Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 февраля 2008 г.
Регистрационный N 11251
В соответствии со статьями 15 и 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 7, ст. 838) приказываю:
1. Установить, что в 2008 году:
1.1. Обучающиеся, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования, проходят государственную (итоговую) аттестацию в форме, определенной Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 декабря 1999 г. N 1075 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2000 г., регистрационный N 2114) (далее - Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации).
1.2. Государственная (итоговая) аттестация выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений в форме единого государственного экзамена проводится в каждом субъекте Российской Федерации по общеобразовательным предметам, перечень которых утверждается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на основании представления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений по общеобразовательным предметам, не включенным в указанный перечень, проводится в субъекте Российской Федерации в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении единого государственного экзамена в 2008 году.
3. Установить, что Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 14 января 2003 г. N 50 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2003 г., регистрационный N 4188), а также Порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. N 4304 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2003 г., peгистрационный N 4169), применяется в части, не противоречащей Положению о проведении единого государственного экзамена в 2008 году.
4. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 апреля 2002 г. N 1306 "Об утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2002 г., регистрационный N 3420).
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.
Министр А. Фурсенко
Приложение
Положение о проведении единого государственного экзамена в 2008 году
I. Общие положения
1. Положение о проведении единого государственного экзамена в 2008 году (далее - Положение) устанавливает порядок проведения единого государственного экзамена в 2008 году, в том числе общие правила его организации, права и обязанности участников, процедуру проведения, порядок проверки экзаменационных работ, подачи и рассмотрения апелляций, выдачи свидетельств о его результатах, организации системы общественного наблюдения и контроля.
2. Положение распространяется на имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего (полного) общего образования, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности (далее - общеобразовательные учреждения), а также на государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования, их филиалы, осуществляющие прием граждан на базе среднего (полного) общего образования (далее соответственно - ссузы и вузы).
3. Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования (далее - выпускники), с использованием заданий стандартизированной формы (далее - контрольные измерительные материалы), выполнение которых позволяет установить уровень освоения выпускниками федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
4. ЕГЭ проводится по следующим общеобразовательным предметам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам, кроме иностранных языков, проводится на русском языке.
Перечень общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ в конкретном субъекте Российской Федерации, утверждается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) на основании представления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, из числа предметов, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
5. В ЕГЭ принимают участие выпускники текущего года, допущенные в установленном порядке к государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования, а также могут участвовать выпускники прошлых лет, имеющие документ государственного образца об образовании, подтверждающий получение ими среднего (полного) общего образования (далее - участники ЕГЭ).
Лица, получившие среднее (полное) общее образование в иностранных образовательных учреждениях, допускаются к сдаче ЕГЭ при наличии у них документов иностранных государств об образовании, признанных в установленном порядке эквивалентными документам государственного образца Российской Федерации о среднем (полном) общем образовании.
6. Выпускники текущего года и прошлых лет сдают ЕГЭ, как правило, в субъекте Российской Федерации по месту проживания. В случае если по месту проживания выпускника текущего года по общеобразовательным предметам, необходимым для поступления в выбранный ссуз или вуз, ЕГЭ не проводится, по его заявлению может быть предоставлено выпускнику право сдачи ЕГЭ в ином субъекте Российской Федерации, в котором ЕГЭ по данным общеобразовательным предметам проводится, при наличии согласия органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.
Лица, не имевшие по объективным причинам возможности участвовать в ЕГЭ в период проведения государственной (итоговой) аттестации и подавшие заявление о приеме в ссуз или вуз, сдают ЕГЭ в субъекте Российской Федерации по месту нахождения образовательного учреждения, в которое поступают, и по тем общеобразовательным предметам, по которым проводится ЕГЭ в данном субъекте Российской Федерации.
Регистрация участников ЕГЭ осуществляется в субъекте Российской Федерации в соответствии с организационно-территориальной схемой проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, определяемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. Учет участников ЕГЭ осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации для формирования и ведения федеральных баз данных и баз данных субъектов Российской Федерации об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ.
