Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2008 г. Регистрационный N 11590
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2007 года, установил.
За летнюю оздоровительную кампанию число детей, охваченных организованным детским отдыхом в 2007 году, составило более 6 млн человек.
Среди общего числа учреждений основную долю (77%) составили лагеря с дневным пребыванием детей - более 46,3 тыс. учреждений, профильные лагеря (15,3%) - более 9 тыс. учреждений и загородные стационарные лагеря (4,4%) - около 3 тыс. учреждений.
В период подготовки к открытию летних оздоровительных учреждений специалистами органов Роспотребнадзора было проведено более 63,8 тыс. санитарно-эпидемиологических обследований объектов, из них 69,2% - с лабораторными исследованиями и инструментальными замерами.
Значительно снизилось количество учреждений, начавших работу без получения разрешения органов Роспотребнадзора. Без согласования с Роспотребнадзором в 2007 г. были открыты 50 учреждений - 15 загородных оздоровительных учреждений, 28 лагерей с дневным пребыванием детей, 5 профильных оздоровительных лагерей, 1 санаторно-оздоровительный лагерь и 1 учреждение для отдыха родителей с детьми (Белгородская, Рязанская, Московская, Вологодская, Иркутская, Читинская области, г. Москва, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий АО, Республика Тыва).
Из-за низкой степени готовности к летней оздоровительной кампании детских оздоровительных учреждений 1107 учреждений были приняты комиссиями со 2-3 раза, в результате чего сроки заездов были задержаны на 2-9 дней.
Продолжительность смены в загородных учреждениях составляла 21 день, в санаторных учреждениях - 24 дня, в профильных и трудовых лагерях - 10-24 дня.
ЛОУ в целом были укомплектованы медицинским персоналом, необходимые медикаменты были приобретены в достаточном количестве.
Пищеблоки детских оздоровительных учреждений укомплектованы персоналом, прошедшим медицинский осмотр и гигиеническую подготовку.
Во многих субъектах Российской Федерации отмечены значительные улучшения в организации питания детей, произошедшие в основном вследствие увеличения объемов финансирования (Кемеровская, Архангельская, Самарская, Белгородская, Тамбовская области, Алтайский край и другие).
Питание детей в оздоровительных учреждениях летом 2007 года было организовано исходя из местных расценок на продукты питания. В целом по стационарным загородным лагерям на сумму 113-140 рублей в день при 4-5-разовом питании (в 2006 г. - 80-100 руб.).
В учреждениях с дневным пребыванием дети питались 2-3 раза в день на сумму 60-73 рубля (в 2006 г. - 35-60 руб.).
Для учреждений санаторного типа в среднем дотации составляли 129-148 рублей при 6-разовом питании (в 2006 г. - 100-130 руб.).
Типичными нарушениями, выявленными в ходе проведения мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детей в летних оздоровительных учреждениях, явились:
1. Нарушения при организации питания детей:
- несоблюдение технологии приготовления блюд (Хабаровский край, Чувашская Республика, Свердловская, Тверская, Смоленская, Псковская, Липецкая, Костромская области);
- несоблюдение сроков хранения и транспортировки скоропортящихся продуктов питания (Республика Хакасия, Республика Марий Эл, Ярославская, Тамбовская, Амурская области);
- отсутствие на продукты питания сопроводительных документов (Республика Адыгея, г.Санкт-Петербург, Тверская, Воронежская, Владимирская, Астраханская, Смоленская области);
- несоблюдение требований к санитарному содержанию помещений, мытью и обработке оборудования, инвентаря и посуды (Ярославская, Тамбовская, Читинская, Смоленская, Сахалинская, Ивановская, Вологодская области, Республика Мордовия);
- несоблюдение физиологически обоснованных норм питания детей в учреждениях (Читинская, Тюменская, Владимирская, Воронежская, Волгоградская, Курганская, Липецкая, Омская, Пензенская, Смоленская, Рязанская, Челябинская области, Пермский край).
2. Неудовлетворительное качество питьевой воды (Архангельская, Вологодская, Костромская, Ульяновская, Тверская, Саратовская, Челябинская области, Чувашская Республика, Пермский край).
3. Непрохождение в полном объеме медицинского осмотра персоналом (Красноярский край, Оренбургская область, Белгородская область).
4. Неудовлетворительное содержание территории (Ульяновская область).
5. Неудовлетворительное содержание помещений.
6. Не соблюдение правил приема детей в оздоровительные учреждения (Ленинградская область, Курганская область, Белгородская область, Астраханская область).
7. Отсутствие должного контроля со стороны медицинского персонала за работой оздоровительных учреждений (Тверская область, Пензенская область, Воронежская область, Республика Калмыкия, Республика Башкортостан).
