спецпроект
ДОРОГИ, ПО КОТОРЫМ
ХОЧЕТСЯ ЕХАТЬ
10 лет «Автодору»
Текст: Михаил Нестеров
Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в этом году исполняется десять лет. С 2009 года она занимается созданием опорной сети скоростных дорог.
Учитывая масштабы нашей страны, становится понятно, что формирование опорной сети скоростных дорог является для государства важной инфраструктурной задачей. Магистрали для транзитного межрегионального и международного сообщения должны пролегать в обход населенных пунктов, обеспечив быстрый, безопасный, комфортный и не вредящий окружающей среде проезд между крупными городами и агломерациями.

Залог успешного решения такой задачи – государственно-частное партнерство, то есть привлечение частных инвестиций в проект. Этот принцип позволяет увеличивать объемы финансирования строительства и реконструкции автотрасс без увеличения нагрузки на федеральный бюджет и одновременно повышать качество дорог: при контрактах жизненного цикла исполнитель обязан все свои возможные недоработки исправлять за свой же счет. Государственная компания «Автодор» и была создана для обеспечения такого формата работы.

Точная дата «рождения» «Автодора» – 17 июля 2009 года. В этот день был подписан Федеральный закон «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 145-ФЗ).
10 лет «Автодору»
Километр за километром
На федеральной трассе М-4 «Дон» платный 20-километровый участок в обход села Хлевное существовал и до 2009 года. Но потом плату отменили из-за реконструкции объезда. Первый же платный участок «Автодора» на М-4 (414 – 464 км) в обход Задонска и Хлевного открылся в 2010 году. К тому времени в доверительное управление госкомпании были переданы М-1 «Беларусь» и М-4 «Дон». М-3 «Украина» присоединилась к ним в 2011 году. В 2014 году началось строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД, А-113), памятную капсулу в честь этого события заложили 26 августа на пересечении М-4 «Дон» и А-107 «Московское малое кольцо».
В конце того же года было открыто движение на первых участках М-11 «Москва – Санкт-Петербург». За 10 лет протяженность дорог госкомпании выросла с 1996,9 до 3196,1 километра, а протяженность платных участков – с 52,4 до 1070,9 километра. Объемы строительства и реконструкции трасс увеличились с 81,9 километра в 2010 году до 258,6 в 2018-м. Итого к 2018 году – 1051 км, это рост на 969,1 километра, или 1283 процента!
Скорость не в ущерб безопасности
В 2013 году впервые на дорогах России разрешенная скорость движения повышается до 130 километров в час – на участках 51–71 км, 76–103 км и 113–120 км автодороги М-4 «Дон» в Московской области. И уже через год количество аварий с тяжелыми последствиями здесь снизилось на четверть. Позже разрешение на «130» появилось и на М-11 «Москва – Санкт-Петербург» в Тверской области.
Логика снижения аварийности при повышении скоростного режима прямая: при высокой скорости движения водитель сосредоточен на управлении и меньше отвлекается. Но непременным условием для такой скорости является соответствие дороги высшей технической категории.
Скоростной может быть только трасса без резких изгибов или перепадов высоты, минимум с двумя полосами движения в каждую сторону, разделительным ограждением между встречными направлениями, широкими полосами справа от проезжей части, без пересечений и примыканий других дорог в одном уровне, без светофоров, зебр, велодорожек и т. п. В качестве контрольной величины проектировщики используют скорость 150 км/час – это максимальная безопасная скорость движения одиночного исправного легкового автомобиля при хорошей погоде, ее называют расчетной скоростью. Максимальная разрешенная – это скорость, обозначенная на дорожных знаках и в ПДД. На электронных табло автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) может быть указан и меньший порог скорости, если ухудшились погодные условия или видимость. Лучше придерживаться именно предложенной скорости, так будет безопаснее.
Left
Right
Пока не все участки трасс «Автодора» соответствуют первой технической категории, но все платные участки в ходе строительства и реконструкции доведены до норм категорий 1А или 1Б. Еще одним фактором безопасности является круглосуточное дежурство мобильных экипажей аварийных комиссаров, оперативно помогающих при вынужденной остановке на дороге. Патрульная машина прикрывает собой остановившийся транспорт, обозначая свое присутствие светящимися знаками. А сами инспекторы помогают водителю справиться с его проблемой. Программа «Автодора» по безопасности дорожного движения на 2019–2020 годы на всех участках трасс включает установку барьерного ограждения, информационных щитов, обустройство освещения,
тротуаров, шумовых полос, строительство надземных пешеходных переходов, левоповоротных карманов и т.д. Эта деятельность лежит в едином русле с нацпроектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). В числе основных целей проект предусматривает: снижение доли автодорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10 процентов по сравнению с 2017 годом; снижение количества мест концентрации ДТП (аварийно-опасных участков) на дорожной сети; снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом, а к 2030 году намечено приблизиться к нулевому уровню смертности.