7. Результаты ЕГЭ выпускников, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях в текущем году, признаются этими образовательными учреждениями как результаты государственной (итоговой) аттестации, а ссузами и вузами - как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам; результаты ЕГЭ иных участников ЕГЭ признаются ссузами и вузами как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.
II. Организация единого государственного экзамена
8. ЕГЭ проводится Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, при участии общеобразовательных учреждений, ссузов и вузов, а также органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования.
К проведению ЕГЭ для выпускников российских общеобразовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут привлекаться органы государственной власти Российской Федерации, являющиеся их учредителями. Условия и особенности организации проведения ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации определяются Рособрнадзором по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации.
9. Рособрнадзор в целях организации и подготовки проведения ЕГЭ выполняет следующие функции:
осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, ссузов и вузов и иных организаций, участвующих в организации и проведении ЕГЭ;
обеспечивает научно-методическое и информационное обеспечение ЕГЭ, определяет процедуры организации и проведения ЕГЭ по общеобразовательным предметам, в том числе для выпускников с ограниченными возможностями здоровья и выпускников российских общеобразовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
определяет технологию проведения ЕГЭ, в том числе требования к аппаратно-программным средствам, необходимым для организации проведения ЕГЭ, к информационной безопасности процедур и материалов ЕГЭ, а также к защите информации, получаемой при проведении ЕГЭ;
разрабатывает и представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации спецификации и структуру контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ;
осуществляет контроль за формированием контрольных измерительных материалов и организует направление в субъекты Российской Федерации контрольных измерительных материалов и бланков ответов участников ЕГЭ;
организует осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ, в том числе определяет методику шкалирования результатов ЕГЭ и перевода баллов ЕГЭ в пятибалльную систему оценивания;
осуществляет контроль за проведением ЕГЭ, в том числе в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими комиссий, а также образовательных учреждений и иных организаций, участвующих в организации и проведении ЕГЭ;
организует формирование и ведение федеральных баз данных об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ;
осуществляет иные полномочия, связанные с организацией и проведением ЕГЭ в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.
10. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают и проводят ЕГЭ на территории субъекта Российской Федерации, в том числе:
организуют и обеспечивают деятельность комиссий, создаваемых в субъекте Российской Федерации, а также подготовку организаторов и экспертов для проведения ЕГЭ;
определяют организационно-территориальную схему проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации;
обеспечивают в установленном порядке проверку экзаменационных работ участников ЕГЭ предметными комиссиями;
обеспечивают формирование и ведение баз данных субъектов Российской Федерации об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и инструкций уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;
осуществляют иные полномочия в рамках обеспечения проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации.
11. Для организации и проведения ЕГЭ на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации ежегодно создаются экзаменационные, конфликтные и предметные комиссии.
12. Федеральные экзаменационная и конфликтная комиссии создаются для организации и проведения ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации.
Федеральные предметные комиссии создаются в целях формирования контрольных измерительных материалов по каждому общеобразовательному предмету ЕГЭ. В период проведения ЕГЭ ими также осуществляется проверка экзаменационных работ выпускников российских общеобразовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации и сдававших ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации.
В целях обеспечения контроля за проведением ЕГЭ на территории Российской Федерации Рособрнадзор может поручить указанным комиссиям подготовку экспертных заключений, рассмотрение заявлений участников ЕГЭ о несогласии с решением конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации, проведение перепроверки отдельных экзаменационных работ участников ЕГЭ в субъектах Российской Федерации.
Состав, порядок создания и деятельности федеральных комиссий определяется Рособрнадзором.
13. Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации (далее - ГЭК) создается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и включает в себя представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, совета ректоров вузов и совета директоров ссузов субъекта Российской Федерации, а также общеобразовательных учреждений, ссузов и вузов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Персональный состав ГЭК утверждается Рособрнадзором по представлению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
Состав и положение о ГЭК, утверждаемое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, публикуются в средствах массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем через две недели после их утверждения.