8. Неудовлетворительное содержание мест купания, в том числе бассейнов (Московская, Костромская, Ульяновская области и др.).
За период летней оздоровительной кампании 2007 года среди отдыхающих детей и персонала ЛОУ были зарегистрированы 8 вспышек инфекционных заболеваний с общим количеством пострадавших 477 человек, в том числе 416 детей до 17 лет.
Вспышки были зарегистрированы: 3 очага острой дизентерии (г. Москва, Московская область), 2 очага пищевой стафилококковой токсикоинфекции (Свердловская, Ярославская области), 1 очаг энтеробактериальной этиологии (Новгородская область), 1 очаг сальмонеллеза (Костромская область), 1 очаг контактного дерматита неинфекционной природы (Сахалинская область).
В 88% случаев вспышки носили пищевой характер и были связаны с употреблением инфицированных блюд, приготовленных на пищеблоке учреждений с грубыми нарушениями технологических требований.
В период с 29 мая по 1 сентября 2007 г. ОАО "Российские железные дороги" перевезены 896 982 ребенка (15 956 групп). Горячим питанием были обеспечены 488 757 детей (54,5%), сухим пайком - 399 157 (44,5%).
При осуществлении Госсанэпиднадзора за перевозкой детей отмечались факты нарушений требований санитарных норм и правил. При проверке пассажирских поездов было выявлено отсутствие медицинского сопровождения (для 188 групп - 4387 человек), не организовано питание детей, находящихся в пути следования свыше 1 суток (для 9068 детей), отмечены факты нарушения санитарно-технической подготовки пассажирских вагонов в поездах формирования.
В ходе летней оздоровительной кампании 2007 года специалистами органов Роспотребнадзора было наложено 14 440 штрафов на сумму более 19,2 млн рублей, из них взыскано 68,4% на сумму более 13,1 млн рублей.
В 2007 году было передано судьям 43 дела о приостановлении деятельности (в 2006 г. - 54), эксплуатация 36 объектов была приостановлена (в 2006 г. - 42).
Вынесено 8 постановлений о направлении материалов в правоохранительные органы.
По предложению органов Роспотребнадзора в период летней оздоровительной кампании было отстранено от работы 2734 сотрудника оздоровительных учреждений (в 2006 г. - 1678), в том числе 998 человек по загородным стационарным лагерям (в 2006 г. - 648) и 1389 человек по лагерям с дневным пребыванием детей и подростков (в 2006 г. - 747).
В целях обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков в 2008-2010 годах на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482) постановляю:
1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:
1.1. Заслушать организации, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, о ходе проведения их подготовки к летней оздоровительной кампании и отдыху детей в каникулярное время, оказав им содействие в проведении ремонтно-восстановительных работ, в первую очередь на водопроводных и канализационных сооружениях и сетях.
1.2. Предусмотреть:
1.2.1. Выделение необходимых средств на проведение противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в районах размещения детских оздоровительных учреждений, в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом.
1.2.2. Принятие мер по обеспечению в приоритетном порядке отдыха, оздоровления, а также проезда до места отдыха и обратно детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также других категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства.
2. Администрациям организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, а также руководителям этих учреждений:
2.1. Провести необходимую подготовку детских оздоровительных учреждений к приему детей, обеспечив соблюдение санитарных норм и правил, обратив при этом особое внимание на организацию питания, водоснабжения и канализования.
2.2. Не допускать открытия детских оздоровительных учреждений без получения санитарно-эпидемиологических заключений, выданных управлениями Роспотребнадзора в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
2.3. Принять действенные меры по подготовке и подбору квалифицированного персонала пищеблоков, имеющего опыт работы в детских оздоровительных учреждениях.
2.4. Обеспечить прохождение гигиенического обучения персонала, поступающего на работу в детские оздоровительные учреждения.
2.5. Рекомендовать при организации питания в детских оздоровительных учреждениях, с учетом состояния здоровья детей, сведений о дефиците нутриентов, свойственных данному региону, вводить в рацион питания детей пищевые продукты, обогащенные витаминами, микро- и макронутриентами.
2.6. Не позднее чем за 2 недели до открытия организовать проведение эпизоотологического обследования и дезинсекционной обработки территории учреждения и вне территории детского оздоровительного учреждения.
3. Организациям, осуществляющим отдых детей по регионам обеспечить:
3.1. Обязательное медицинское сопровождение организованных групп детей.
3.2. Направление за 3 суток до отправки организованных детских коллективов информации в управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту об их численности, виде транспорта, используемого для перевозки детей, подтверждения обязательного медицинского сопровождения организованных групп детей.
