалась в огромных долгах. В настоящее время они составляют около 2 миллиардов рублей.
Между ресурсоснабжающими организациями идут постоянные конфликты, судебные процессы. В результате страдают омичи. На 1 сентября 2025 года в городе было 317 раскопанных после ремонтных работ участков, а более 700 многоквартирных домов оставались без горячей воды. Вижу, что с приходом нового руководителя ТГК-11 взаимоотношения между поставщиками ресурсов и городской компанией меняются в лучшую сторону.
Поступают жалобы и из городских микрорайонов, куда не ступала нога чиновника из городской администрации. Например, 16-ый военный городок. По многочисленным жалобам мы провели личный прием в воинской части, обошли территорию, которая производит удручающее впечатление. Нет освещения, кругом разруха, улицы перекопаны, столбы врастают в деревья. Мы приняли меры, привлекли внимание мэра. Работа по благоустройству территории там началась и будет продолжена.
Но подобных оставленных без внимания властей микрорайонов в Омске еще немало. Люди хотят видеть вокруг себя качественную инфраструктуру, хорошие дороги, парки. А у многих месяцами нет даже горячего водоснабжения. Поэтому возмущение горожан является обоснованным.
При этом есть и положительные сдвиги в вопросе приведения инженерных коммуникаций в нормативное состояние. Так, с 2025 гола в Омской области началась реализация федерального проекта, в рамках которого из бюджетов различных уровней направлены около 500 миллионов рублей на капитальный ремонт 11 объектов теплоснабжения, расположенных в городе. Реализация таких мероприятий позволила капитально отремонтировать более 30 км тепловых сетей, находящихся в эксплуатации АО "Тепловая компания", что в дальнейшем положительно скажется на потребителях.
Все мы помним коммунальный коллапс 2023 года, когда омичи замерзали в своих квартирах. Что предпринимается для того, чтобы подобная ситуация больше не повторилась?
Алексей Афанасьев: Да, тогда в сильные морозы более 1600 многоквартирных домов в Омске фактически остались без отопления. Температура в квартирах горожан составляла от 11 до 18 градусов. Детские сады не работали в течение двух недель, школы были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Такая ситуация создала реальную угрозу для жизни и здоровья населения. Выяснилось, что теплогенерирующее оборудование структурного подразделения ТЭЦ-5 находилось в неудовлетворительном состоянии, потому что годами не ремонтировалось.
Мы привлекли Ростехнадзор и провели комплексную проверку всех принадлежащих ТГК-11 теплоисточников, выявили свыше 750 нарушений законодательства о теплоснабжении, а также правил промышленной безопасности. По искам прокуратуры суд обязал их устранить, мы контролируем данный вопрос. Виновные в случившемся привлечены к ответственности.
По закону, из-за снижения качества предоставляемой услуги жителям необходимо было сделать перерасчет. Но он составил всего по 200-300 рублей на квартиру. Это смешные цифры. В интересах 512 граждан из числа социально незащищенных слоев населения мы сами направили в суды соответствующие иски, по которым взыскано почти 4 миллиона рублей. В результате пострадавшие омичи получили от 3 до 10 тысяч рублей компенсации за моральный вред и некачественно оказанную услугу.
Как часто вы обращаетесь в суд в интересах социально незащищенных слоев населения?
Алексей Афанасьев: Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В этом году прокуратурой подано около 4 тысяч подобных исков. В 99% случаев мы их выигрываем.
К примеру, обратился к нам с жалобой инвалид III группы. Лечащий врач выписал ему рецепт на льготные препараты, однако в аптеке в выдаче лекарства отказали. Этот вопрос был решен сразу же. Но при общении с заявителем мы выяснили, что он получает маленькую пенсию - всего 11 тысяч рублей. Он не смог доказать стаж работы на хлебозаводе и давно уже с этим смирился.
Прокуратура направила запросы в муниципальный архив, установила и опросила свидетелей, работавших вместе с заявителем, подготовила исковое заявление с требованиями произвести перерасчет размера пенсии. Решением суда ее размер был увеличен до 18 тысяч рублей. Кроме того, в пользу пенсионера взыскали сумму недоначисленной пенсии - более 220 тысяч рублей. Считаю, что мы сделали для него очень хорошее дело.
