26 января в городе Назрани на подступах к площади Согласия, где планировалось проведение массового публичного мероприятия, произошло столкновение его участников и органов милиции особого назначения, в ходе которого сотрудники специальных подразделений применили слезоточивый газ, резиновые дубинки и огнестрельное оружие (выстрелы в воздух).
По имеющейся информации десятки человек были задержаны, некоторые из них привлекаются к уголовной или административной ответственности.
Многие журналисты, исполнявшие свой профессиональный долг по освещению этого события в средствах массовой информации, также подверглись задержанию и длительному содержанию в органах правопорядка.
Основанием для решения о разгоне участников массового публичного мероприятия и запрещении журналистам сбора информации об этом явилось объявление части городской территории, в том числе площади Согласия, зоной контртеррористической операции, на которой введены особые ограничения по обеспечению безопасности.
Не вдаваясь в детали организации и проведения массового публичного мероприятия, проводившегося на площади Согласия, хочу обратить внимание на следующие обстоятельства.
Правовой режим контртеррористической операции, регулируемый Федеральным законом "О противодействии терроризму", может вводиться в установленном порядке только для пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Проведение контртеррористической операции предполагает использование комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов и обеспечению безопасности. Осуществление такой операции производится силами органов федеральной службы безопасности и создаваемой для этого группировки сил и средств.
Вместе с тем, решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории, в пределах которой он объявляется, перечня применяемых мер и временных ограничений) не предполагает его осуществления в целях предотвращения возможных правонарушений, для чего используются иные меры по охране общественного порядка, в том числе при проведении массовых публичных мероприятий.
26 января на площади Согласия террористический акт не совершался, а следовательно, объявлять эту свободную для посещения граждан городскую территорию зоной проведения контртеррористической операции с введением ограничений конституционных прав граждан и свободы массовой информации, таким образом, правовых оснований не имелось.
В связи с этим являлись не соответствовавшими российскому законодательству ограничение на освещение в средствах массовой информации происходивших событий и задержание журналистов, нарушивших якобы запрет на распространение сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения контртеррористической операции.
Выражаю уверенность в том, что данные соображения будут приняты во внимание и считаю необходимым проведение всестороннего правового анализа событий в Назрани 26 января текущего года.
В. Лукин