14. В рамках организации и проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации ГЭК:
организует и координирует работу по подготовке и проведению ЕГЭ на территории субъекта Российской Федерации;
обеспечивает информирование участников ЕГЭ о порядке и сроках проведения ЕГЭ, а также о полученных ими результатах ЕГЭ через образовательные учреждения и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования;
обеспечивает соблюдение установленного порядка проведения ЕГЭ на территории субъекта Российской Федерации, в том числе направляет в региональный центр обработки информации и пункты проведения ЕГЭ своих уполномоченных представителей;
осуществляет иные функции в соответствии с положением о ГЭК.
15. ГЭК создает предметные комиссии (комиссии по общеобразовательным предметам), а также, при необходимости, территориальные подкомиссии. Предметные комиссии создаются по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, для проверки ответов участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, а также задания устной части ЕГЭ по иностранным языкам, записанных на аудионосители.
Составы предметных комиссий утверждаются по представлению ГЭК распорядительным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку. В состав каждой комиссии рекомендуется включать представителей общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений профессионального образования на паритетных началах. Требования к программам подготовки указанных лиц утверждаются Рособрнадзором.
Функции, полномочия, порядок и сроки работы предметных комиссий и территориальных подкомиссий устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в положении о ГЭК или в положениях об этих комиссиях (подкомиссиях).
16. Научно-методическое, организационное и технологическое обеспечение организации и проведения ЕГЭ на федеральном уровне осуществляются организациями, определяемыми в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее уполномоченные организации).
Функции по организационному и технологическому обеспечению проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации возлагаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, на специализированное государственное учреждение - региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ), который осуществляет функции оператора баз данных субъекта Российской Федерации об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ, обработку экзаменационных работ участников ЕГЭ, а также технологическое и информационное взаимодействие с уполномоченной организацией в период проведения ЕГЭ.
17. Общеобразовательные учреждения, ссузы и вузы в рамках организации проведения ЕГЭ:
составляют списки участников ЕГЭ (при проведении государственной (итоговой) аттестации - общеобразовательные учреждения, при приеме в ссузы и вузы - соответственно ссузы и вузы) с указанием общеобразовательных предметов, сдаваемых ими в форме ЕГЭ;
информируют участников ЕГЭ о сроках, месте и порядке проведения ЕГЭ, в том числе о порядке, месте и сроках подачи апелляций, а также о результатах ЕГЭ (информация также вывешивается на информационном стенде в образовательном учреждении, а также веб-сайте ссуза, вуза) в установленные сроки;
делегируют своих работников в состав комиссий, создаваемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, для проведения ЕГЭ и в состав организаторов в пунктах проведения ЕГЭ;
осуществляют в соответствии с организационно-территориальной схемой проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации взаимодействие с РЦОИ, а также в случае необходимости с ГЭК, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, или органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере образования.
18. Лица, привлекаемые к работе по подготовке и проведению ЕГЭ, в период выполнения ими функций по проведению ЕГЭ признаются должностными лицами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей и злоупотребление служебным положением.
За работниками, привлекаемыми по решению уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к проведению ЕГЭ в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения ЕГЭ, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством Российской Федерации и иными содержащими нормы трудового права актами.
Работникам, привлекаемым к проведению ЕГЭ, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению ЕГЭ. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ.
19. В целях более полного информирования общественности о ходе проведения ЕГЭ в субъектах Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, формируется система общественного наблюдения и контроля за проведением ЕГЭ.
Общественные наблюдатели аккредитуются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, из числа представителей государственных органов законодательной власти, образовательных учреждений, средств массовой информации, родительских комитетов общеобразовательных учреждений, попечительских советов образовательных учреждений, общественных объединений и организаций по их заявлениям.
Общественные наблюдатели, предъявившие документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя, вправе присутствовать в день проведения экзамена в пунктах проведения ЕГЭ, в том числе в аудиториях на одном, нескольких или на всех этапах подготовки и проведения экзамена.
Общественные наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Положением, положением о системе общественного наблюдения, утверждаемым уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
III. Проведение единого государственного экзамена
20. ЕГЭ организуется в сроки, установленные для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, вступительных испытаний в ссузы и вузы, а также иные дополнительные сроки, определяемые Рособрнадзором.