По «зеленым» стандартам
Характер эксплуатации дорог за последние десятилетия стал иным. Вырос трафик, изменились скорости, многократно увеличились нагрузки. Жесткие требования предъявляются к экологической безопасности, к уровню оснащения инфраструктуры для людей с ограниченной мобильностью, к внедрению интеллектуальных транспортных систем и пр.
Поэтому «Автодору» потребовалось делать ставку на разработку собственных стандартов. Для этого была разработана, утверждена и в 2011 году введена в действие своя система стандартизации. И сейчас собственная нормативная база включает десятки СТО.
Один из таких стандартов – «Зеленый стандарт Государственной компании «Автодор» – был утвержден в 2013 году.
Госкомпания с самого начала определяла охрану окружающей среды и обеспечение высокого уровня экологической безопасности при строительстве, реконструкции и эксплуатации скоростных автодорог приоритетом своей деятельности.
Стандарт обобщил позитивный международный опыт «зеленого» строительства и практику аналогичной деятельности в России. Требования стандарта направлены на сокращение потребления энергоресурсов, использование нетрадиционных, возобновляемых и вторичных ресурсов, рациональное водопользование, снижение вредных воздействий на окружающую среду в процессе строительства и эксплуатации автодорог.
А также на комфорт для людей и рентабельность инженерных решений. Например, стандарт предусматривает предоставление паспорта энергоэффективности объекта, обеспечение нормативного уровня шума, наличие на автодороге экопереходов, использование местных материалов и строительных материалов с низким уровнем эмиссии вредных веществ.
Трасса М-11 «Москва – Санкт-Петербург»
Экодук на федеральной трассе М-3 «Украина»
Трасса М-3 «Украина»
Трасса М-3 «Украина»
Трасса М-3 «Украина»
Трасса М-1 «Беларусь»
Трасса М-1 «Беларусь»
Трасса М-4 «Дон»
Трасса М-4 «Дон»
Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД, А-113)
Трасса М-11 «Москва – Санкт-Петербург»
Трасса М-1 «Беларусь»
Left
Right
Далее появился целый ряд корпоративных стандартов экологической направленности: в части требований к экодукам на автодорогах, требований к производственному экологическому контролю, технических требований к светодиодным светильникам и т.д. Все вместе это является элементами экологической политики «Автодора». Так, «Автодор» стал пионером в области строительства безопасных переходов через дороги для диких животных. Первый в России современный экодук был открыт в сентябре 2016 года на 170-м километре федеральной трассы М-3 «Украина» в Калужской области. Это специальное сооружение для миграции животных через естественные и искусственные препятствия, в нашем случае – через скоростную автотрассу.
Еще один «зеленый переход» был построен на 84-м км трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург» в Подмосковье. Но этот экодук больше похож не на мост, а на тоннель, проложенный в дорожной насыпи. Чтобы проход был максимально приближенным к естественной природной среде, на подходах к нему тоже высаживают деревья и кустарники. Два экодука возведено на строящемся участке Третьего пускового комплекса ЦКАД, а всего на нем будет пять подобных сооружений. На 184-м км трассы М-1 «Беларусь» в Смоленской области тоже скоро появится экодук.
В рамках реализации своей экологической политики на период до 2030 года компания продолжит строительство экодуков. Конечная цель: во избежание аварий и гибели животных оградить все скоростные дороги для предотвращения выхода зверей на проезжую часть, при этом оставив им привычные маршруты миграции.
Чистота и прозрачность
Деятельность «Автодора» максимально открыта, причем беспрепятственный доступ к информации о закупках и реализации, торгах и размещениях ценных бумаг обеспечен не только для контролирующих органов, но и для всех желающих. Официальный сайт содержит всю эту информацию.
«Автодор» – одна из первых государственных компаний, перешедших на систему электронных торгов, которая стала мощным инструментом, обеспечивающим прозрачность процедуры закупок. Сотрудничество между «Автодором» и «Единой электронной торговой площадкой» (ЕЭТП) началось еще в апреле 2010 года. И уже семь лет подряд госкомпания получает наивысшую оценку «Национального рейтинга прозрачности закупок», формируемого при поддержке ФАС, минэкономразвития, Счетной палаты, профильных комитетов Госдумы.
