Память Соловецких островов

Специальный проект Russia Beyond The Headlines

Соловецкие острова - одно из самых энергетически заряженных мест на карте России. Архипелаг, затерянный посреди холодного Белого моря, был свидетелем самых разных проявлений истории страны. Таинственные каменные лабиринты, старинный монастырь, застенки ГУЛАГа: в этом месте переплелись судьбы сотен тысяч людей. Команда RBTH отправилась на Соловки, чтобы связать нити истории в единое полотно и ответить на вопрос: что хранит память Соловков?

Недалеко от полярного круга, из Белого моря поднимаются острова. В России их называют Соловками. Они притягивали жителей материка с незапамятных времен. В сознании древних людей Соловки находились на границе с потусторонним миром. Их можно было посещать только для совершения обрядов, захоронения вождей и героев. В XV веке на островах обосновался монастырь. С тех пор духовная жизнь Соловков замирала только во времена Советского союза.
"После падения коммунистического строя русская церковь встает с колен уже 25 лет. В советский период, из-за гонений на духовенство пострадали и были расстреляны десятки тысяч человек. Их осталась горстка.
Говорят, "белые платочки" - женщины - сохранили русскую церковь тогда. Мужчины боялись проявлять религиозные чувства. Из-за этого они могли лишиться работы. А для юношей, если их видели в храме, - карьера была невозможна. А женщины ходили на службы и молились. Церковь в России выстояла женскими молитвами в советский период"

Севастьян, соловецкий инок
Когда маленький деревянный монастырь готовился превратиться в каменный кремль, он стал служить в том числе и тюрьмой для ссыльных заключенных. Монахи взяли на себя их содержание. Царская тюрьма просущестововала на островах почти 400 лет.

"Она имела плохую репутацию, потому что заключенные содержались в тесных камерах и при плохом питании. И самое главное и страшное было то, что тюрьма была бессрочная", - говорит историк Наталья Самовер.

Соловецкий Лагерь Особого Назначения

в 1919 - 1921 годах на севере Архангельской области создается первая сеть концентрационных исправительных лагерей. А в 1923 году Соловки становятся головным лагерем для всего Севера России. И очень быстро все монастырские постройки, которые были созданы для богослужебных, жилых и хозяйственных целей, превратились в помещения лагеря. И дальше, в течение 10 лет, слово "Соловки" означало уже не место святости, а самую страшную тюрьму Советского союза. Это был самый большой исправительно-трудовой лагерь СССР 1920-х годов. Место, которым пугали людей"
За пять дней в 1937 году были расстреляны 1111 заключенных Соловецкого лагеря особого назначения
Людмила Аверьянова, фотограф
"Когда я попала на Секирную гору, где находился самый известный штрафной изолятор, возникло ощущение, что история проходит сквозь меня. Она там чувствуется как будто всем существом, проникает через кожу. Это страшное место, и я там не сделала ни одной фотографии."
Возвращение на Соловки обычного населения произошло в 1960-х годах, когда там появились вольные производства и небольшой завод, который перерабатывал водоросли.

Потом открылся музей, появились музейщики со своими семьями и небольшое количество людей, которые обслуживали приезжающих туристов.

Все они населили те же самые монастырские и лагерные постройки, в которых до них обитали поколения осужденных.
"На Соловках сегодня живет чуть больше тысячи человек, включая детей и пенсионеров. При этом почти никто никуда уезжать не собирается. Здесь тепло и зимой, и летом. Чудесный климат, грибы-ягоды-рыбалка. За летний период зарабатываешь в туризме, плюс где-то работаешь и получаешь бюджетную зарплату. Зимой есть снегоход, лыжи, чистый воздух, белый снег, а не как в Москве, черный. Зачем отсюда уезжать?"

Олег Кодола, соловецкий гид
Севастьян, соловецкий инок
"Братья, уставшие от послушания, приходят отдохнуть в Филипповскую пустынь, научной работой позаниматься. Здесь для молитвы благодатно. Люди говорят, что тут очень легко молиться даже по сравнению с монастырем… Удивительно. Я тоже это чувствую"
Существуют три образа монашеской жизни: общежительный монастырь, скиты, где живут до двух десятков человек, и одинокое отшельничество.

Монахи, достигшие просветления находят силы, чтобы молиться в одиночку. Сейчас это очень редко встречается. На Афоне разве что...

Что касается мирских людей на островах, - что поделать, им хочется любопытствовать. В 2015 году, по официальным данным, Соловки посетили свыше 25 тысяч туристов

Соловки – это место многослойной памяти. Здесь можно заглянуть в бездну времени и событий. Здесь легко восстановить картину прошлых веков. Здесь физически ощущаются все повороты истории.

Соловки помнят

© 2016 ФГБУ "Редакция Российской газеты"
Фото Людмилы Аверьяновой
Видео - Павел Инжелевский, Руслан Файзулин, Анна Левичева

Made on
Tilda