Расписание проведения ЕГЭ и его продолжительность по каждому общеобразовательному предмету утверждаются Рособрнадзором.
21. ЕГЭ проводится в пунктах проведения ЕГЭ, место расположения которых утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, на основе предложений ГЭК не позднее 1 апреля.
Организация и непосредственное проведение ЕГЭ в пунктах проведения ЕГЭ осуществляются организаторами в порядке, определяемом Рособрнадзором. Организаторы назначаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.
Организаторами в пункте проведения ЕГЭ могут быть представители общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений профессионального образования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. При проведении ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету организаторами не могут назначаться преподаватели по данному или родственному общеобразовательному предмету.
22. Контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ и бланки ответов участников ЕГЭ (далее вместе - экзаменационные материалы) доставляются в пункты проведения ЕГЭ уполномоченными представителями ГЭК в день проведения экзамена не позднее чем за 1 час до его начала. При наличии объективных оснований (удаленность, труднодоступность и т.п.) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, по согласованию с Рособрнадзором может принять решение о более ранней доставке экзаменационных материалов в пункты проведения ЕГЭ. Вскрытие и переупаковка экзаменационных материалов до начала экзамена запрещены.
23. До начала экзамена организаторы знакомят участников ЕГЭ с порядком проведения экзамена, правилами заполнения бланков ответов участников ЕГЭ. Участникам ЕГЭ объявляется продолжительность экзамена, порядок подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету и о несогласии с выставленными баллами, а также время и место ознакомления с результатами ЕГЭ.
24. Во время экзамена участники ЕГЭ должны соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ и следовать указаниям организаторов. При нарушении порядка проведения ЕГЭ и отказе от его соблюдения участник ЕГЭ может быть удален с экзамена.
В этом случае организаторы совместно с уполномоченным представителем ГЭК составляют акт об удалении участника ЕГЭ с экзамена. Такой участник ЕГЭ, являющийся выпускником текущего года, по решению ГЭК может быть допущен к ЕГЭ по данному общеобразовательному предмету в другой день, предусмотренный расписанием проведения ЕГЭ в период государственной (итоговой) аттестации. Если расписанием проведения ЕГЭ не предусмотрен экзамен по соответствующему общеобразовательному предмету, участник ЕГЭ - выпускник текущего года может быть допущен к экзамену по данному общеобразовательному предмету в форме, определяемой общеобразовательным учреждением, в котором он осваивал образовательные программы среднего (полного) общего образования.
25. После окончания экзамена все экзаменационные материалы упаковываются, запечатываются и доставляются уполномоченными представителями ГЭК в РЦОИ.
Обработка экзаменационных материалов в РЦОИ, проверка экзаменационных работ участников ЕГЭ производятся предметными комиссиями субъектов Российской Федерации и уполномоченной организацией.
26. Процедура проведения ЕГЭ, обработки и проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ должны гарантировать соблюдение прав участников ЕГЭ на объективное оценивание уровня их подготовки в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
27. Результаты ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету утверждаются на заседаниях ГЭК на основании протоколов о результатах ЕГЭ, составляемых по результатам проверки экзаменационных работ уполномоченной организацией.
Для выставления в аттестат о среднем (полном) общем образовании итоговых отметок с учетом результатов ЕГЭ Рособрнадзором устанавливаются шкалы перевода баллов, полученных в системе оценивания результатов ЕГЭ, в пятибалльную систему, используемую для выставления отметок в аттестат о среднем (полном) общем образовании, по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ.
28. Результаты ЕГЭ участника ЕГЭ могут быть аннулированы в случае нарушений порядка организации и проведения ЕГЭ в пункте проведения ЕГЭ, которые могли оказать существенное влияние на результаты ЕГЭ. Решение об аннулировании результатов ЕГЭ принимается ГЭК субъекта Российской Федерации на основании установления фактов таких нарушений уполномоченным представителем ГЭК или общественным наблюдателем, либо уполномоченными представителями Рособрнадзора при проведении выездной (инспекционной) проверки по вопросам организации и проведения ЕГЭ, а равно при подтверждении сведений, изложенных в апелляции участника ЕГЭ о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ.
