Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 июля 2007 г.
Регистрационный N 9860
В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522, N 48, ст.5032; N50, ст.5354; 2007, N 16, ст. 1912), а также в соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N2, ст. 175; 2002, N 21, ст. 2001, 2006, N50, ст.5354; 2007, N 23, ст. 2798), и решением Правления ФСТ России от 15 июня 2007 года N р-21-э/1 приказываю:
1. Утвердить Методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление ФЭК России от 6 февраля 2002 года N 8/9 "Об утверждении Методики определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа" (зарегистрировано Минюстом России 20 марта 2002 г., регистрационный N 3312), с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением ФЭК России от 19 июня 2002 года N 35/10 (зарегистрировано Минюстом России 28 августа 2002 г., регистрационный N 3751).
3. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.
Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С. Новиков
Приложение к приказу
Методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа
I. Общие положения
1. Настоящие методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (газоснабжающими организациями), (далее - Методические указания) разработаны во исполнение Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001; N2. ст. 175. 2002; N 21, ст.2001, 2006, N 50, ст.5354; 2007, N 23, ст. 2798).
2. Методические указания определяют принципы регулирования и расчета размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа конечным потребителям газа (далее - размер платы за снабженческо-сбытовые услуги), а также особенности ее применения.
3. Плата за снабженческо-сбытовые услуги, рассчитанная в соответствии с настоящими методическими указаниями, применяется для оплаты снабженческо-сбытовых услуг, оказываемых поставщиками газа (организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности) конечным потребителям при реализации газа, оптовая цена на который подлежит государственному регулированию.
II. Основные положения определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги
4. Расчет размера платы за снабженческо-сбытовые услуги предусматривает его установление на уровне, обеспечивающем организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, получение планируемого объема выручки от оказания услуг в размере, необходимом для:
а) возмещения экономически обоснованных расходов, относимых на себестоимость услуг;
б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых при поставках газа, учитывается размер чистой прибыли в регулируемом виде деятельности, необходимый для покрытия согласованных расходов организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности);
в) учета в структуре платы за снабженческо-сбытовые услуги всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Регулирование платы за снабженческо-сбытовые услуги основывается на раздельном учете расходов по регулируемому виду деятельности в соответствии с нормативными актами в сфере бухгалтерского учета.
6. В целях настоящих методических указаний также применяются следующие правила учета расходов организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности:
а) доходы и расходы, возникающие вследствие осуществления регулируемого вида деятельности (в случае возможности такого выделения), учитываются в расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги полностью;
б) доходы и расходы, возникающие вследствие осуществления других видов деятельности (в случае возможности такого выделения), в расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги не учитываются;
в) иные доходы и расходы учитываются в расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги пропорционально доле выручки по регулируемому виду деятельности в общей сумме выручки организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности;
г) аналогичные изложенным выше в данном пункте подходы используются при формировании чистой прибыли.
7. Фактические и плановые расходы организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования.
При расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги применяются:
цены (тарифы), регулируемые государством;
цены (тарифы, стоимость услуг), установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведенных организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, конкурсов (тендеров);
- прогнозные рыночные цены (тарифы, стоимость услуг), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на расчетный период действия размера платы за снабженческо-сбытовые услуги;
действующие нормативы численности, использования материалов и проведения различных видов эксплуатационных работ; при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок.
8. Полученная организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, экономия расходов по регулируемому виду деятельности в результате внедрения передовых методов организации труда, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также других мероприятий по сокращению расходов в случае представления в ФСТ России обоснования по проведенным мероприятиям не учитывается при расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги в течение 3 лет.
9. При проведении расчета размера платы за снабженческо-сбытовые услуги учитывается обоснованный незапланированный убыток прошлых лет (незапланированная прибыль, кроме прибыли, возникшей в связи с проведением мероприятий по сокращению расходов), полученный организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, от регулируемого вида деятельности. При этом возможно покрытие незапланированного убытка прошлых лет по согласованному с ФСТ России графику в течение нескольких лет.