И таких положительных примеров реальной помощи людям, обратившимся за помощью в органы прокуратуры, немало.
Один из наиболее ярких примеров - жалоба супруги участника спецоперации. Ее муж получил тяжелое ранение и нуждался в специальном лечебном питании и технических средствах реабилитации. Оказалось, эта проблема имеет массовый характер.
Прокуратура внесла представление в правительство региона. В результате для нуждающихся в специализированном питании паллиативных пациентов из бюджета дополнительно выделили 1 миллион рублей, что позволило обеспечить их сухими смесями до конца 2025 года.
По требованию прокурора правительство региона также выделило 27 миллионов рублей и закупило 103 бытовых подъемника и 934 пандуса. Это позволило закрыть потребность заявителя и других стоящих в очереди инвалидов региона в данных устройствах.
Кроме того, по инициативе прокуратуры в региональное законодательство внесли изменения. Теперь инвалиды - участники СВО обеспечиваются техническими средствами реабилитации в приоритетном порядке.
С какими проблемами чаще всего к вам обращаются семьи участников спецоперации?
Алексей Афанасьев: Надзор за соблюдением прав участников СВО и членов их семей находится на нашем особом контроле. Прокуратура принимает участие в решении любых вопросов: получение положенных выплат, наград, средств реабилитации, мер поддержки. Мы постоянно работаем и над совершенствованием законодательства, связанного со льготами.
За помощью в прокуратуру также обращаются родные бойцов, которым отказывают в предоставлении мер социальной поддержки. Основанием является отсутствие у военнослужащих регистрации на территории Омской области. При этом их семьи постоянно проживают в нашем регионе. А дети бойцов лишены права на бесплатное питание в школах, бесплатное посещение детских садов, санаторно-курортное лечение и другие меры поддержки.
Таким образом, законодательство Омской области, на наш взгляд, содержит дискриминационные нормы, для оспаривания которых прокуратура обратилась в Омский областной суд, который встал на сторону семей участников спецоперации. Указанные положения регионального законодательства признаны недействующими. Но пока решение не вступило в законную силу. Правительство Омской области его обжалует.
Могут ли омичи записаться к вам на личный прием?
Алексей Афанасьев: Я провожу личные приемы каждую среду. Принимаю по 360-370 человек в год. Но, к сожалению, физически принять всех не могу. В основном ко мне записываются граждане, которые уже прошли все инстанции и не смогли найти понимания.
Приведу пример. Пришла на прием группа активных граждан, общественников, которые на протяжении долгих лет добивались возвращения городу земель в районе Дендросада и Старозагородной рощи. Они рассказали о том, что эти земли были фактически незаконно захвачены.
Мы вникли в ситуацию, провели большую работу, ведь речь шла о событиях 2006-2007 годов. Выяснилось, что орган местного самоуправления незаконно предоставил в собственность коммерческой организации земельные участки для сельскохозяйственного использования. А фактически они использовались для строительства коттеджного поселка.
Прокуратура Омской области направила в Арбитражный суд три исковых заявления об истребовании из незаконного владения 13 земельных участков, свободных от жилой застройки. Эти земли будут изъяты и возвращены в собственность государства. Мы организуем надзор и контроль за тем, чтобы их использовали правильно.
Продолжается работа по изъятию незаконно приватизированных земель иных особо охраняемых территорий. Так, из частной собственности истребованы три земельных участка в Красноярско-Чернолученской курортной зоне.
Основа нашей работы - это диалог с гражданами. Поэтому личные приемы очень важны. Для того, чтобы проблемы не замалчивались, прокуроры проводят тематические приемы по наиболее актуальным для населения вопросам, выезжают в отдаленные населенные пункты. Практикуются совместные приемы с органами исполнительной власти и иными ведомствами, что позволяет разрешить накопившиеся проблемы в кратчайшие сроки.