В случае аннулирования результатов ЕГЭ ГЭК также принимает решение о возможности допуска участника ЕГЭ к ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету в другой день, предусмотренный расписанием проведения ЕГЭ.
При этом участник ЕГЭ - выпускник текущего года сдает в период государственной (итоговой) аттестации экзамен по данному общеобразовательному предмету в форме ЕГЭ или в иной форме, определяемой общеобразовательным учреждением, в котором он осваивал образовательные программы среднего (полного) общего образования, в случае если расписанием проведения ЕГЭ не предусмотрен экзамен по соответствующему общеобразовательному предмету.
IV. Порядок подачи и рассмотрения апелляций
29. В целях обеспечения права на объективное оценивание участникам ЕГЭ предоставляется право подать в письменной форме апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету и (или) о несогласии с выставленными баллами.
Порядок и место приема апелляций доводятся до сведения участников ЕГЭ, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений не позднее чем за 2 недели до начала проведения ЕГЭ.
30. В целях рассмотрения апелляций и разрешения спорных вопросов, возникающих при оценивании экзаменационных работ участников ЕГЭ, защиты прав участников ЕГЭ в субъекте Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, создается конфликтная комиссия.
Положение о конфликтной комиссии и ее состав утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
В состав конфликтной комиссии включаются представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования, а также общеобразовательных учреждений, ссузов и вузов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
31. Конфликтная комиссия выполняет следующие функции:
принимает и рассматривает апелляции участников ЕГЭ по вопросам нарушения процедуры проведения ЕГЭ, которое могло оказать существенное негативное влияние на результаты ЕГЭ, а также о несогласии с выставленными баллами;
устанавливает соответствие установленным требованиям выставленных баллов либо процедуры проведения ЕГЭ;
принимает решение по результатам рассмотрения апелляции об удовлетворении или отклонении апелляции участника ЕГЭ;
информирует участника ЕГЭ, подавшего апелляцию, или его родителей (законных представителей), а также ГЭК о принятом решении.
32. Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры контрольных измерительных материалов по общеобразовательным предметам, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы.
33. При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не может проводиться лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении соответствующего экзамена, либо ранее проверявшими экзаменационную работу участника ЕГЭ, подавшего апелляцию.
34. В целях выполнения своих функций конфликтная комиссия вправе запрашивать и получать у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе бланки ответов участников ЕГЭ, сведения о лицах, присутствовавших на ЕГЭ, о соблюдении процедуры проведения ЕГЭ и т.п.
35. В случае несогласия с решением конфликтной комиссии участник ЕГЭ может обратиться в федеральную конфликтную комиссию, которая вправе провести повторную проверку экзаменационной работы участника ЕГЭ и сохранить или изменить полученное им количество баллов по результатам ЕГЭ.
V. Свидетельство о результатах ЕГЭ
36. Участникам ЕГЭ выдается свидетельство о результатах ЕГЭ, в свидетельстве указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) участника ЕГЭ, результаты сдачи им ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету в текущем году.
Форма свидетельства о результатах ЕГЭ утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
Порядок оформления, учета, хранения и уничтожения бланков свидетельств о результатах ЕГЭ утверждается Рособрнадзором.
37. Выпускникам текущего года, сдававшим ЕГЭ, выдается аттестат о среднем (полном) общем образовании.
В аттестат о среднем (полном) общем образовании выпускникам текущего года, сдававшим ЕГЭ по русскому языку, литературе и математике, по данным общеобразовательным предметам выставляется следующая итоговая отметка:
более высокая - при разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл;
отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки и отметки по ЕГЭ, если разница между ними составляет более чем один балл, при этом округление производится в сторону более высокого балла.
Выдача аттестата о среднем (полном) общем образовании осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 декабря 1999 г. N 1075 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2000 г., регистрационный N 2114).
