Россиян научат востребованным на рынке цифровым навыкам
Текст: Анна Белова
Трансформация рынка труда с каждым годом ускоряется. Появляются новые профессии, навыки и знания быстро устаревают, а процесс обучения не заканчивается в вузе и становится непрерывным. Образовательные программы требуют постоянного обновления, чтобы работники соответствовали быстро меняющимся требованиям работодателей. И решение этой задачи – общий вызов для правительства, вузов, бизнеса.
Кто в зоне риска?
Цифровизация и автоматизация в последние несколько лет приводят к тому, что многие привычные профессии исчезают или значительно трансформируются. На смену им приходят новые. Как минимум раз в год появляется рейтинг специальностей, в которых уже сегодня значительная часть задач автоматизирована. В основном это профессии, связанные с большим количеством рутинных функций, которые просто описать и систематизировать. Творческие профессии заменить сложнее, однако искусственный интеллект уже умеет писать музыку или рисовать картины.

Такие привычные профессии, как дизайнеры, экологи, бухгалтеры, финансисты, полицейские, маркетологи, экономисты, косметологи, техники, аудиторы, юристы, медсестры, уже к 2025 году перестанут существовать в привычном формате и значительно трансформируются, став более технологичными.
В то же время эксперты говорят о профессиях будущего, которым пока не учат ни в одном вузе, но уже в ближайшие годы они будут очень востребованы. Например, по данным опроса HeadHunter, среди специальностей, которые станут привычными через десять лет, архитектор виртуальной реальности, менеджер космического туризма, специалист по медицинской робототехнике и др.

Останутся востребованными специалисты, на которых и сейчас большой спрос: архитекторы информационных систем, бизнес-аналитики, HR-специалисты, разработчики мобильных приложений, инженеры различного профиля, аналитики, программисты, менеджеры проектов, разработчики игр, специалисты Big data, тестировщики и пр.
Квалифицированных ИТ-специалистов в России не хватает. По оценкам Минцифры, дефицит в различных сферах информационных технологий составляет от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Эта проблема решается на государственном уровне. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» предусматривает, что к 2024 году прием в вузы на IТ и математические специальности будет увеличен до 120 тысяч абитуриентов в год. Свыше 800 тысяч выпускников системы профобразования будут владеть ключевыми компетенциями цифровой экономики на среднемировом уровне.

Также предполагается, что более 1 миллиона специалистов пройдут переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках программ дополнительного образования, а 40 процентов россиян повысят уровень владения цифровыми навыками и компетенциями цифровой экономики.
Навыков не хватает
Пока, по оценкам НИУ ВШЭ, в России уровень владения цифровыми навыками заметно ниже по сравнению с показателями большинства европейских стран. У 55 процентов уровень базовый или низкий. Причем речь идет не о специфических навыках, необходимых, например, аналитику данных или тестировщику, а о базовых вещах, которые традиционно ассоциируются с офисной работой: использование электронной почты, текстового редактора, работа с электронными таблицами, создание презентаций. Такие действия, как установка/настройка программного обеспечения, передача файлов между устройствами, россияне выполняют значительно реже, чем европейцы.

Особенно низкий уровень владения цифровыми навыками, как отмечают в НИУ ВШЭ, наблюдается у людей старше 45 лет. Эксперты объясняют это отчасти тем, что, завершив свое обучение более 20 лет назад, люди средних и старших возрастов не могли освоить соответствующие компетенции, т.к. в то время их просто не существовало. Нынешние старшеклассники и студенты используют компьютеры и программное обеспечение для подготовки индивидуальных проектов, написания письменных работ и презентации полученных результатов, а также проводят много времени за общением онлайн.
Уровень владения цифровыми навыками по возрастным группам, % от общей численности населения соответствующего возраста
Источник: НИУ ВШЭ
Другое исследование, проведенное Аналитическим центром НАФИ, показало, что половина россиян не могут продвинуться по карьерной лестнице из-за низкого уровня цифровых компетенций. В целом 51 процентов работающих считают, что смогли бы перейти на более высокую позицию или найти более привлекательную работу, если бы они лучше знали информационные технологии. Среди молодых людей (18-24) таких больше, почти 60 процентов.

Авторы исследования отмечают, что многие россияне не успевают получать необходимые знания об информационных технологиях и из-за этого опасаются потерять конкурентоспособность на рынке труда. При этом представители молодого поколения, родившиеся в цифровую эпоху, также не обладают развитыми цифровыми навыками «по умолчанию», им также нужно постоянно совершенствовать свои компетенции.

