Университеты и школы тестируют смешанные форматы обучения
Текст: Анна Белова
rg.ru

В российских вузах и школах начался учебный год – в очном формате. И учащиеся, и преподаватели рады были вернуться в аудитории и классы, при этом все участники образовательного процесса (студенты и школьники, преподаватели, родители) обсуждают полученный в этом году опыт дистанционного обучения и его перспективы.
Цифровизация образования началась давно, но случившиеся обстоятельства весной этого года придали ускорение этому процессу. Хотя и до этого инвестиции в EdTech, стремительно росли – по данным Metaari, с 16 млрд долларов в 2018 году до 18,6 млрд долларов в 2019-м. А к 2025 году, по прогнозам экспертов Renub Research, они превысят 350 млрд долларов. Появляется все больше инструментов, благодаря которым дистанционное обучение становится эффективным.

И мировой, и российский опыт говорит о том, что сегодня активно развивается смешанная (гибридная) форма, в которой традиционное обучение дополняют онлайн-форматы. Российские школы и вузы начали переходить на дистанционный формат обучения в середине марта, незадолго до того, как власти официально объявили самоизоляцию. И уже после двух месяцев обучения в таком формате стало понятно, какие инструменты нужны преподавателям и учащимся для того, чтобы уроки и лекции были интересными, сохранялась вовлеченность в процесс, возможен был контроль за выполнением заданий и усвоением материала.
Как показал опрос Аналитического центра НАФИ, почти половине преподавателей требовалась помощь, в том числе из-за проблем с технической оснащенностью рабочего места и недостатка методических знаний по организации онлайн-обучения.
Как вы оцениваете готовность своего вуза к переходу на дистанционное обучение,
% опрошенных студентов
Источник: НИУ ВШЭ
А в ходе масштабного опроса Минобрнауки и Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС преподаватели выделили три составляющих успешного дистанционного образования – материальную (обеспечение техникой и программами), коммуникативную (среда для общения, достаточная для поддержания удаленного обучения) и организационную (предоставление большей свободы в выборе средств и методов обучения).
Топ-10 проблем с дистанционным обучением,
% опрошенных студентов
Источник: НИУ ВШЭ
Среди положительных эффектов перехода к дистанционному обучению – новые возможности пересмотра существующих учебных курсов и стимул для преподавателей к их оптимизации. Перспективы онлайн-обучения также связаны с тем, что оно позволяет лучше контролировать мотивацию и вовлеченность студентов.
Не замена,
а дополнение
С началом нового учебного года школы и университеты протестируют смешанные форматы образования – они уже стали мировой практикой и показали, что дистанционное образование не заменяет, а дополняет традиционные формы обучения.

Созданием информационных систем в дополнение к традиционным форматам занимается Минпросвещения РФ. По словам главы ведомства Сергея Кравцова, после анализа опыта перехода на дистанционное обучение было принято решение о создании новой единой информационной среды, содержащей верифицированный образовательный контент по каждому учебному предмету в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
«Мы не будем отходить от традиционного формата, а будем строить информационные системы для помощи традиционному обучению», – заявил Сергей Кравцов. В 14 регионах страны (Алтайский край, Калининградская область, Московская область, Новосибирская область, Пермский край и др.) в школах стартует проект «Цифровая образовательная среда». Он предполагает применение в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В ходе апробации будет отработан перечень необходимых материально-технических условий, которым должна соответствовать современная школа (наличие и скорость интернет-соединения, локальные сети в школе, требования к технике).
Смешанные форматы обучения тестируют и вузы. Несколько университетов Санкт-Петербурга приняли решение часть обучения оставить в дистанционной форме, а часть — вернуть в аудитории. Так, студенты ИТМО смогут приезжать на занятия в университет или учиться онлайн.

В Москве над введением смешанного формата преподавания, который предполагает очное и удаленное обучение, работают в МГИМО. Как рассказал ректор университета Анатолий Торкунов, университет намерен перестраивать всю систему в постковидный период. «Мы занимаемся этим сейчас очень активно. Будем выстраивать эту гибридную работу со студентами так, чтобы у них сохранялось ощущение совместной работы», – отметил ректор.

