Николай Грищенко
Всегда на высоте
Как в Ростове производят легендарные вертолеты
Предприятие «Роствертол» холдинга «Вертолеты России» в 2019 году выполнило поставку Министерству обороны России вертолетов Ми-26, Ми-35М, Ми-28Н, Ми-28УБ, Ми-28НМ в рамках государственных контрактов за 2019 год. Все вертолеты успешно прошли приемо-сдаточные испытания и приняты ВКС России. Своевременное исполнение гособоронзаказа - один из приоритетов ПАО «Ростовертол». Предприятие продолжит оснащение военных и силовых ведомств современной вертолетной техникой в соответствии с заключенными контрактами.
Видео предоставлено ПАО «Роствертол»
Наряду с поставками для МО России, ПАО «Роствертол» выпускает вертолеты на экспорт. В этом году вертолетное предприятие отметило 80-летие со дня основания. За годы работы предприятие освоило выпуск около 50 типов летательных аппаратов и их модификаций, произвело свыше пяти тысяч самолетов и вертолетов.
Покорение неба
Славная история предприятия началась 1 июля 1939 года. Тогда еще не было вертолетов, но именно в этот день постановлением советского правительства в Рязани был организован «Завод №168» Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.
В годы Великой Отечественной войны предприятие было эвакуировано и позже разместилось в столице Донского края. Впоследствии «Завод №168» получил название «Ростовское вертолетное производственное объединение». В 1949 году в Ростове-на-Дону началось изготовление цельнометаллической машины – транспортно-десантного планера Як-14, а затем и турбореактивного штурмовика Ил-40.

В 1959 году в Ростове-на-Дону подняли в небо серийный тяжелый вертолет Ми-6, производство которого продолжалось более 20 лет. По тактико-техническим характеристикам ему не было равных в мире. В 1964 году завод освоил производство вертолетов Ми-10 и Ми-10К, предназначенных для выполнения монтажных работ и транспортировки крупногабаритных грузов.

В 1971 году завод выпустил легендарный боевой Ми-24, который принимал участие в 30 вооруженных конфликтах и до сих пор стоит на вооружении десятков стран мира. Транспортный вертолет Ми-26, на котором установлено 14 мировых рекордов, появился несколько позже — в 1977 году. Впрочем, Ми-26 сам по себе является «рекордом», как крупнейший и самый грузоподъемный серийный вертолет в мире – он способен перевозить до 20 тонн груза.

В 1992 году Ростовский вертолетный производственный комплекс переименован в «Роствертол». Произведенные на Дону боевые машины - также повод для гордости. Ми-24, Ми-35М, Ми-28Н и их модернизации доказали свою надежность в десятках стран и тысячах боевых ситуаций.

В 2016 году произошло еще одно переименование: заводу было присвоено имя Бориса Слюсаря, который успешно руководил заводом на протяжении 14 лет — с 2000 по 2014 год.

С 2010 года предприятие стало частью холдинга «Вертолеты России», который на сегодняшний день является одним из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, а также единственным разработчиком и производителем вертолетов в России. Высокая надежность, современные тактико-технические характеристики и безотказность ростовских вертолетов завоевали высокий авторитет во всем мире.
От деревянных винтов до 3D-технологий
Вся многолетняя работа Роствертола нацелена на развитие отрасли, улучшение производственных возможностей и модернизацию производимой техники. Если первоначально на Дону выпускались деревянные винты и фюзеляжи истребителей МиГ-3, то теперь специалисты предприятия разрабатывают 3D-модели для использования их на станках с числовым программным управлением.

Дабы произведенные в Ростове-на-Дону вертолеты соответствовали, а в некоторых случаях превосходили мировые стандарты, на предприятии в 2012 году началась широкомасштабная модернизация производства.
За последние пять лет на вертолетостроительном заводе прошло техническое перевооружение предприятия. Модернизированы такие цеха как: гальванический, заготовительно-штамповочный, агрегатно-сборочный, а также механический и лопастной заводы.

