Так что президент США не кривил душой, когда иронично говорил, что случайно заплывшие 500 лет назад в Гренландию викинги не могут считаться весомым юридическим основанием для разговоров о принадлежности острова датчанам.
Королевство тешит себя надеждой уговорить Трампа добровольно отказаться от самой крупной в его жизни сделки с недвижимостью, пообещав ему взамен сладкий "ледяной леденец" - разрешение разместить на острове больше американских войск.
Министры иностранных дел Дании Ларс Лекке Расмуссен и Гренландии Вивиан Мотцфельдт отправились в США, чтобы в среду встретиться с вице-президентом Джей Ди Вэнсом и госсекретарем Марко Рубио. К чему приведет эта дипломатическая возня, не совсем понятно. Для того чтобы изменить подход Белого дома к Гренландии, должно произойти нечто глобальное, выбивающееся из сложившейся в администрации США логики.
Пока же выглядит загадкой, что нового предложит в Вашингтоне датско-гренландская парочка после того, как президент США публично прокомментировал выступление премьера Гренландии г-на Нильсена. Тот, напомню, утверждал, что если жителям острова придется выбирать между США и Данией, то их выбор - Дания, НАТО и Евросоюз.
Правда, гренландский премьер подстраховался, заявив, что речь идет о выборе "здесь и сейчас", оставив тем самым лазейку для пересмотра своей позиции в будущем. Но даже такая лицемерная предусмотрительность вызвала гнев Трампа. "Я не знаю, кто он (Нильсен. - Прим. "РГ"), ничего о нем не знаю, но это (эта точка зрения. - Прим. "РГ") станет для него большой проблемой", - сообщил журналистам американский лидер. Он вновь заявил, что Гренландия нужна США ради национальной безопасности: "Это жизненно важно для системы "Золотой купол" (система противоракетной обороны. - Прим. "РГ"), который мы строим".
Виды ГренландииЭксперты признают одержимость Трампа просторами Гренландии. В книге "Разделитель", посвященной первому президентскому сроку главы Белого дома, приводится фрагмент из его интервью о Гренландии. "Я люблю карты, - объяснял Трамп. - Посмотрите на размер этой территории. Она огромна. Она должна быть частью Соединенных Штатов".
Эксперты подсчитали: если Трамп, не важно каким путем, все же получит Гренландию, это станет самым масштабным по площади американским приобретением. Размеры острова больше территорий Франции, Британии, Испании, Италии и Германии вместе взятых. Осознание того, что он войдет в историю президентом, который присоединил к США "больше всего земли", для главы Белого дома, несомненно, выглядит эмоцией сверхпривлекательной. Юридические и моральные возражения датчан и тем более гренландцев на этот счет не принимаются.
Во время Второй мировой и холодной войн американцы имели на острове более десятка баз с тысячами военнослужащих. Но сейчас такая база в Гренландии у США сохранилась только одна. Строить новые Трамп готов, но только в том случае, если остров станет полностью американским. Предложение арендовать гренландские земли у Дании вызывает у президента США ухмылку, как, впрочем, и иные по этому поводу дипломатические экивоки. "Американцы хотят заключить сделку легким или тяжелым путем, - рассуждает лидер гренландской партии "Налерака" Пеле Броберг. - Но кому нужен тяжелый путь?"
Военная база США в ГренландииБелый дом спешит завершить присоединение Гренландии до третьего ноября - на эту дату намечены промежуточные выборы в США, в ходе которых будут избраны 435 членов палаты представителей и 33 сенатора. Если ледяной остров благодаря Трампу станет частью Америки, Республиканская партия наверняка добьется успеха и сохранит большинство в конгрессе.
В ином случае высока вероятность поражения, что означает для главы Белого дома крах его начинаний и яростную внутриполитическую борьбу. Тут уже Трампу станет не до Гренландии. В Дании это понимают и потому тянут время, чтобы импульсивность президента США увязла в тягучих бесперспективных переговорах. Ведь в 1867 и 1946 годах американские власти уже планировали покупку Гренландии, но ничего из этого не вышло. Так что сегодня вопрос стоит так: останется ли нынешний американский лидер неудачником, не сумевшим использовать выгодный геополитический момент и реализовать "американскую мечту", присоединив остров, или войдет в историю президентом, увеличившим территорию Америки на 2 165 230,06 квадратных километра, пусть даже ценой развала НАТО и напряженных отношений с Евросоюзом?