Падение зафиксировано по большинству категорий. Продажи спиртного крепостью свыше 9% в 2025 году составили 120 млн дал, что на 1,1% ниже уровня 2024 года. Так, продажа водки сократилась на 3,6% - до 73,3 млн дал, коньяка - на 9,2%, до 12,9 млн дал.
При этом рост продемонстрировали отдельные категории крепкого алкоголя. Так, продажи ликеро-водочных изделий увеличились на 12,7% и достигли 18,8 млн дал, реализация "других спиртных напитков" выросла на 3,6%, до 15,0 млн дал.
Наиболее значительное падение показала слабоалкогольная продукция: ее розничные продажи в 2025 году сократились почти на 87% - до 1,5 млн дал.
Продажи тихого вина уменьшились на 1,9% и составили 56 млн дал, игристых вин - на 3,2%, до 22,8 млн дал. Продажи плодовой алкогольной продукции по итогам года сократились на 73,1% - до 2,5 млн дал. В том числе объем реализации плодовых алкогольных напитков снизился более чем на 80%.
Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин считает, что главной причиной снижения продаж алкоголя стало значительное подорожание вследствие роста акцизов, минимальных розничных цен.
Ликеро-водочные изделия растут из-за подорожания вина (потребители переключаются в том числе на настойки), плюс такие напитки сейчас в моде, особенно среди молодежи, говорит эксперт. Также он отмечает переключение потребителей с водки и коньяка на другие виды крепкого алкоголя - виски, ром, джин.
Вина "припали" из-за роста цен наших производителей. "Хотя производство и тихих, и игристых вин значительно выросло, продавать его по таким ценам потребителям сложнее. К тому же эффект от ужесточения требований к качеству вина (вином может называться только продукция, сделанная из отечественного винограда) постепенно нивелируется, и на рынке вновь появляется винодельческая продукция низкого качества", - утверждает Шапкин.
Плодовая алкогольная продукция, которую по закону нельзя теперь называть вином, вообще в глубоком минусе. И это, по мнению Шапкина, незаслуженно, поскольку большая часть территории страны непригодна для выращивания винограда. "Да и не дает эта борьба с ней ничего, поскольку часть фруктовых вин мимикрировала в сидры", - добавляет он.