Важным этапом построения гибридного формата обучения является возможность сдавать экзамены онлайн. Первыми такую функцию протестировали массовые открытые онлайн-курсы, где есть возможность просто прослушать какой-либо курс и получить диплом о его прохождении. Для этого необходимо сдать экзамен с прокторингом – дистанционным онлайн-контролем. Сегодня есть инструменты, позволяющие создавать мощные масштабируемые инструменты онлайн-прокторинга – например, с помощью технологии Examus. Используя программный интерфейс приложения, любая университетская платформа может организовать мониторинг сдачи тестов и экзаменов.
Сегодня эксперты также подчеркивают: сейчас очень важно, чтобы образовательные учреждения уже на стадии планирования учебного курса закладывали смешанную форму обучения. Это позволит сделать образование наиболее эффективным – как, например, в магистерских программах, которые вузы запускают совместно с крупными компаниями.

В прошлом учебном году такие программы при поддержке Microsoft стартовали в девяти российских вузах. Среди них НИУ ВШЭ, Московский авиационный институт (МАИ), Российский университет дружбы народов (РУДН) и др. Технологические программы разработаны совместно с экспертами компании. Занятия направлены на подготовку современных специалистов в области технологий искусственного интеллекта и Интернета вещей, машинного обучения, больших данных, бизнес-аналитики и других.

Эксперты компании разработали уникальные образовательные программы для каждого учебного заведения – совместно с преподавателями и методистами вузов. Например, в МАИ основное внимание уделено технологиям дополненной реальности и искусственного интеллекта, а в РУДН сосредоточатся на технологиях цифровых двойников и когнитивных сервисах (компьютерное зрение, распознавание речи для роботов). Высшая школа экономики и Якутский СВФУ выбрали приоритетным направление подготовки нового поколения преподавателей в области облачных вычислений и искусственного интеллекта. РХТУ им. Менделеева и Томский политехнический университет отдали предпочтение технологиям больших данных.
Без технологий
не обойтись
Гибридные форматы обучения невозможны без технологий. В период самоизоляции образовательные учреждения использовали три подхода: синхронный (преподаватель и учащиеся присутствуют на онлайн-площадке в одно и то же время), асинхронный (каждый работает с предложенным материалом — текстовым или аудиовизуальным — в удобное время) и смешанный формат взаимодействия (сочетает предыдущие два подхода). В первом подходе чаще всего используется электронная система поддержки обучения (англ. learning management system, LMS – Ред.), куда преподаватель загружает свои материалы и задания, а студенты — результаты их выполнения. Такие системы, по данным ВШЭ, сегодня есть в 88% российских вузах, однако не все используют их максимально эффективно.
Сегментация вузов по характеру использования систем управления учебным процессом (LMS), %
Источник: НИУ ВШЭ
В мировой практике LMS используются и в вузах, и в школах. Это основной инструмент в гибридном формате образования. Такие системы не только облегчают рабочие процессы в классе/аудитории, но и дают учащимся и преподавателям возможность обучения в любое время и в любом месте. Системы объединяют все важнейшие инструменты, которые необходимы ученикам и преподавателям для повышения производительности, эффективной коммуникации и вовлеченности в образовательный процесс. LMS позволяют легко управлять всеми учебными действиями, будь то создание онлайн-классов, оценка студентов, расширение совместной работы или отслеживание достижений студентов.

Вынужденный переход на дистанционный формат помог задуматься над тем, как можно усовершенствовать образовательный процесс. Онлайн-инструменты помогают студентам и преподавателям сделать обучение более глубоким и получить лучшие результаты. Технологии постепенно переходят от простого средства доставки знаний к инструменту для сотрудничества, коммуникаций и действия. Некоторые вузы (например, Финансовый университет при правительстве РФ) сейчас задумываются над тем, чтобы часть дисциплин полностью перевести в онлайн формат, а в других студентам предложат дистанционно изучать отдельные темы и разделы. Преподавателям также придется меняться и переходить от пассивной модели преподавания к активной: изучать технологии, чтобы создавать онлайн-курсы, добавлять в них видеоформаты и интерактивные формы взаимодействия со студентами.

