Рассрочка будет предоставлена по обязательствам, на которые ранее (в период с июня 2025 по февраль 2026 года) была дана отсрочка по выплатам. Соответствующий проект постановления был размещен для общественного обсуждения.
То есть ежемесячно платить НДПИ и страховые взносы с марта 2026 года угольщики будут в полном объеме, но сразу отдавать все накопленные за 9 месяцев фискальные долги им не придется. На это планируется предоставить им 10 месяцев.
В Минэнерго инициативу Минфина поддерживают. Там считают, что такое решение будет закономерным продолжением ранее предоставленных мер поддержки. Оно позволит угольным компаниям сохранить ликвидность и оборотные средства. Рассрочка по уплате НДПИ и страховых взносов должна распространиться на все 138 организаций, которым ранее была предоставлена отсрочка, уточнили ведомстве.
Отсрочка для угольщиков по выплатам НДПИ и страховых взносов была введена на фоне обвалившихся до минимума мировых котировок угля. Действовала она до декабря, а потом была продлена, но до конца февраля 2026 года. Причем в Минэнерго и отрасли предлагали продлить существующие меры поддержки на шесть месяцев, до июня 2026 года.
Ситуация на мировом рынке немного изменилась в лучшую сторону. Котировки угля поднялись, но для их дальнейшего роста особых предпосылок нет. Наши сорта угля продаются на мировом рынке с дисконтом, что делает их поставки в лучшем случае малорентабельными. А наиболее выгоден для российских угольщиков был именно экспорт. В 2025 году поставки за границу даже немного подросли по сравнению с позапрошлым годом - на 2%, до 203 млн тонн (по данным Центра ценовых индексов), а вся добыча составила 440 млн тонн.
По данным Росстата, за три первых квартала 2025 года угледобывающие предприятия сгенерировали убыток 360,8 млрд рублей при прибыли 51,6 млрд рублей. Сальдированный убыток - 309,2 млрд рублей. Для сравнения, за весь 2024 год убытки угольщиков составили 112 млрд рублей. Едва ли в последний квартал 2025 года ситуация в отрасли сильно улучшилась.
Как заметил в разговоре с "РГ" партнер NEFT Research по консалтингу Сергей Фролов, состояние отрасли, несмотря на все принятые меры поддержки в 2025 году, кардинально не улучшилось - число предприятий в "красной зоне" продолжает расти. Меры по отсрочке налоговых платежей, безусловно, тоже имеют положительный эффект, но кратковременный - позволят предприятиям не законсервировать производство еще на несколько месяцев.
По мнению Фролова, спасти отрасль могут снижение тарифов на железнодорожные (ж/д) перевозки угля через возврат понижающих коэффициентов (0,4 на дальность и 0,895 для энергетического угля), дополнительные скидки на его транспортировку в западном направлении, а также рост цен на уголь в мире.
То есть проблемы отрасли едва ли можно было бы решить продлением "налоговых каникул" на первую половину 2026 года. Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Николай Дудченко, к середине 2025 года по отдельным оценкам стоимость ж/д логистики занимала свыше 55% от общих затрат на экспорт российского энергетического угля в зависимости от направления. За последние 8 лет тарифы РЖД на перевозку выросли почти на 180%, а после отмены тарифных коэффициентов реальная тарифная стоимость перевозки выросла на 50%. Рост был выше темпов инфляции. Дудченко уверен, что с существующими ценами на уголь и курсом российского рубля без дополнительных мер поддержки вероятность какого-либо изменения ситуации в угольной отрасли крайне мала.
По данным Росстата на 2025 год, в угольной отрасли заняты около 150 тыс. человек и еще 500 тыс. работают в смежных отраслях. Фролов уточняет, что допустить закрытия и консервации шахт государству нельзя и, более того, экономически нецелесообразно. Закрытие одной шахты - это 4-5 млрд рублей расходов, плюс еще колоссальные траты на решение социальных вопросов с уволенными шахтерами и их семьями (компенсации при увольнении, расселение, переобучение, помощь в трудоустройстве).
Кроме того, для многих городов, областей и даже целых регионов угольная отрасль - главный источник доходов местных бюджетов, которые формируются благодаря поступлениям с налога на прибыль, а они сокращаются. Самый известный пример - Кемеровская область, Кузбасс.
По данным NEFT Research, в 2024-2025 году из-за кризиса в угольной отрасли бюджет Кузбасса недополучил более 90 млрд руб. доходов, в 2026 году дополнительное их падение оценивается еще почти на 40 млрд руб. С октября 2025 года в регионе "заморожена" работа 19 компаний из 151. Всего в "красной зоне" пока находятся 32 предприятия.
Как замечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов, чистая прибыль российских угольных компаний в ближайшие годы будет снижаться, многие компании будут фиксировать убытки, а поскольку региональные бюджеты формируются из налога на прибыль, то в угледобывающих областях это будет сказываться на пополняемости казны. Кузбасс и Хакасия - это те регионы, которые будут наиболее сильно страдать от недобора поступлений от угольщиков по налогу на прибыль. В меньшей степени это затронет Якутию, поскольку ее экономика более диверсифицирована.