По оценкам BCG, решение проблемы так называемой «квалификационной ямы», когда люди не реализуют свои возможности, или их навыки не полностью соответствуют запросам рынка, сможет обеспечить прирост ВВП на уровне 0,5-2 процента.
Научат каждого
Пока, по данным НАФИ, сравнительно небольшая доля россиян идет учиться, чтобы развивать свои цифровые компетенции. Хотя сейчас для этого есть все возможности: широкий выбор платных и бесплатных курсов, государственные программы по повышению уровня цифровой грамотности, совместные инициативы правительства, бизнеса и вузов.

Одна из таких инициатив – образовательная программа «ПРОНАВЫКИ», стартовавшая в апреле. Это совместный социальный проект Microsoft, АНО «Центр развития информационных технологий «ИТ-Планета» и Академии Ворлдскиллс Россия при поддержке Минобрнауки. Принять участие в программе и развить востребованные на рынке цифровые навыки сможет каждый желающий. Обучение будет организовано в онлайн-формате. Организаторы также помогут с последующим трудоустройством.
Как показал глобальный опрос PwC, 77 процентов работников готовы освоить новые компетенции или полностью переквалифицироваться, однако есть различия в доступе к возможностям повышения квалификации. В то время как 46 процентов людей с высшим образованием говорят, что их работодатель предоставляет им достаточно ресурсов для улучшения цифровых навыков, только 28 процентов людей со средним образованием говорят то же самое. Поэтому особенно важны образовательные программы, обеспечивающие равный доступ к знаниям и навыкам для всех – людей разных возрастов, уровня образования и т.д.

Программа «ПРОНАВЫКИ» доступна в том числе людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К ее старту были разработаны специальные образовательные курсы с учетом современных инклюзивных технологий. В целом у всего образовательного контента программы есть поддержка в формате специальных версий для слабовидящих, текстовых трансляций, звуковых дорожек, аудио- и видеофайлов.
В формировании контента программы принимали участие коллективы вузов, на базе которых функционируют ресурсные учебно-методические центры (РУМЦ) по обучению людей с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вузы-партнеры. Организационную поддержку по сбору информации о создании совместных курсов оказывает ФГАОУ ДПО «Государственный институт новых форм обучения» − Проектный офис Минобрнауки России (по проекту сети РУМЦ).

Участникам программы доступны бесплатные курсы по наиболее востребованным цифровым навыкам, по итогам которых они получат специальные сертификаты и бесплатные карьерные консультации по поиску работы. К инициативе планируется привлечь компании малого и среднего бизнеса, которые помогут с трудоустройством людей, прошедших обучение. То есть малый и средний бизнес получит возможность привлекать к работе сотрудников с необходимыми знаниями, а участники инициативы смогут претендовать на рабочие места.

Со стороны Министерства науки и высшего образования РФ инициативу сотрудничества сопровождает департамент координации деятельности образовательных организаций, который высоко оценивает потенциал и социальную значимость подобных программ для расширения возможностей самореализации, в том числе для людей с ОВЗ.

Ранее в Минобрнауки отмечали, что для адаптации высшего образования к потребностям экономики и социальной сферы необходимо вносить изменения в образовательные программы, повышать качество преподавания, использовать передовые образовательные технологии и увеличивать практическую составляющую обучения. Университетам совместно с бизнесом необходимо выстраивать цифровые образовательные модули, ведь цифровые навыки сегодня нужны в любой сфере и профессии.
Постоянное совершенствование компетенций в нашем изменяющемся мире имеет такое же значение, как и использование новейших технологий. Сегодня как никогда важно быть гибкими, развивая новые навыки, которые становятся главным критерием конкурентоспособности на рынке. При этом технологии являются помощником и инструментом, открывающим новые возможности для роста. Поэтому помощь в развитии необходимых цифровых навыков является стратегическим приоритетом для Microsoft в России
— Анна Лобанова, директор департамента по связям с общественностью, информационной политике и корпоративной социальной ответственности Microsoft в России
Уровень цифровой грамотности, распределение долей (%) среди работающих и неработающих россиян (результаты всероссийского репрезентативного тестирования)
Источник: Аналитический центр НАФИ
Востребованность цифровых навыков в будущем будет только расти. Искусственный интеллект и машинное обучение трансформируют целые профессии, а умение работать, например, с аналитикой больших данных понадобится не только ИТ-специалистам. По прогнозам McKinsey, уже к 2030 году в целом в экономике доля работников с функционалом, характеризующимся повторяющимися действиями или требующими низкого уровня цифровых навыков, снизится с нынешних 40 процентов до 30. Доля сотрудников с функционалом, подразумевающим высокий уровень цифровых навыков, наоборот, вырастет с нынешних 40 до более чем 50 процентов. Неслучайно, например, правительству недавно предложили дополнить дипломы российских выпускников графой «цифровая квалификация». Чем больше образовательных программ будут учитывать необходимость формирования цифровых компетенций, тем быстрее и бесшовнее экономика станет цифровой.
ФГБУ "Редакция Российской газеты" © 2021