38. Участникам ЕГЭ - выпускникам текущего года свидетельства о результатах ЕГЭ выдаются образовательными учреждениями, в которых они осваивали образовательные программы среднего (полного) общего образования.
Иным участникам ЕГЭ свидетельства о результатах ЕГЭ выдаются в зависимости от организационно-территориальной схемы проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и (или) органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере образования.
Свидетельства о результатах ЕГЭ заверяются подписью руководителей образовательных учреждений (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования), выдавших свидетельство о результатах ЕГЭ, и печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Особенности выдачи свидетельства о результатах ЕГЭ лицам, обучавшимся в иностранных образовательных учреждениях, определяются Рособрнадзором.
39. Срок действия свидетельства о результатах ЕГЭ истекает 31 декабря 2009 года.
Лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, предоставляется право использовать результаты ЕГЭ, сданного ими в 2008 году до призыва на военную службу, в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в ссузы и вузы.
VI. Организация приема и зачисления в ссузы и вузы по результатам ЕГЭ
40. В целях организации приема в текущем году приемные комиссии ссузов и вузов объявляют:
не позднее 1 февраля - перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам на каждое направление подготовки (специальность) с указанием вступительных испытаний, форма которых определяется ссузом или вузом в установленном порядке самостоятельно, а также перечень и форму вступительных испытаний для лиц, имеющих право на зачисление в ссуз или вуз по результатам уменьшенного количества испытаний;
не позднее 1 июля - количество баллов, которое необходимо набрать для зачисления поступающим, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования право на внеконкурсное зачисление, - по каждому вступительному испытанию.
41. Ссузы и вузы самостоятельно определяют форму вступительных испытаний только по тем общеобразовательным предметам, по которым в субъекте Российской Федерации, на территории которого они расположены, ЕГЭ не проводится.
42. Поступающие, имеющие свидетельство о результатах ЕГЭ, могут подать документы в установленные сроки в один или несколько ссузов и/или вузов на различные направления подготовки (специальности).
43. Поступающие вправе сдать свои документы в соответствии с установленным перечнем лично либо направить по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Уведомление и заверенная опись вложения являются основанием подтверждения приема документов поступающего.
Если оригинал или копия свидетельства о результатах ЕГЭ не могут быть представлены на момент подачи заявления о приеме по объективным причинам, поступающий в заявлении указывает сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах, а также причину отсутствия свидетельства о результатах ЕГЭ.
44. Приемные комиссии ссузов и вузов вправе отказать поступающему в приеме документов по причине недостаточного количества баллов, набранного им по результатам сдачи ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием, только в случае представления поступающим результатов ЕГЭ, эквивалентных отметке "неудовлетворительно" в пятибалльной системе оценивания, используемой при выставлении отметок в аттестат о среднем (полном) общем образовании.
45. Приемные комиссии ссузов и вузов обязаны осуществлять контроль за достоверностью сведений об участии в ЕГЭ, а также о результатах ЕГЭ, представляемых поступающим.
Основной формой контроля является направление в федеральную базу данных (свидетельств) о результатах ЕГЭ соответствующего запроса об участии поступающего в ЕГЭ, а также о подтверждении правильности сведений о результатах ЕГЭ, указанных поступающим или содержащихся в представленном им свидетельстве о результатах ЕГЭ.
В случае выявления при проверке, проводимой в порядке надзора Рособрнадзором, фактов проведения конкурса и неправомерного зачисления поступающего на основании представленных им недостоверных сведений о результатах ЕГЭ, студент подлежит отчислению в установленном порядке, а должностные лица, допустившие указанные нарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
46. Конкурс в ссузы и вузы проводится на основании результатов ЕГЭ и вступительных испытаний, форма которых определяется ссузами и вузами самостоятельно, по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием. При этом результаты ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам, по которым проводится ЕГЭ на территории Российской Федерации, в случае представления их поступающим учитываются ссузами, вузами как результаты вступительных испытаний.
Условия проведения конкурса по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний, проводимых в форме, определенной ссузом или вузом, должны гарантировать соблюдение равенства прав граждан на доступ к образованию и зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.