Награда «Гарантированная прозрачность» вручается за безусловное соблюдение стандартов прозрачности, высокую эффективность закупочной деятельности, открытость и корректность закупочных процедур благодаря использованию современных инструментов закупочной деятельности, автоматизации процесса планирования, организации, размещения, координации и контроля закупок как самой госкомпанией, так и ее дочерними обществами.
Также «Автодор» в числе первых госкомпаний в России в качестве корпоративного стандарта внедрил систему антимонопольного комплаенса и практику формирования системы комплаенс-контроля, которые минимизируют риски злоупотреблений при проведении закупок, повышают их эффективность. При этом госкомпания входит в топ-10 лидеров рейтинга лояльности крупных заказчиков к субъектам малого и среднего
предпринимательства, который представлен Агентством стратегических инициатив (АСИ). В верхние строчки рейтинга пробились госкомпании, соблюдающие открытость и корректность закупочных процедур, выполнение договорных отношений, прежде всего в части своевременных выплат субъектам МСП, заключение контрактов на условиях 30-процентного авансирования.
Умное будущее
Дороги будущего – «умные» дороги. Успех внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) зависит от ряда факторов: уровня технической готовности, степени готовности специалистов и наличия у них соответствующего опыта внедрения, а также предлагаемых финансовых ресурсов, осваиваемых на основе эффективного руководства и управления. Российский опыт построения интеллектуальных систем предполагает, что в основе ИТС обязательно должны быть автоматизированные системы управления дорожным движением – АСУДД.
Трасса М-4 «Дон»
Трасса М-4 «Дон»
Трасса М-4 «Дон»
Трасса М-4 «Дон»
Трасса М-4 «Дон»
Трасса М-4 «Дон»
Трасса М-11 «Москва – Санкт-Петербург»
Left
Right
У «Автодора» появился серьезный современный опыт проектов в области ИТС на автомагистралях. В большей части – идущих под эгидой создания АСУДД. В частности, на автомобильных дорогах М-1 «Беларусь», M-3 «Украина», M-4 «Дон» и M-11 «Москва – Санкт-Петербург». Сейчас речь идет о внедрении элементов ИТС. Наиболее важными из них являются системы взимания платы на платных участках дорог, а также системы метеорологического обеспечения, мониторинга параметров дорожного движения и автоматизированного управления освещением.
Поэтому одним из первоочередных направлений развития в «Автодоре» является внедрение новых технологий в области электронных средств оплаты. Сейчас активно разрабатывается следующее поколение электронных средств оплаты. В первую очередь – это система Free Flow («свободный поток»), позволяющая взимать средства без оборудования специальных пунктов со шлагбаумами. Это, можно сказать, день сегодняшний. А завтра – за «умными» дорогами для «умных» автомобилей, в которых на смену водителям придет искусственный интеллект.
Внимание федеральным проектам
Главные перспективные проекты госкомпании сейчас у всех на слуху. Протоколом заседания проектного комитета транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года утверждены паспорта федеральных проектов «Европа – Западный Китай» (ЕЗК) и «Коммуникации между центрами экономического роста» (КЦЭР). Основными показателями реализации проекта ЕЗК будет завершение строительства автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань протяженностью 729 километров, а также увеличение доли работающих без перегрузки дорог в рамках маршрута ЕЗК с 26,9 до 67 процентов. Время проезда из Москвы в Казань сократится с 12 до 6,5 часа.
Проектом КЦЭР предусмотрено развитие транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», соединяющих административные центры субъектов Федерации. В частности, строительство и реконструкция автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении «Автодора», протяженностью более тысячи километров. Также на повестке дня госкомпании – реконструкция автодороги М-1 «Беларусь» на участке 33–84 км.
Работы запланированы на 2019–2021 годы, дорога будет иметь от 4 до 8 полос; дальний западный обход Краснодара: скоростной участок длиной 51,2 километра обойдет населенные пункты и будет соответствовать категории 1Б; соединительная дорога от М-4 «Дон» до аэропорта «Домодедово». Скоростной участок длиной 5,8 километра будет соответствовать категории 1А и позволит за пять минут проехать от М-4 до аэропорта.
Инвестиционная программа госкомпании до 2021 года предусматривает финансирование в объеме 1,421 триллиона рублей, в том числе внебюджетных инвестиций – 441 миллиард рублей. Протяженность дорог в доверительном управлении вырастет до 3800 километров, будет построено 1226 километров автодорог, введено в эксплуатацию 1788 километров платных участков. А ожидаемая протяженность дорог в доверительном управлении «Автодора» к 2030 году составит 12 тысяч километров.
ФГБУ "Редакция Российской газеты" © 2019