Блеск и нищета карафуто-кен
Говорят, в жилах северных сахалинских лаек была капелька волчьей крови. Так нивхи - аборигены острова - повышали выносливость животных и тонкость нюха. Хотя есть и прямо противоположное мнение: волкособы трудно управляемы и по этой причине к командной работе в упряжке не приспособлены.
Сотни лет повседневная жизнь коренного народа сахалинского севера была немыслима без собак. Они вместе охотились и рыбачили. На собачьих упряжках перевозили людей и грузы. По количеству ездовых судили о достатке человека, даже в рай нивха, по поверью, доставляет лайка. Стоимость хорошего вожака доходила до 70 рублей или двухмесячного заработка квалифицированного рабочего, то есть на нынешние деньги - от 200 тысяч.
"Сто лет назад на севере Сахалина насчитывалось от двух до четырех тысяч голов ездовых. Собачьи упряжки были важным, иногда единственным видом зимнего транспорта вплоть до 1960-х годов прошлого века, а в 1970-е они практически исчезли", - говорит профессор кафедры физической культуры и спорта СахГУ, доктор педагогических наук Петр Пасюков.
Вот что пишет об угасании породы сахалинский краевед Григорий Смекалов:
"Лаек слили воедино, создав в 1948 году породоописание восточносибирской лайки, и в преамбуле объяснили ее происхождение как результат смешения амурской, эвенской, эвенкийской и прочих отродий. Таким образом, объединили в одну породу представителей, принципиально отличающихся и статью, и предназначением, и веками выработанными навыками. Легкую, высокую, борзоватую эвенкийскую лайку, способную покрывать сотни километров за оленьими стадами, массивную, тяжелую охотничье-зверовую амурскую лайку для охоты на крупного зверя и ездовую-тягловую сахалинскую лайку".
На одном энтузиазме
Когда в 1990 году Карен Геворкян решил экранизировать повесть Чингиза Айтматова о жизни нивхов "Пегий пес, бегущий краем моря", съемочной группе с трудом удалось найти упряжку. Режиссеру помогли тогда не коренные жители Сахалина, а энтузиаст-заводчик Сергей Любых из села Некрасовка. Ему же пришлось сыграть роль каюра-аборигена: псы не стали бы слушаться чужака.
Сегодня специалисты спорят: можно ли говорить о сахалинской породе или она полностью исчезла? Сахалинец Николай Чалкин уверен, что ее еще можно возродить. После смерти Сергея Любых ему досталось несколько щенков. Бывший шахтер, а ныне пенсионер, Чалкин зарегистрировал региональное НКО "Клуб традиционного ездового собаководства".
"Во многих странах есть породы, которые являются национальным достоянием. Наши собаки трижды использовались в экспедициях в Антарктиде, неоднократно в Арктике, более 100 лет возили почту между островом и материком. Во время войны вывезли сотни раненых. Сахалинским лайкам японцы памятник поставили. Как вы считаете, заслужили они быть национальным достоянием?" - говорит Николай Дмитриевич.
Но ему одному сделать это не под силу: не те возраст и доходы. Чтобы кормить, тренировать десятки четвероногих, строить и ремонтировать будки, закупать сено, требуются силы и деньги. Планировал перевезти своих подопечных в Александровск-Сахалинский, бывшую островную столицу, на историческую родину лаек, но и здесь для обустройства требуются помощники и ресурсы.
"В конце концов, почему на беспризорных собак в приютах выделяют сотни миллионов бюджетных рублей, дают гранты, спонсорскую помощь, а на национальное достояние нашего острова денег нет?" - недоумевает Чалкин.
Вот и стучится во все двери - от общественных организаций коренных малочисленных народов Севера (КМНС) до приемной президента. А любопытных идей, в том числе привлекательных для потенциальных туристов, у него много.
"Строительство этнокомплекса, создание музея, школы каюра имени Дмитрия Гирева, проведение фестивалей, реконструкция событий, например поездка на почтовых упряжках по льду на материк, экспедиция в память адмирала Невельского. Мне поддержка нужна на первое время, пока мы на ноги встанем. В дальнейшем сами заработаем", - заявил Чалкин.
Нет больше такой породы
Иная точка зрения у сотрудника Сахалинского культурно-исторического центра Дениса Кулакова: "Энтузиаст, безусловно, молодец, но я согласен с теми специалистами, которые говорят, что сохранять нечего. Нет больше такой породы. И восстановить ее, мягко говоря, затруднительно, поскольку стандарт зафиксирован не был. И по поводу уникальности тоже натянутое утверждение. К примеру, исследователь Самар (краевед, нанаец) считает, что сахалинские собаки ничем не отличались от нижнеамурских, в том числе нанайских".
По мнению Кулакова, прежде всего следует разграничивать нивских (или северных) и айнских, то есть южных собак. Исследования, проведенные японцами на пяти тысячах особей, подтвердили, что это разные породы. Последние после 1945 года были вывезены с Сахалина в Японию, и там теперь существует шесть официально признанных пород, объявленных национальным достоянием страны.
Северная порода зарегистрирована никогда не была, поэтому можно лишь опираться на воспоминания многочисленных исследователей, которые отмечают черты нивхских собак: сообразительность, неприхотливость, сила и выносливость. Писали также, что своей остроухостью и остромордостью эти псы похожи на волков, у них мощная грудь и густая шерсть между пальцами лап.
"Большая путаница существует в названии. Говоря о нивских ездовых, мы имеем в виду хасок или лаек? В классификации Международной кинологической федерации есть пятая группа: шпицы и породы примитивного (то есть изначального) типа, где соседствуют и лайки, и хаски. Лайки обозначены как охотничьи, хвосты у них калачиком, они преимущественно лают. Хаски записаны как ездовые, с прямым хвостом, и они преимущественно воют. Есть еще одна порода, пока официально признанная только в России - якутская лайка. Она одновременно и ездовая, и охотничья. Наши сахалинские - точно не хаски. Идеально их было бы соотнести с якутской лайкой", - говорит краевед.
По его мнению, сахалинской северной породы больше не существует. Она исчезла, когда нивхи отошли от традиционного образа жизни, и возродить ее не получится, даже если сильно постараться.
"Какую-то породу собак мы, конечно, выведем. Но это будет уже другая, не нивхская лайка", - резюмирует Кулаков.
7 любопытных фактов о сахалинских лайках
В начале ХХ века с материка на Сахалин на собаках возили почту, пассажиров и грузы. Каюры могли полностью положиться на собак. Даже в пургу вожак находил верное направление.
Черные псы ценились особо. Среди вожаков было много особей именно этой масти.
Всем собакам хвосты укорачивали на треть, чтобы во время движения задние в упряжке не хватали зубами передних.
Летом ездовые собаки работали бурлаками. Они бежали вдоль кромки моря и тянули лодки на довольно большие расстояния.
При строительстве тоннельного перехода через пролив Невельского с Сахалина на материк в 1950-е для перевозки кабеля в бухтах использовались собачьи упряжки.
Сахалинские лайки участвовали в экспедиции Роберта Скотта на Южный полюс. Упряжкой управлял сахалинский каюр Дмитрий Семенович Гирев - первый русский, ступивший на материк Антарктида.
В 2020 году в Якутии нашли захоронение собак рядом с нартами. Ученые определили возраст находки - ей более 9000 лет.