На предприятии установлено 150 единиц новейшего оборудования. В результате отпала необходимость в значительном объеме операций, связанных с ручным трудом, это также позволило избежать ошибок, вызванных человеческим фактором. Новая техника повысила точность и качество изготовления деталей, а внедрение современных высокоэффективных способов производства привело к экономии ресурсов.
В итоге на протяжении последних трех лет Роствертол является лидером среди промышленных предприятий Ростовской области, что подтверждено не только экономическими показателями, но и многочисленными почетными званиями.
Всемирно известные Ми-35М и Ми-35П
Ми-35М - многоцелевой ударный вертолет. Так как эта модель является глубокой модернизацией вертолета Ми-24В, в ней удачно сочетается опыт длительного боевого применения в региональных конфликтах по всему миру с последними достижениями и разработками в области вертолетостроения.

Ми-35М является единственным в мире универсальным боевым вертолетом, способным помимо эффективного решения огневых задач осуществлять перевозку до 8 военнослужащих с вооружением, до 1500 килограммов боеприпасов или других грузов внутри кабины, а также до 2400 килограммов грузов на внешней подвеске, эвакуацию раненых, доставку технического персонала на автономные площадки базирования.
Оборудование вертолета обеспечивает возможность выполнения боевых задач по авиационной поддержке подразделений сухопутных войск в любое время суток и в любых погодных условиях.

Ми-35П является продолжателем линейки легендарного вертолета Ми-24, совершившего первый полет 30 лет тому назад. За мощную броню машина получила прозвище «Летающий танк» способный нести до 15 видов вооружений. Вертолет участвовал в 20 войнах и стал самым массовым ударным вертолетом в мире: всего выпущено более 3500 машин семейства Ми-24. Они состоят на вооружении в 62 странах.

Ми-35П «Феникс» – усовершенствованный транспортно-боевой вертолет, оборудован модернизированной обзорно-прицельной системой с матричным длинноволновым тепловизором 3-го поколения, цветной телевизионной камерой высокого разрешения и лазерным дальномером. На вертолете установлен новый цифровой пилотажный комплекс, который улучшил управляемость, устойчивость вертолета, автоматизировал процесс пилотирования для упрощения действий летчика. Модифицированный прицельно-вычислительный комплекс повысил точность поражения целей. Установлены новые приборные доски летчика и оператора с современными пилотажно-навигационными приборами и вертолетными индикаторами в составе приборного оборудования кабины экипажа.
Видео предоставлено ПАО «Роствертол»
Ми-35П отличается высокими летными характеристиками, в частности, он может эффективно применяться в условиях высоких температур и высокогорья. Конструкция Ми-35П обеспечивает вертолету всепогодное и круглосуточное применение, повышение боевой живучести, а также снижает трудоемкость технического обслуживания.
«Ночной охотник»: Ми-28Н/Ми-28НЭ/Ми-28УБ/Ми-28НМ
Ми-28Н - современный ударный вертолет. Предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей. Вертолет способен действовать днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Ми-28Н «Ночной охотник» принят на вооружение Министерством обороны России. С 2017 года поставляется в подразделения Министерства обороны России.
Экипаж Ми-28Н — два человека. Максимальная скорость — 300 км/ч. Ми-28Н вооружен комплексами управляемого ракетного вооружения "Атака-В" класса "воздух — поверхность" и "Стрелец" класса "воздух — воздух", несъемной подвижной 30-миллиметровой автоматической пушкой, а также блоками неуправляемых авиационных ракет типа С-8 калибра 80 мм и типа С-13 калибра 130 мм.

