ГОРОДА И ГЕРОИ
ТЫЛ — ФРОНТУ:
Города, о которых мы расскажем, не были затронуты боями Великой Отечественной. В них не звучали сирены воздушной тревоги, не грохотали взрывы. Пока на передовой шли ожесточенные сражения, в городах тыла кипела напряженная работа, шаг за шагом приближавшая День Победы.
В первые месяцы войны критически важной задачей было эвакуировать, восстановить и ускорить промышленное производство в тылу. На заводах и фабриках не хватало рабочих рук — к станкам вставали женщины, подростки, старики.
Самолеты и танки, снаряды, приборы, одежда, продовольствие – чтобы в сжатые сроки обеспечить фронт всем необходимым, люди вкалывали по 12 часов, в условиях холода и голода. На пределе человеческих возможностей. “Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт”, “В труде – как в бою” — эти слова вдохновляли десятки тысяч заводчан.
В преддверии 80-летия Великой Победы мы подготовили цикл видеосюжетов из разных городов. О подвиге тружеников тыла рассказывают их внуки. Они работают на тех же предприятиях, где трудились их бабушки и дедушки, и гордятся своей принадлежностью к заводским трудовым династиям.
Перед вами — личные истории, которые стали частью общей Победы.
I
МАГНИТОГОРСК
ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
САВЕЛЬЕВ
Визитная карточка Магнитогорска — 15-метровый памятник “Тыл - фронту”. Это первая часть знаменитого триптиха, состоящего из скульптур “Родина-мать” в Волгограде и “Воин-освободитель” в берлинском Трептов-парке. По замыслу, рабочий передает солдату меч, выкованный на Урале. Затем этот меч заносит над врагом Родина-мать, а опускает его советский воин-победитель, дошедший до Берлина.
Выбор Магнитогорска в качестве символа тыла не случаен. В военные годы уральский город превратился в одну из главных оборонных баз страны. Сюда эвакуировали 34 предприятия из прифронтовых областей, большая часть которых разместилась на Магнитогорском металлургическом комбинате. Каждый третий советский снаряд, выпущенный по врагу, был сделан из магнитогорского металла. “Магнитка победила Рур” — так позже напишут историки.
Памятник “Воин-освободитель”
в берлинском Трептов-парке
Памятник “Родина-мать” в Волгограде
Памятник “Тыл - фронту” в Магнитогорске
Магнитогорскому металлургическому комбинату поставили сверхсложную задачу — в кратчайшие сроки изготовить броневую сталь для танков. Так как подходящего оборудования не было, сотрудники приняли решение: прокатать броневой лист на не приспособленном для этого агрегате — блюминге. 28 июля 1941 года состоялись рискованные испытания.
Одним из тех, кто обеспечил успех эксперимента, был Георгий Васильевич Савельев: инженер-конструктор, начальник блюминга номер три. В тот знаковый июльский день он лично принял участие в прокатке броневого листа.
Благодаря смелому решению сотрудников Магнитогорского металлургического комбината танкостроительные заводы получили прочную броню на полтора месяца раньше поставленного государством срока. Танки Т-34 из магнитогорского металла отправились на фронт, чтобы дать врагу отпор под Москвой.
Георгий Савельев – личность в Магнитогорске легендарная. Он сыграл важную роль в совершенствовании технологий производства на комбинате и стал родоначальником династии: сын, а затем и внук пошли по его стопам. Всеволод Савельев встретился с нами и рассказал историю подвига своего деда и его сослуживцев.
II
НИЖНИЙ ТАГИЛ
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
ЦЮПКА
Уральский вагоностроительный завод появился в Нижнем Тагиле в период индустриализации: первый грузовой вагон здесь выпустили в 1936 году. Но спустя пять лет у завода и его сотрудников началась совсем другая жизнь. После начала войны в Тагил эвакуировали более десятка предприятий, в том числе — танковый завод из Харькова, что позволило создать на базе УВЗ один из крупнейших оборонных комплексов не только в СССР, но и во всем мире.
Первые эшелоны с рабочими и оборудованием начали прибывать в Тагил осенью 1941 года. В одном из таких эшелонов находился 16-летний Николай Цюпка — детдомовец, учащийся ремесленного училища из Харькова. Худощавый подросток встал к фрезерному станку: наравне со взрослыми трудился по 12 часов, часто оставался ночевать в цеху.
В сжатые сроки он стал квалифицированным фрезеровщиком, выполнял сложные работы по изготовлению оснастки и обработке деталей танков.
За годы войны Уралвагонзавод выпустил более 25 тысяч легендарных танков Т-34 — это больше, чем все танки, выпущенные на заводах Европы для фашистской Германии. За этой сухой статистикой стоял ежедневный титанический труд заводчан — таких, как Николай Цюпка.
После Победы Николай Иванович остался трудиться на заводе, возглавил бюро технического контроля. И стал родоначальником целой трудовой династии на УВЗ: сын, дочь, внучки и даже правнуки пошли по его стопам.
Ольга Золотарева и Елена Широкова — родные сестры, внучки Николая Цюпки. Ольга — ведущий инженер-технолог, Елена — аппаратчик получения углекислоты. На завод они пришли по совету дедушки, и это решение стало для них знаковым — как в профессиональной, так и в семейной жизни. Их рассказы о пути Николая Ивановича в годы войны и после Победы, о его роли в судьбе детей и внуков, о правилах жизни, передающихся из поколения в поколение, легли в основу нашего видеосюжета.
