В соответствии со статьей 44 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации представить в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, с использованием механизмов ипотечного кредитования.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять нормативные правовые акты в целях реализации настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков
Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности (далее - граждане), а также на проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - субсидии, молодые семьи, молодые специалисты).
Субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных на указанные цели федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 49, ст. 4887; 2006, N 16, ст. 1734) (далее - Программа).
Под сельской местностью в настоящих Правилах понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории в пределах муниципального района.
2. Участие граждан в мероприятиях по улучшению жилищных условий, предусмотренных приложением N 1 к Программе (далее - мероприятия, предусмотренные приложением N 1 к Программе), а также участие молодых семей и молодых специалистов в мероприятиях по обеспечению их жильем, предусмотренных приложением N 2 к Программе (далее - мероприятия, предусмотренные приложением N 2 к Программе), является добровольным.
Право выбора на участие в мероприятиях, предусмотренных приложениями N 1 и 2 к Программе (или в любой другой федеральной целевой программе, предусматривающей оказание государственной поддержки для улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета), принадлежит гражданам, молодым семьям и молодым специалистам.
Право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, включая субсидии, предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только один раз.
Порядок и сроки представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчетности об использовании субсидий определяются в договоре (соглашении), заключаемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с указанными органами.
II. Предоставление субсидий на улучшение жилищных условий граждан
3. Субсидии предоставляются на условиях участия в финансировании (софинансировании) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и граждан.
Доля средств, выделяемых в форме субсидий, составляет не более 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Доля собственных (в том числе заемных) средств, привлекаемых гражданами, составляет не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Оставшаяся доля средств расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья выделяется из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета на основании договоров (соглашений), предусмотренных пунктом 20 настоящих Правил.
В качестве участия в софинансировании субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе предоставить гражданину объекты незавершенного жилищного строительства, находящиеся в их собственности и свободные от обременений.
4. Право на получение государственной поддержки за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации (далее - государственная поддержка) имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
а) постоянно проживающие в сельской местности;
б) документально подтвердившие наличие собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил;
в) нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
5. Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящими Правилами, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Преимущественное право на получение государственной поддержки имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности в пределах муниципального образования, в котором они выбрали постоянное место жительства.
К членам семьи гражданина применительно к настоящим Правилам относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруг (супруга), а также дети и родители гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.
6. Гражданин, которому предоставляется государственная поддержка в рамках реализации мероприятий, предусмотренных приложением N 1 к Программе (далее - получатель государственной поддержки), вправе ее использовать:
а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности в пределах муниципального района, в котором он постоянно проживает;
б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - строительство жилого дома) в сельской местности в пределах муниципального образования, которое он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в пределах сельского поселения (сельского населенного пункта), которое он избрал для постоянного проживания.
7. Получатель государственной поддержки вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного в пункте 10 настоящих Правил размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных (в том числе заемных) средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.
8. Право граждан на получение государственной поддержки для строительства (приобретения) жилья удостоверяется именным документом - свидетельством по форме согласно приложению N 1, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства не может превышать один год с даты его выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю государственной поддержки осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти).
9. Определение размера государственной поддержки производится органом исполнительной власти на дату выдачи свидетельства.
10. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера субсидии, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации на первый квартал года, в котором выдается свидетельство, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
11. Граждане, указанные в пункте 4 настоящих Правил, изъявившие желание улучшить жилищные условия с использованием государственной поддержки, представляют в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление об участии в реализации мероприятий Программы по форме согласно приложению N 2 с приложением следующих документов:
а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
б) копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
в) копия документа, подтверждающего наличие у заявителя собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;
г) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
д) документ, подтверждающий признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;
е) копия трудовой книжки (для работающих).
12. Копии документов, представляемых в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке.
13. Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях, предусмотренных приложением N 1 к Программе, на территории муниципального района, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в органы исполнительной власти. При выявлении заведомо недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
14. Органы исполнительной власти на основании указанных в пункте 13 настоящих Правил списков и документов принимают решение о признании заявителей получателями государственной поддержки, формируют сводные списки по форме согласно приложению N 3 и утверждают их.
15. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации до 1 сентября года, предшествующего планируемому, направляет сведения о предварительных размерах субсидий в органы исполнительной власти.
16. Органы исполнительной власти с учетом сведений о предварительных размерах субсидий формируют и утверждают списки получателей государственной поддержки в планируемом году. О принятом решении органы исполнительной власти уведомляют получателей государственной поддержки, включенных в указанные списки.
Порядок формирования и утверждения списков получателей государственной поддержки в планируемом году и порядок выдачи свидетельств устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
17. Органы исполнительной власти до 1 ноября года, предшествующего планируемому, представляют в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заявку по форме согласно приложению N 4 и сведения по форме согласно приложению N 5.
18. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год осуществляет распределение по субъектам Российской Федерации субсидий с учетом следующих критериев:
а) численность сельского населения и уровень обеспеченности его жильем;
б) наличие и удельный вес ветхого и аварийного жилищных фондов сельских поселений;
в) дефицит трудовых кадров в сельских поселениях;
г) средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в субъектах Российской Федерации, определенная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
д) размер средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, выделенных на цели улучшения жилищных условий граждан.
19. Распределение субсидий, указанное в пункте 18 настоящих Правил, согласовывается с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и доводится Министерством сельского хозяйства Российской Федерации до сведения органов исполнительной власти.
20. Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется на основании заключенных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами исполнительной власти договоров (соглашений) о порядке и условиях предоставления субсидий.
21. Перечисление субсидий в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в установленном порядке в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, пропорционально размерам средств, перечисленных в счет оплаты строительства (приобретения) жилья для граждан соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также освоенных гражданами собственных (в том числе заемных) средств.
22. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по итогам 9 месяцев текущего года вправе перераспределять субсидии, оставшиеся в результате невыполнения или неполного выполнения субъектами Российской Федерации своих обязательств по финансированию мероприятий, предусмотренных приложением N 1 к Программе, согласовав такое перераспределение с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
23. Орган исполнительной власти заключает с кредитными организациями соглашения о порядке обслуживания средств государственной поддержки, в которых предусматриваются основания заключения договора банковского счета с получателем государственной поддержки, условия зачисления средств государственной поддержки на банковский счет и их списания, а также ежеквартальное представление информации о количестве открытых и закрытых банковских счетов по обслуживанию средств государственной поддержки.
24. Орган исполнительной власти в 5-дневный срок с даты получения выписки территориального органа Федерального казначейства о поступлении на лицевой счет органа исполнительной власти субсидии информирует (в письменной форме) получателя государственной поддержки о явке для получения свидетельства.
25. Получатель государственной поддержки в течение срока действия свидетельства представляет его в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления средств государственной поддержки.
26. Орган исполнительной власти в срок, указанный в соглашении о порядке обслуживания средств государственной поддержки, представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежные поручения о перечислении указанных средств на банковские счета получателей государственной поддержки.
27. Перечисление средств государственной поддержки с банковских счетов получателей государственной поддержки производится кредитной организацией:
а) продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение;
б) исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома для получателя государственной поддержки;
в) застройщику, указанному в договоре долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, в котором получатель государственной поддержки является участником долевого строительства;
г) продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами, осуществляемого получателем государственной поддержки.
28. После перечисления средств государственной поддержки с банковского счета получателя государственной поддержки лицам, указанным в пункте 27 настоящих Правил, кредитная организация направляет в орган исполнительной власти, выдавший свидетельство, подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате.
Свидетельство подлежит хранению в течение 3 лет.