Ми-28УБ – учебно-боевая модификация вертолета Ми-28Н. Ее главное отличие от предшественника — двойная система управления, благодаря чему вертолет может применяться для обучения пилотированию и при этом сохранить весь функционал ударного вертолета. Ми-28УБ позволит качественно улучшить и сделать более эффективным процесс подготовки пилотов «Ночных охотников».
Ми-28НЭ – представляет собой экспортную версию «Ночного охотника». От базовой машины отличается наличием двойной системы управления, позволяющей управлять вертолетом как из кабины летчика, так и из кабины летчика-оператора. В новом вертолете увеличен рабочий объем кабины экипажа, установлены современные энергопоглощающие кресла.
Ми-28НМ – модернизированная с учетом боевого применения на Ближнем Востоке версия ударного вертолета Ми-28Н "Ночной охотник". Кабина экипажа надежно бронирована, что обеспечивает защиту от бронебойных пуль и снарядов калибром до 20 мм. За счет изменения эргономики кабины и снижена нагрузка на экипаж, улучшена функциональность боевой машины. Кроме того, Ми-28НМ получил модифицированный фюзеляж, модернизированные двигатели повышенной моторности, бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования и обзорно-прицельную систему, новую вспомогательную силовую установку и аппаратуру связи с беспилотными летательными аппаратами. До 2027 года российская армия получит 100 модернизированных вертолетов «Ночной охотник».
Самые грузоподъемные: Ми-26, Ми-26Т2 и Ми-26Т2В
Ми-26 - является самым грузоподъемным в мире серийным вертолетом. На нем установлено 14 международных рекордов, среди которых рекорды подъема груза: 25 тонн на высоту 4100 метров, 20 тонн на высоту 4600 метров, 15 тонн на высоту 5600 метров, и 10 тонн на высоту 6400 метров. Незаменим для оперативной переброски десантных подразделений, в том числе крупногабаритной техники. Ми-26 способен перевозить до 82 десантников с полным комплектом вооружения.
Ми-26Т2 - новейшая модификация вертолета Ми-26Т. На вертолете установлены новый навигационно-пилотажный комплекс и спутниковая навигационная система. Ми-26Т2 оборудован «стеклянной кабиной» с пятью многофункциональными цветными ЖК-дисплеями, пультами управления, комплектом дублирующих электромеханических приборов и более современным цифровым комплексом средств связи. Для визуального контроля за грузом на внешней подвеске в дневное время используется бортовое телевизионное устройство. Это позволяет вертолету выполнять полеты по приборам в соответствии с международными правилами в любой точке мира, а также сократить количество экипажа с пяти человек до трех.
Ми-26Т2В - модернизированная версия для Минобороны РФ. Имеет новейший комплекс БРЭО, который позволяет в автоматическом режиме выполнять полет по маршруту, выход в заранее заданную точку, заход на посадку, а также предпосадочное маневрирование и возврат на основной или запасной аэродром. В дополнение к этому на вертолете установлен цифровой пилотажный комплекс, а в кабине экипажа появились цветные жидкокристаллические многофункциональные индикаторы, значительно снизившие нагрузку на летный экипаж. Кроме того, Ми-26Т2В получил новый бортовой комплекс обороны "Витебск", не только обнаруживающий факт угрозы вертолету, но и противодействующий атакующим средствам. Светосигнальное оборудование Ми-26Т2 теперь адаптировано под использование очков ночного видения, а в кабине вертолета установлены новые энергопоглощающие кресла экипажа. Улучшения также коснулись системы навигации и спутниковых средств связи вертолета.
Ми-26ТС – уникальная машина применяется при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Одной из задач Ми-26ТС является доставка пожарных подразделений к месту непосредственного возгорания, а также сброс воды на горящий лесной массив. Его характерной особенностью в ходе работы являются, эффективность, неизменная точность и скорость выполнения полученных заданий, причем вне зависимости от погодных условий и объективных трудностей.
Видео предоставлено ПАО «Роствертол»
Приумножая достигнутое
Выпущенные в Ростове-на-Дону вертолеты эксплуатируются в Азии, Африке, Южной Америке, странах СНГ и Европе. Помимо выполнения гражданских задач, вертолеты Роствертола эффективно применяются для борьбы с террористами в горячих точках планеты. Для того чтобы сохранить ведущие позиции, ПАО «Роствертол» планирует сосредоточиться на нескольких стратегических направлениях.
Расширение модельного ряда
Специалисты предприятия работают над задачей модернизации вертолетов типа Ми-35, Ми-28, Ми-26.
1
Импортозамещение
Предприятие планомерно сокращает использование импортных комплектующих за счет приоритетной закупки комплектующих российского производства.
2
Обновление
Технологическое перевооружение и модернизация предприятия.
3
Совместный проект ПАО «Роствертол» и RG.RU
Фото: Евгений Баранов, Иван Ураков, Слава Степанов, Антон Гарник, Алексей Михеев, Юлия Кравченко, Алексей Туркин, Эрик Романенко, Роман Трегубов, Роза Васильева, Михаил Медведев

ФГБУ «Редакция Российской газеты» © 2019