Роспатент подтверждает: поток заявок на регистрацию и продление товарных знаков от иностранных компаний, покинувших рынок, не прекращается. По данным ведомства, таких примеров множество, и они охватывают практически все сферы - от автомобилестроения и бытовой техники до пищевой промышленности. Так, в конце 2025 года Hyundai зарегистрировала товарный знак для автомобиля Genesis, а Toyota - для моделей Yaris, Camry и Land Cruiser Prado. Вслед за ними в 2026 году свои знаки продлили или зарегистрировали Mercedes-Benz, Kia, Uniqlo и другие бренды.
Как пояснил глава Роспатента Юрий Зубов, причина такой активности кроется в самой сути товарного знака - он нужен, чтобы защитить бренд, продукцию и репутацию от подделок и недобросовестного использования. Многие из этих знаков были зарегистрированы ранее, а срок их действия составляет 10 лет. Когда он подходит к концу, компаниям необходимо подавать заявку на продление.
При этом продление товарного знака само по себе не означает, что компания собирается вернуться на рынок, отмечают эксперты.
"Регистрация товарных знаков необходима для защиты марки компании на территории России. Кроме того, если этого не сделать вовремя, название бренда может кто-то успеть зарегистрировать на себя", - заявляет старший преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Анастасия Мельникова.
Эту позицию детализирует юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский. Закон позволяет досрочно прекратить охрану товарного знака, если владелец не использует его три года подряд. Любое заинтересованное лицо может предложить такому владельцу отказаться от знака или заключить договор об его отчуждении. Если в течение двух месяцев не последует ответа, заинтересованная сторона может потребовать через суд досрочно прекратить охрану товарного знака.
"Таким образом, регистрируя либо продлевая товарный знак, западные компании сохраняют за собой права на интеллектуальную собственность, - поясняет Хаминский. - Это служит защитой от патентных троллей или сквоттеров, которые могут зарегистрировать в России аналогичный товарный знак и затем требовать от реального правообладателя компенсации. Судиться в таком случае за товарный знак будет намного дороже, чем периодически продлевать его действие".
Доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко добавляет, что товарный знак - это нематериальный актив. "Его утрата снижает стоимость бизнеса и лишает опций в будущем. Для глобальных компаний важно поддерживать портфель знаков во всех ключевых юрисдикциях, даже если сейчас рынок неактивен", - говорит Щербаченко.
Такой подход, по его словам, служит страховкой на случай изменения условий. Если санкции снимут или бизнес-среда улучшится, компания сможет оперативно возобновить деятельность без борьбы за свой бренд.
"Регистрация товарных знаков - это "замок на дверь", а не "ключ в замочной скважине". Это превентивная мера, а не план возвращения зарубежных компаний", - резюмирует Петр Щербаченко.