29. Приобретенное или построенное получателями государственной поддержки жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, при этом общая площадь жилого помещения в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
30. Органы исполнительной власти ведут реестры выданных и оплаченных свидетельств по форме согласно приложению N 6 и ежеквартально представляют в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведения по форме согласно приложению N 7.
31. Органы исполнительной власти на основании заключенных с органами местного самоуправления соглашений вправе передавать органам местного самоуправления выполнение следующих функций по реализации мероприятий, предусмотренных приложением N 1 к Программе:
а) вручение получателям государственной поддержки свидетельств, оформленных в установленном порядке органами исполнительной власти;
б) разъяснение, в том числе с использованием средств массовой информации, среди населения условий и порядка получения и использования государственной поддержки.
III. Предоставление субсидий на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов
32. Право на обеспечение жильем на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:
а) молодые семьи, под которыми понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте не старше 30 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст не превышает 30 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), отвечающие в совокупности следующим условиям:
один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянно проживают или изъявили желание постоянно проживать в сельской местности;
нуждаются в улучшении жилищных условий;
б) молодые специалисты, под которыми понимаются граждане Российской Федерации в возрасте не старше 30 лет, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащиеся последнего курса образовательных учреждений высшего (среднего, начального) профессионального образования, отвечающие в совокупности следующим условиям:
работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянно проживают или изъявили желание проживать в сельской местности;
нуждаются в улучшении жилищных условий.
33. В настоящих Правилах под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации различных организационно-правовых форм или индивидуальные предприниматели, работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
34. Субсидии на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов могут быть направлены:
а) на приобретение жилых помещений, в том числе на вторичном рынке жилья;
б) на строительство жилого дома, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилых домов;
в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
35. Субсидии на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации в размере не более 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья определяется в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.
36. Организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности (далее - работодатели) по согласованию с органами местного самоуправления определяют потребность в работниках, соответствующих условиям, указанным в пункте 32 настоящих Правил, из числа молодых специалистов - учащихся последнего курса образовательных учреждений и молодых семей, изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, и заключают с ними трудовые договоры, в которых дата начала работы связывается с окончанием образовательного учреждения (для молодых специалистов - учащихся последнего курса образовательных учреждений) и (или) переездом на постоянное место жительства в сельскую местность.
37. Работодатель с учетом заключенных трудовых договоров подает заявку в органы местного самоуправления о необходимом ему количестве работников из числа лиц, предусмотренных в пункте 32 настоящих Правил, с указанием в ней возможности участия в софинансировании мероприятий, предусмотренных приложением N 2 к Программе, и размере такого участия.
38. Органы местного самоуправления и работодатели разъясняют членам молодых семей и молодым специалистам условия и порядок обеспечения их жильем в рамках реализации мероприятий, предусмотренных приложением N 2 к Программе.
39. Молодые семьи и молодые специалисты, в том числе указанные в пункте 36 настоящих Правил, изъявившие желание улучшить жилищные условия в рамках реализации мероприятий, предусмотренных в приложении N 2 к Программе, представляют в органы местного самоуправления заявление по форме согласно приложению N 8 с приложением следующих документов:
а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
б) копия документа об образовании либо справка из образовательного учреждения об обучении заявителя на последнем курсе этого образовательного учреждения;
в) копии свидетельства о браке (для лиц, состоящих в браке);
г) копии свидетельства о рождении или усыновлении ребенка (детей);
д) копия трудового договора с работодателем;
е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета (для лиц, постоянно проживающих в сельской местности) либо справка органа местного самоуправления об отсутствии у заявителя жилья для постоянного проживания в этой сельской местности;
ж) документы, подтверждающие признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий;
з) документ, подтверждающий участие работодателя в софинансировании строительства (приобретения) жилья для этого заявителя или невозможность такого участия.
40. Копии документов, представляемых в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке.
41. Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 39 настоящих Правил, а также достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях, предусмотренных приложением N 2 к Программе, и направляют их с приложением сведений о размерах средств на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, выделяемых из местных бюджетов и предоставляемых работодателями, в органы исполнительной власти. При выявлении заведомо недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
42. Органы исполнительной власти на основании указанных в пункте 41 настоящих Правил списков и документов принимают решение о признании молодых семей и молодых специалистов участниками мероприятий, предусмотренных приложением N 2 к Программе, формируют сводные списки по форме согласно приложению N 9 и утверждают их.
43. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации до 1 сентября года, предшествующего планируемому, распределяет средства, предусмотренные в приложении N 2 к Программе на соответствующий год для обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов, и направляет сведения о предварительных размерах субсидий в органы исполнительной власти.
44. Органы исполнительной власти с учетом сведений о предварительных размерах субсидий формируют и утверждают списки молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий, предусмотренных приложением N 2 к Программе, в планируемом году. О принятом решении органы исполнительной власти уведомляют граждан, включенных в указанные списки.
Порядок формирования и утверждения списков молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий, предусмотренных приложением N 2 к Программе, в планируемом году устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
45. Органы исполнительной власти до 1 ноября года, предшествующего планируемому, представляют в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заявку по форме согласно приложению N 10 и сведения по форме согласно приложению N 11.
46. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год осуществляет распределение субсидий между субъектами Российской Федерации с учетом следующих критериев:
а) уровень обеспеченности трудовыми ресурсами организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы в сельской местности;
б) число молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
в) дифференциация средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
г) доля вклада соответствующего субъекта Российской Федерации в общий объем сельскохозяйственного производства в стране.
47. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации согласовывает распределение субсидий, указанное в пункте 46 настоящих Правил, с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и направляет эти сведения в органы исполнительной власти.
48. Предоставление субсидий осуществляется на основании заключенных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с органами исполнительной власти договоров (соглашений) о порядке и условиях предоставления субсидий.
49. Перечисление субсидий в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в установленном порядке в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, пропорционально размерам средств, перечисленных соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и (или) предоставленных работодателями в счет оплаты строительства (приобретения) жилья для молодых семей и молодых специалистов в прошедшем квартале.
50. Субсидии, поступившие в бюджеты субъектов Российской Федерации, в установленном порядке перечисляются в доходы бюджетов соответствующих муниципальных образований для финансирования строительства (приобретения) жилья для молодых семей и молодых специалистов.
51. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по итогам 9 месяцев текущего года вправе перераспределять субсидии, оставшиеся в результате неисполнения либо неполного исполнения субъектами Российской Федерации своих обязательств по финансированию строительства (приобретения) жилья для молодых семей и молодых специалистов, согласовав такое перераспределение с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
52. Органы местного самоуправления или органы местного самоуправления совместно с работодателем с целью обеспечения молодых семей и молодых специалистов жильем заключают договоры купли-продажи жилого помещения, подряда на строительство жилого дома либо участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
Участие органа местного самоуправления или работодателя в строительстве жилого дома может быть осуществлено путем предоставления жилых домов, строительство которых было начато ранее и которые принадлежат на праве собственности муниципальным образованиям или работодателю.
53. В отношении жилого помещения, приобретенного (построенного) органами местного самоуправления или органами местного самоуправления совместно с работодателем, оформляется свидетельство о праве соответственно муниципальной или общей собственности. В случае если в отношении приобретенного (построенного) жилого помещения зарегистрировано право общей собственности муниципального образования и работодателя, в заключенном между ними соглашении о порядке владения, пользования и распоряжения жилым помещением должны быть оговорены целевое назначение использования этих помещений (для обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов) и полномочия собственников по заключению договора найма этого помещения с молодыми семьями и молодыми специалистами, а также по изменению и расторжению этого договора.