В этом помогают технологические платформы – например, Microsoft Teams. Благодаря единому интерфейсу доступа к сайтам и приложениям платформу удобно использовать и преподавателям, и учащимся. В отдельных вкладках можно открывать практически любые сторонние веб-сайты (например, Учи.ру, «ЯКласс», МЭШ и т. п.), также участники сессии могут их использовать совместно. Групповая работа возможна и в приложениях Word, PowerPoint, Excel, OneNote и других.
Технологическая платформа позволяет создать по сути виртуальный класс — с поддержкой широковещательных выступлений и двусторонних бесед, обменом файлами, постановкой индивидуальных задач, приемом и проверкой выполненных учащимися заданий. И все это — в едином окне браузера на любом мобильном устройстве или настольном ПК. С помощью встроенного ежедневника преподаватели могут напомнить ученикам о начале очередного занятия, а отсутствовавшим — сообщить о прошедшем уроке.

Среди плюсов перехода на дистанционный формат участники опроса Минобрнауки и РАНХиГС отмечали также возможность более индивидуального подхода к каждому учащемуся. И здесь также помогают технологии – например, с помощью инструментов 3D и визуализации данных преподаватели могут развивать самостоятельность каждого ученика и раскрывать его творческий потенциал. Такие интеллектуальные инструменты есть, в частности, в Office 365 для образовательных учреждений. Каждая школа или университет могут выбрать решение, которое подходит именно им. Время преподавателей экономит использование единого центра для разных классов и групп. Важно, что вся персональная информация, приложения, данные и устройства защищены с помощью передовых технологий интеллектуальной безопасности и машинного обучения.
Удобство дистанционного формата обучения в том, что и преподаватель, и учащийся могут участвовать в процессе из любой точки мира и с любого устройства. В этом помогают в том числе облачные сервисы. Благодаря им студенты получают доступ к лучшим мировым образовательным практикам. Например, можно пройти курс, созданный в партнерстве с Университетом Карнеги — Меллона и Оксфордским университетом – с помощью платформы Microsoft Learn. А ресурсы Microsoft Azure помогут студентам самим создавать технологические продукты, с помощью самых популярных языков программирования и навыков работы в облаке.

«Гибридная модель обучения – это не только совмещение очной и заочной форм обучения, синхронно или асинхронно, это в целом возможность сделать процесс более эффективным для всех участников образовательного процесса с помощью технологий, которые обеспечивают новые возможности взаимодействия и совместной деятельности, новые формы обучения и практической работы , – рассказала руководитель направления по работе с организациями образования Microsoft в России Елена Сливко-Кольчик. – Безусловно, есть задания, которые важно выполнять очно, например, лабораторные работы по физике и химии или практикум по биологии и медицинским специальностям. Но все это может быть еще более эффективным если сопровождается обсуждениями, проектами, исследованиями, которые проще и масштабнее делаются онлайн, например, на базе облачных сервисов. Это новый подход, когда у студентов и преподавателей есть широкий выбор форматов и инструментов».

Безусловно, трансформация образовательных учреждений, как и любых других, зависит не только от технологий, но и целого ряда других факторов. Среди них готовность и восприимчивость к изменениям, финансовые ресурсы, компетенции и навыки всех вовлеченных в процесс людей.
Факторы успеха цифровой трансформации компаний, в том числе образовательных организаций, %
Источник: опрос KDMA в 2020 году
Добавление дистанционного формата обучения к очному формату – это возможность для образовательной организации выйти за пределы очной аудитории, воспользовавшись современными цифровыми технологиями и расширить набор инструментов, которыми пользуются директора, преподаватели, обучающиеся и их родители. Уже сейчас эффективное гибридное обучение можно организовать, воспользовавшись инструкциями по работе с цифровой образовательной средой Office 365, методическими рекомендациями и практиками учителей, размещенными на сайте Центр обучения учителей (education.microsoft.com). Здесь собрана информация о том, как провести онлайн урок, удаленное родительские собрание, построить цифровую учительскую и многое другое.
Подготовлено при содействии Microsoft
ФГБУ "Редакция Российской газеты" © 2020