01.02.2026 22:06
Культура

В Улан-Удэ вернулся абсолютный шедевр Джакомо Пуччини "Богема"

"Богема" вернулась в Улан-Удэ
Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №21 (9857)
Спустя много лет на сцену Бурятского театра оперы и балета имени народного артиста СССР Гомбожапа Цыдынжапова возвратился абсолютный шедевр на все времена итальянца Джакомо Пуччини. Без этого представления, где неизменно царит максимально правдивая жизнь, пронизанная тайнами и страстями любви, музыки и театра, немыслима афиша ни одного оперного дома. На поиск чего-то нового и своего в одной из самых растиражированных опер мира отважились главный дирижер театра Валентин Богданов и приглашенный из Петербурга режиссер Аркадий Гевондов.
Время действия в спектакле заретушировано. Люди богемы, творцы живут вне календарной системы координат. / Дарья Шатова / Бурятский театр оперы и балета
Читать на сайте RG.RU

Сюжет своей знаменитой "Богемы" Пуччини позаимствовал со страниц популярного в конце XIX века, сложного романа Анри Мюрже "Сцены из жизни богемы" (на либретто Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза). И хотя мировая премьера оперы была далека от предполагаемого автором успеха, уже спустя пару лет лирическая история любви и веселья нищих художников, поэтов и их подружек, что заканчивается трагической смертью молодой красивой куртизанки, прославила композитора. И после он никогда не жалел о том, что эта опера стоила ему дружбы. Дело в том, что его приятель и коллега Леонкавалло начал сочинять оперу на этот же сюжет несколько раньше, о чём он и сообщил Пуччини. Тогда в одном из миланских кафе между творцами произошла ужасная ссора. Дружба их умерла навсегда. Об опере Леонкавалло никто не помнит, а опус Пуччини стал шлягером.

Работа над спектаклем в Улан-Удэ обошлась без громких конфликтов, хотя жизнь и здесь внесла свои коррективы: уже фактически на финишной прямой произошла замена режиссера.

Но господин Гевондов максимально достойно решил поставленную перед ним задачу. В самом лучшем смысле консервативная постановка решена практически в классических декорациях и костюмах (сценография Алексея Амбаева, костюмы Татьяны Тышкеновой), таких же скромных, как жизнь главных героев оперы.

Сценический антураж особенно контрастирует с имперскими интерьерами театра - яркого образца сталинской архитектуры, который публика имеет возможность рассмотреть, например, в антракте: главная точка притяжения в фойе - горельеф "Дружба народов", что эклектично соседствует с мраморными колоннами; витражами, барельефами и балясинами перил в буддийском стиле, а плафон зрительного зала украшает композиция "Торжество социалистического строя"...

В Музтеатре им. Станиславского и Немировича-Данченко открылось "Ночное варьете"

Время действия в спектакле заретушировано. Ведь люди богемы - творцы, которые живут вне календарной системы координат, создавая собственное пространство. Однако атмосфера манящего Парижа и бесшабашный дух Латинского квартала переданы и с юмором, и любовью. Особое умиление, как всегда, бывает, вызывает появление детей, мерцающих свечей и роскошное, будто выставочное, "большой японской собаки" породы американская акита по кличке Егерь. Как это животное оказалось в парижских трущобах, остается только гадать, но смотрится очень эффектно.

Богемная шестерка (Мими - Батчимэг Самбуу, Рудольф - Жамсо Бамбагаев, Марсель - Надмит Надмитов, Мюзетта - Дина Санданова, Шонар - Галсан Ванданов, Коллен - Эдуард Жагбаев) молода, обаятельна и готова любить этот мир без оглядки на жизненные трудности. Солисты театра - певцы, пока не именитые, но талантливые, с красивыми голосами, которым еще предстоит обрести отточенность вокальной техники и верность фразировки.

Эта лирическая опера Пуччини - одна из самых репертуарных. Ее действие переносили даже в космос, но музыка остается земной и всегда волнующей

Конечно, романтические соло и дуэты влюбленных Мими и Рудольфа, как дерзкий вальс Мюзетты, давно ставшие и концертными хитами, срывают аплодисменты. Но самым пронзительным моментом спектакля становится третий акт, сцена трагического объяснения Мими и Марселя, когда девушка признается, что смертельно больна, но хочет скрыть это от своего Рудольфа... Всё это время немигающим красным светом горит светофор: стоп - ни надежды, ни веры уже не осталось.

Жаль, что тишину между действиями "перебивают" банальные подтекстовки на занавесе из романа Мюрже. При этом оркестр звучит с достаточной долей страсти, вдохновения и готовности поддержать певцов.

А финал, что редкость, обходится без слащавой слезливости и дарит редкое ощущение соприкосновения с "подлинным" Пуччини, полным настоящего "веризма".

Нижегородский оперный театр поставил спектакль "В состоянии аффекта"

Кстати

Директор театра Дмитрий Дылыков рассказал, что уже на сентябрь запланирована еще одна премьера итальянской оперы, что считается, согласно статистике, самой популярной в мире. Речь о "Травиате" Джузеппе Верди, её постановку представит также приглашенный режиссер Георгий Исаакян. Очевидно, молодая руководящая команда театра уверенно ведет коллектив к успеху и неизменным аншлагам.

Музыкальный театр Улан-Удэ