54. Жилые помещения, приобретенные (построенные) в порядке, установленном настоящим разделом, относятся к жилищному фонду коммерческого использования и предоставляются молодым семьям и молодым специалистам в возмездное владение и пользование по договору найма жилого помещения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В указанном договоре предусматривается право молодой семьи или молодого специалиста по истечении 5 лет работы по трудовому договору с соответствующим работодателем приобрести указанное жилое помещение в свою собственность по цене, не превышающей 10 процентов расчетной стоимости строительства (покупки) жилья (далее - выкупная цена жилья). При этом оплата выкупной цены жилья может производиться по усмотрению нанимателей жилого помещения ежемесячно или ежеквартально равными долями в течение 5 лет без права досрочного внесения платежей на указанную сумму.
В случае если жилое помещение находится в общей собственности муниципального образования и работодателя, в договоре найма жилого помещения должно быть определено, кому и в каких размерах вносятся платежи.
55. Существенным условием договора найма жилого помещения является условие о работе нанимателя жилого помещения по трудовому договору в течение не менее 5 лет в организациях, находящихся в сельской местности в пределах муниципального образования, на территории которого предоставляется жилое помещение.
Досрочное расторжение трудового договора по неуважительным причинам до истечения установленного срока является основанием для расторжения в судебном порядке договора найма жилого помещения.
В случае расторжения договора найма жилого помещения по указанным причинам собственник (собственники) жилого помещения возвращает нанимателю жилого помещения сумму, внесенную им в счет оплаты выкупной цены жилья.
56. В случае если право собственности на долю работодателя в общей собственности на жилое помещение переходит к другим лицам, молодой специалист или член (члены) молодой семьи, который заключил с прежним работодателем трудовой договор, должен в срок не более 6 месяцев обратиться (в письменной форме) к новому собственнику жилого помещения с просьбой о заключении с ним трудового договора либо в органы местного самоуправления (по месту нахождения жилого помещения, предоставленного ему по договору найма) с просьбой о содействии в трудоустройстве в сельской местности этого муниципального образования. В случае отказа нового собственника жилого помещения в заключении трудового договора или органов местного самоуправления в оказании содействия в трудоустройстве молодой специалист или член (члены) молодой семьи вправе трудоустроиться в сельской местности в пределах этого субъекта Российской Федерации. В случае если молодой специалист или член (члены) молодой семьи в установленный срок не трудоустроился на указанных условиях, такое обстоятельство является основанием для обращения в суд с иском о расторжении договора найма жилого помещения.
Возврат денежной суммы, внесенной нанимателем жилого помещения в счет оплаты выкупной цены жилья, осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством и (или) договором найма жилого помещения.
IV. Особенности обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов с использованием их собственных средств
57. Молодые семьи и молодые специалисты, имеющие собственные (в том числе заемные) средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, вправе улучшить свои жилищные условия в порядке, предусмотренном разделом II настоящих Правил.
58. В случае, указанном в пункте 57 настоящих Правил, при заключении молодым специалистом или членом (членами) молодой семьи кредитного договора (договора займа) работодатель может выступить поручителем исполнения своими работниками кредитных обязательств. В этом случае работодатель и молодой специалист или член (члены) молодой семьи заключают договор, в котором принятие на себя работодателем обязательств поручителя обусловливается тем, что молодой специалист или член (члены) молодой семьи заключает с этим работодателем трудовой договор на период до полного исполнения кредитных (заемных) обязательств, в том числе и перед работодателем, если к нему в результате исполнения обязательств поручителя перешли права кредитора.
59. В случае, указанном в пункте 57 настоящих Правил, работодатель вправе предоставить молодым семьям и молодым специалистам, с которыми он заключил трудовой договор, заем на строительство (приобретение) жилья в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости этого жилья. Существенным условием договора займа является согласие молодого специалиста или члена (членов) молодой семьи:
а) работать у работодателя по трудовому договору до полного погашения заемных обязательств, но не менее 5 лет с даты заключения договора займа;
б) передать в ипотеку работодателю-заимодавцу построенное (приобретенное) с использованием заемных средств жилье до погашения молодой семьей или молодым специалистом обязательств по договору займа.