10.Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей.
Для проведения дифференциации размера платы за снабженческо-сбытовые услуги конечные потребители разделяются на следующие группы в зависимости от объемов потребления газа:
1-я группа - конечные потребители с объемом потребления газа свыше 100 млн. м3 в год;
2-я группа - конечные потребители от 10 до 100 млн. м3 в год включительно;
3-я группа - конечные потребители с объемом потребления газа до 10 млн. м3 в год включительно;
4-я группа - население.
В целях настоящих методических указаний в группу "население" включаются физические лица, использующие газ в качестве топлива для личных нужд, а также жилищно-эксплуатационные организации; организации, управляющие многоквартирными домами; жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья, использующие газ для бытовых нужд населения и иные подобные конечные потребители (далее - население). При этом объемы потребления указанными конечными потребителями принимаются за вычетом объемов газа, используемых для централизованного отопления и для коммерческих целей, которые учитываются при проведении дифференциации размера платы за снабженческо-сбытовые услуги для прочих групп конечных потребителей.
В целях ликвидации перекрестного субсидирования конечные потребители с объемом потребления газа свыше 700 млн. м3 в год могут выделяться в отдельную группу.
11. Отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, осуществляется без учета объемов газа, реализуемого по нерегулируемым ценам, исходя из:
- годового договорного объема поставки газа данному конечному потребителю по всем договорам поставки с учетом заключенных до начала периода поставки газа дополнительных соглашений;
- фактического объема поставки газа в предыдущем году (в случае, если договор поставки заключен не на полный год), либо в пересчете на год в случае отсутствия данных по потреблению за полный год.
12. В случае если поставщик газа осуществляет регулируемую деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, допускается установление дифференцированного по различным субъектам Российской Федерации размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, исходя из определяемых раздельно по каждому субъекту Российской Федерации показателей деятельности поставщика газа.
13.Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, рассчитываемый в соответствии с настоящими Методическими указаниями, устанавливается в рублях и копейках на 1000 м3 газа без учета налога на добавленную стоимость.
III. Порядок представления материалов для рассмотрения ФСТ России вопросов об утверждении (пересмотре) размера платы за снабженческо-сбытовые услуги
14. Для утверждения (пересмотра) размера платы за снабженческо-сбытовые услуги организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности, вместе с заявлением об установлении (пересмотре) размера платы за снабженческо-сбытовые услуги представляет в ФСТ России следующие материалы:
- расчет размера платы за снабженческо-сбытовые услуги с обосновывающими материалами по формам приложений NN 1-5;
- бухгалтерский баланс (с приложениями) на последнюю отчетную дату;
- постатейное обоснование изменения размера затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство по регулируемому виду деятельности;
- обоснование необходимой прибыли по регулируемому виду деятельности;
- планы капитальных вложений на соответствующий год по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре платы за снабженческо-сбытовые услуги затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
- сравнительные данные по статьям затрат по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.
15. Представляемые материалы должны быть подписаны руководителем (заместителем руководителя) организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности.
Копии бухгалтерских документов должны быть заверены в установленном порядке.
16. В случае необходимости ФСТ России запрашивает дополнительные материалы.
17.Пересмотр размера платы за снабженческо-сбытовые услуги может проводиться по инициативе организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, или ФСТ России. При пересмотре размера платы за снабженческо-сбытовые услуги по инициативе ФСТ России организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности, обязана представить в месячный срок с момента запроса ФСТ России требуемые документы.
18. Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги утверждается на календарный год. В случае если установление размера платы за снабженческо-сбытовые услуги не совпадает с началом календарного года допускается их установление до конца календарного года.
Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги может быть пересмотрен в течение года в связи с обращением организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, или по инициативе ФСТ России в случае возникновения причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности, либо в случае получения организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, незапланированной прибыли, или иных обоснованных причин.
IV. Принципы расчета размера платы за снабженческо-сбытовые услуги