22.02.2026 20:16
Экономика

Политолог Бовт: Маркетплейсы не очень-то борются с "серыми" схемами импорта

Текст:  Георгий Бовт (политолог)
Спор банков и маркетплейсов, предлагающих собственные банковские услуги и карты (ведущие банки настаивают, что в ущерб "честной конкуренции"), получил развитие. Финансовые власти явно обратили внимание на один из тезисов банкиров, согласно которому маркетплейсы недоплачивают налоги в казну. Также обозначилось стремление властей бороться с "серым" импортом, который наносит вред отечественному производству.
Читать на сайте RG.RU

Эта связка наглядно вскрылась в ходе обсуждения в Госдуме проекта постановления о развитии легкой промышленности, который был снят с рассмотрения, поскольку в него было включено предложение о повышении НДС на иностранные товары, реализуемые через маркетплейсы. Спикер Госдумы Вячеслав Володин отметил, что вопрос введения НДС на импорт, продаваемый через маркетплейсы, не должен выноситься на рассмотрение депутатов, поскольку относится к компетенции правительства. Что лишь подчеркивает остроту вопроса.

Сейчас покупки стоимостью до 200 евро и весом до 31 кг освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов. Минпромторг предложил ввести полный НДС в 22% на иностранные товары с 2027 г., в том числе продаваемые через маркетплейсы. Минфин, правда, предлагал растянуть введение НДС: 5% в 2027 г. и до 20% к 2030 г.

Маркетплейсы подключат к реестрам Роспатента для борьбы с подделками

Минэкономразвития предлагает облагать налогом все посылки дороже 1000 рублей. Многие игроки рынка указывают на неравноправие, из-за которого крупные розничные сети и официальные импортеры несут на себе всю тяжесть налогов: они платят 22% НДС, плюс таможенные пошлины, плюс расходы на маркировку, сертификацию и экологические сборы. В том числе поэтому объемы трансграничной торговли (прежде всего через маркетплейсы) демонстрируют бурный рост.

"Серый" импорт, по некоторым оценкам, составляет не менее 15 млрд долларов в год. Речь в основном о потребительских товарах из Китая, которые, к примеру, продавцы на маркетплейсах ввозят в страну без оплаты пошлин и оформления документов. Это не более чем 10% импорта из КНР, который оценивается в год в размере 100-120 млрд долл. Но поскольку это именно потребительские товары (электроника, одежда, обувь, товары для дома, бытовая техника), то сегмент - весьма чувствительный для российских покупателей. "Серая" схема поставок обходится в среднем на 20-30% дешевле. Примерно в таком же размере оцениваются и средние ценовые преимущества маркетплейсов перед офлайн-торговлей.

"Серый" импорт, по некоторым оценкам, составляет не менее 15 млрд долларов в год

Из-за этого федеральный бюджет может недополучать 200-400 млрд руб. в год. Российские продавцы-предприниматели обращаются напрямую к китайским площадкам типа Alibaba, потом оформляют доставку через посредников и без оформления пакета сопроводительных документов. Например, через Казахстан, Киргизию, Узбекистан или Армению. Либо напрямую из Китая. Товары могут оформляться как частные посылки или "некоммерческие партии". Оплата может идти наличными или через счета физлиц. В том числе на прикрытие такой лазейки направлен недавний указ президента о запрете (с 1 сентября 2026 года, сейчас ограничений нет) свободного вывоза наличных рублей в страны ЕАЭС: при эквиваленте более 10 тыс. долл. надо будет сообщать об источнике происхождения средств и целях использования.

Глава Минпромторга Антон Алиханов высказался об НДС и скидках на маркетплейсах

Маркетплейсы не очень-то с этими "серыми" схемами борются, мирятся и с контрафактом, им выгоден сам по себе поток дешевых товаров. Часто они повышали комиссии для российских производителей, оставляя низкими для иностранцев. Так что первые настаивают, чтобы НДС для иностранцев ввели уже сейчас, не ожидая 2027 года.

На обеление рынка работает и Росаккредитация, которая решила приостановить действие ряда сертификатов стран ЕАЭС. Речь о поставках продукции, в том числе таких брендов, как Apple, ASUS, HP, Dell, LG Electronics, Bosch, Philips, автозапчастей и одежды. В странах ЕАЭС оформление сертификатов обходится в 2-3 раза дешевле, часто тоже по "серым схемам" и без фактических испытаний. Многие импортеры поэтому и выбирают сертификацию в соседних странах. Для конечных розничных потребителей это тоже будет означать рост цен.

Вообще то, что хорошо для отечественных производителей, может быть спорно для потребителей, которые столкнутся с повышением цен на маркетплейсах. К тому же Минэкономразвития помимо повышения НДС для иностранцев предлагает ввести перечень невозвратных товаров, разрешить продавцам удерживать с покупателей расходы на обратную доставку при отказе. Все эти допрасходы тоже будут "размазаны" для всех покупателей. Есть оценки, по которым только переход на параллельный импорт через официальные схемы приведет к росту цен на 10-20%, а если сюда "повесить" еще и обеление логистики, валютные риски (и риски банковских расчетов), то и на все 40%. Хотя да, все это благоприятно скажется не только на доходах бюджета, но и на работе легальных импортеров и, разумеется, на самочувствии отечественных производителей. А это тоже рабочие места и доходы граждан, страдавших от "серого" китайского демпинга.

По некоторым оценкам, только переход на параллельный импорт через официальные схемы приведет к росту цен на 10-20%

Цены на маркетплейсах все равно не сравняются с ценами в офлайн-торговле. Конкурентное преимущество первых не стоит увязывать только с "серыми" схемами, демпингом и уходом от налогов. Преимущество маркетплейсов в основном кроется в том, что они сильно экономят на офлайн-инфраструктуре. Ведь традиционные розничные сети несут огромные расходы на аренду торговых площадей, оплату коммунальных услуг, выплату зарплат и т.д. Офлайн-торговля тратит на аренду и персонал до 25% от стоимости реализуемых товаров. Маркетплейсы работают, опираясь на огромные склады, находящиеся там, где аренда ниже. Они могут предоставлять дополнительную скидку на товары за счет собственных средств. Они взимают комиссии (13-24% в зависимости от категории), но и принуждают продавцов к участию в акциях, снижая цену для покупателя.

Так что история конкуренции маркетплейсов и офлайн-торговли далеко не закончена. Хотя эпоха "дешевизны" на маркетплейсах подходит к концу. Государство блюдет и свой интерес, но и защищает внутренний рынок. Важно теперь, чтобы переход к новому этапу не происходил методом шоковой ценовой "терапии".

Эксперт Капустина: Уравнивание маркетплейсов с сетями скажется на ценах
Товары и цены