III
САМАРА
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ
И ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ЧИКОВЫ
Самара, в советское время носившая название Куйбышев, в 1941 году получила официальный статус “запасной столицы”. В этот город переехала часть партийного аппарата СССР, дипмиссии других стран. Сюда же были эвакуированы стратегически важные предприятия, давшие фронту самолеты, минометы, подшипники...
Завод “Авиакор”, тогда — Куйбышевский авиационный, вписал свое имя в историю Победы благодаря легендарному штурмовику Ил-2 — самому массовому советскому самолету времен Великой Отечественной. “Летающий танк”, “Черная смерть” — как только не называли фашисты Ил-2, отличавшийся прочностью и огневой мощью. Здесь, где-то возле заводских станков, и познакомились бабушка и дедушка Александра Чикова. Иван Алексеевич и Екатерина Александровна работали клепальщиками — обеспечивали герметичность швов и соединений самолетов.
Работали в тяжелейших условиях без отдыха, согревались в 30-градусные морозы возле костров, разведенных в бочках. К станкам встали дети и жены ушедших на фронт солдат. К февралю 1942 года сотрудники авиазавода сделали практически невозможное — начали выдавать по 20 самолетов в сутки. Всего за годы войны завод дал стране более 15 тысяч Ил-2. Подобных “живучих” штурмовиков не было ни у наших противников, ни у наших союзников.
Сейчас Александр Чиков заведует заводским музеем. Рассказывает — не будь завода, не было бы и его самого. Не только бабушка с дедушкой, но и позже мама с папой познакомились здесь, в этих стенах. Для Александра бережное отношение к истории предприятия — не только профессиональный долг, но и дань уважения своим близким.
IV
АСБЕСТ
МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ
КОРОВИН
Асбест — небольшой город, расположенный в 80 километрах от Екатеринбурга. Его история началась в конце XIX века после открытия Баженовского месторождения хризотил-асбеста. С добычей волокнистого материала, который еще называют “горным льном”, тесно связано и развитие градообразующего предприятия — комбината “Ураласбест”. Огнестойкий минерал уже много десятилетий успешно применяется в строительстве, автомобиле- и ракетостроении, нефтяной и газодобывающей промышленности.
В августе 1941 года в Асбест прибыли эшелоны с эвакуированными предприятиями из Ленинграда, Харькова, Егорьевска, Ярославля. “Ураласбест” на время приостановил добычу хризотила — требовалось переоборудовать помещения для выпуска снарядов, патронов, запчастей для техники. Но к 1942 году комбинат сумел освободить мощности и продолжить производство стратегического сырья, которое шло не только на нужды фронта, но и на восстановление городов уже после Победы.
Летом 1941 года на фронт отправился Михаил Петрович Коровин — машинист экскаватора “Ураласбеста”. Всю войну он был на переднем крае: громил врага на Курской дуге, дошел до Берлина, где на стенах Рейхстага оставил свою роспись:
“Город Асбест — Коровин”.
А вернувшись в родной город с победой, Михаил Петрович продолжил ставить трудовые рекорды на комбинате. В 1966 году он стал первым сотрудником “Ураласбеста”, получившим звание Герой Социалистического Труда. Вместе с супругой Зинаидой Федоровной, тоже работавшей в рудоуправлении, воспитал двух сыновей и дочь, продолживших родительское дело.
Третье поколение династии — внуки Михаила Коровина — тоже начали свой трудовой путь машинистами экскаватора на “Ураласбесте”. Один из них, Владимир Иванов, встретился с нами и поделился историей своего выдающегося деда.
V
ИВАНОВО
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
И АГРИППИНА ПЕТРОВНА КОЗУЕВЫ
В первые месяцы войны многие советские фабрики, поставлявшие на фронт текстильную продукцию, оказались на оккупированных территориях. Красная армия остро нуждалась в военной форме, парашютах, плащ-палатках, маскировочных халатах, бинтах. Ткани были необходимы и в авиации — крылья самолетов обтягивались парусиной. В этих условиях ивановские фабрики взяли на себя роль главных снабженцев армии текстильной продукцией. За годы войны здесь изготовили более 80 процентов ткани для фронта — почти каждая гимнастерка на наших солдатах была сшита ивановскими мастерами.
Ивановский меланжевый комбинат имени К.И. Фролова — одно из крупнейших предприятий легкой промышленности в городе и одно из старейших в России. В 1941 году предприятие начало работать круглосуточно на нужды армии. Форма цвета хаки — для наземных войск, черная — для танкистов, темно-синяя — для летчиков. А в 1943 году здесь начали шить форму для женщин-солдат. За все время войны ивановские меланжисты произвели сто миллионов метров тканей и одели более 12 миллионов бойцов Красной армии.
У Татьяны Козуевой на Ивановском меланжевом комбинате работали свекры. Александр Александрович Козуев пришел сюда помощником токаря в 1940 году в возрасте 17 лет. В 1942 году он отправился на фронт, прошел всю войну, вернулся на комбинат и проработал без перерыва до 75 лет. Его будущая супруга Агриппина Петровна в годы войны трудилась на комбинате прядильщицей.
Трудовую династию затем продолжил их сын, пришедший на предприятие после института вместе с молодой женой. Сегодня Татьяна — начальник отдела труда меланжевого комбината. Она с теплом рассказывает о коллективе родного предприятия и гордится родителями своего мужа, которые в тяжелые для страны годы приближали Победу и на фронте, и в тылу.
НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ:
Автор текстов: Анна Малинина
Редакторы видео: Анна Малинина, Анна Уланова, Дарья Кирилина
Операторы: Дмитрий Балта, Юлий Колеров, Екатерина Басова, Сергей Базанов
Дизайн и верстка: Анастасия Купреенко, Дмитрий Машков
Фото: РИА Новости, архивные кадры