"На данном этапе в России ведется активная борьба с коррупцией, - подчеркивают авторы исследования. - Так, только по данным Портала государственной гражданской службы, с 2022 по 2025 год с государственной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений были уволены 2074 человека. А в первом квартале 2025 года, согласно данным Генпрокуратуры, было выявлено на 25 процентов больше коррупционных преступлений, чем за аналогичный период 2024 года".
В условиях ведения специальной военной операции коррупция стала восприниматься как одна из ключевых проблем, которая угрожает не только экономическому состоянию России, но и ее обороноспособности, считают исследователи. Таким образом, активное решение этой проблемы стало частью стратегии национальной безопасности: "В связи с этим существенно выросла активность по борьбе с коррупцией в сферах гособоронзаказа, а также в профильных государственных органах, включая военное ведомство".
В структуре рейтинга выделены количество выявленных коррупционных преступлений на 10 тысяч человек, число уволенных по утрате доверия лиц, количество новостей о таких преступлениях (что говорит об открытости официальных источников информации) и данные о прозрачности госзакупок. По каждой позиции регионам начислялись баллы, которые затем суммировались в итоговый.
Как говорил известный киногерой, правопорядок в стране измеряется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать. Эту расхожую фразу вполне можно применить к данным о количестве соответствующих преступлений, пресеченных правоохранителями. Судя по результатам рейтинга, с 2022 года наибольшее "умение обезвредить" показали в Брянской (2,93 коррупционного преступления на 10 тысяч жителей), Тамбовской (2,1) и Липецкой (1,8) областях. Примечательно, что в Белгородской, Орловской, Рязанской и Смоленской областях количество таких правонарушений осталось на нулевой отметке. Cправедливо допустить, что низкие показатели фиксации коррупционных преступлений также свидетельствуют не об их отсутствии, а о низком уровне эффективности региональных ведомств и возможных искажениях статистики. Напомним, что информация о количестве зарегистрированных коррупционных преступлений по 30 регионам (включая регионы с высокой инвестиционной активностью, например, г. Санкт-Петербург) недоступна, что также в действительности способствует определенному искажению восприятия лидеров по уровню коррупции среди субъектов РФ.
Второй ключевой маркер - количество уволенных по утрате доверия лиц - свидетельствует, что пресекать болезнь в зародыше лучше всего получается в Воронежской области. В регионе - лидере рейтинга с 2022 года попрощались с креслами 52 "подозрительных лица". Это не самый высокий показатель по стране (в Москве за тот же период с аналогичной формулировкой уволены 86 человек, в Дагестане - 69, в Башкирии - 61), но в ЦФО это первый результат. За Воронежской областью вслед идет Тверская (30 уволенных), а далее с отставанием - Ярославская и Ивановская области, где отказали в доверии 21 и 19 гражданам соответственно.
"В некоторых случаях факты коррупции со стороны должностных лиц могли быть выявлены уже после их увольнения с госслужбы, - уточняют авторы исследования. - Кроме того, стоит отметить, что коррупционные правонарушения зачастую совершаются не только чиновниками, но и гражданскими лицами".
При подготовке рейтинга была проанализирована частота публикаций уполномоченными региональными ведомствами (территориальные органы МВД, СКР, Генпрокуратуры) сообщений и новостей, так или иначе связанных с антикоррупционной повесткой. По этому показателю три региона ЦФО - Костромская (162 материала, из них 128 - от прокуратуры), Воронежская (160) и Брянская (157) области сформировали тройку лидеров и по стране в целом. А в Тверской области насчитали всего 13 подобных официальных публикаций, в Ярославской - 20.
Самый "неуловимый" и технически сложный показатель - прозрачность госзакупок - высчитывали, исходя из показателей общественного проекта "Национальный рейтинг прозрачности госзакупок" и индекса эффективности закупочной деятельности, подготовленного Ассоциацией "РОСТ", рассчитываемых по собственным методикам. В результате сведения данных Тамбовская область заняла первое место по стране, а Липецкая стала третьей в России. А вот Орловская область с худшими показателями в округе оказалась на 74-й строке общероссийского рейтинга, Тверская - на 71-м. Не хватает прозрачности, по мнению аналитиков, также Белгородской и Курской областям (65-е и 60-е места соответственно).
"В ходе исследования было установлено, - сообщили его авторы, - что отдельные регионы по-разному подходят к освещению статистики по закупочным процедурам. В частности, в некоторых регионах имеются отдельные государственные ведомства по регулированию контрактной системы, которые публикуют различные материалы о состоянии госзакупок в регионе, в то время как в других субъектах РФ подобные структуры отсутствуют и подробности о проведении госзакупок не публикуются".
Помимо регионов ЦФО в первую десятку общероссийского рейтинга по совокупности показателей вошли Алтайский край (второе место), Челябинская область и Краснодарский край (третье - четвертое), Республика Татарстан и Архангельская область (пятое - шестое), а также Республика Саха (седьмое).