3.3. Оказание медицинской помощи детям в пути следования и доотправку их до места назначения в случае вынужденной госпитализации.
3.4. Организацию полноценного горячего питания групп детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов, ресторанах пассажирских судов водного транспорта, при нахождении в пути свыше 1 суток.
3.5. Организацию питания групп детей наборами пищевых продуктов ("сухими пайками") при перевозке на всех видах транспорта с согласованием их ассортимента с управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в установленном порядке.
3.6. Перевозки детей автомобильным транспортом к местам отдыха и обратно осуществлять при нахождении в пути не более 4 часов и лишь в случаях, когда невозможно организовать доставку детей другим видом транспорта.
4. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации:
4.1. Организовать обеспечение формирования пассажирских составов, осуществляющих перевозку организованных детских групп к местам отдыха и обратно, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов"*, особенно обращая внимание на заправку вагонов доброкачественной питьевой водой, исправную работу систем вентиляции и кондиционирования воздуха, охладителей питьевой воды, наличие дезинфицирующих средств.
4.2. Продолжить практику продажи билетов для организованных детских контингентов на всех видах транспортных средств только при наличии официального подтверждения организаторами поездки медицинского сопровождения.
4.3. Организовать доступное горячее питание организованных групп детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов, ресторанах пассажирских судов водного транспорта при нахождении в пути свыше 1 суток.
5. Рекомендовать ОАО "Российские железные дороги":
5.1. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по оптимизации сил и средств, обеспечивающих подготовку пассажирских составов (вагонов-ресторанов) в рейс и содержание их в пути следования в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
5.2. Продолжить на железных дорогах практику продажи билетов для организованных детских контингентов только при наличии официального подтверждения организаторами поездки медицинского сопровождения.
5.3. Организовать доступное горячее питание для организованных групп детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов при нахождении в пути свыше 1 суток.
6. Руководителям органов управлений здравоохранения субъектов Российской Федерации:
6.1. Обеспечить:
6.1.1. Контроль за проведением летней оздоровительной кампании, а также отдыхом детей в период каникул, организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей, и в первую очередь в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, созданием полноценных условий для отдыха и оздоровления детей, находящихся в особо трудных социальных условиях.
6.1.2. Своевременное и качественное проведение медицинских осмотров сотрудников, направляемых на работу в детские оздоровительные учреждения.
6.1.3. Выдачу справок об отсутствии контакта с инфекционными больными по месту жительства амбулаторно-поликлиническими учреждениями за 3 дня до отъезда.
6.1.4. Выделение специалистов для медицинского сопровождения детских организованных групп во время оздоровительных кампаний, а также резервных мест в лечебных учреждениях на случай экстренной госпитализации больных детей.
6.2. Принять действенные меры по подбору квалифицированного медицинского персонала, имеющего опыт работы с детьми в оздоровительных учреждениях, проводить инструктажи медицинских работников, сопровождающих детские организованные коллективы, и родителей отъезжающих детей по организации питания и питьевого режима детей в пути следования.
6.3. Обязать медицинских работников детских оздоровительных учреждений:
6.3.1. Осуществлять действенный контроль за работой пищеблоков, организацией питания, соблюдением температурного режима в помещениях, физическим воспитанием и закаливанием детей, соблюдением физиологических норм нагрузки при проведении спортивных соревнований и трудовой деятельности.
6.3.2. Проводить работу по гигиеническому воспитанию детей, популяризации навыков здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения.
7. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
7.1. Обеспечить:
7.1.1. Открытие детских оздоровительных учреждений при наличии санитарно-эпидемиологических заключений, выданных в порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
7.1.2. Действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за работой детских оздоровительных учреждений, обратив особое внимание на работу пищеблоков и состояние источников питьевого водоснабжения, мест купания.
7.1.3. Рассмотреть вопрос об усилении кадрового состава специалистов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за детскими оздоровительными учреждениями в период летней оздоровительной кампании.
7.1.4. Контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, входящих в наборы питания ("сухие пайки"), в случаях организации питания детей вне вагонов-ресторанов пассажирских поездов, с обязательным согласованием наборов продуктов, не допуская включения в них скоропортящихся продуктов.
7.2. Довести текст настоящего постановления до сведения всех организаций, принимающих участие в организации отдыха и оздоровления детей в период каникул, и обеспечить строгий контроль за реализацией настоящего постановления.
8. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения - центрам гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту не допускать взимание платы при проведении лабораторно-инструментального контроля при приемке детских оздоровительных учреждений, при проведении профилактических медицинских осмотров и гигиенического обучения персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения, а также медицинских осмотров детей и подростков при оформлении временной занятости на каникулярный период и направлении их в детские оздоровительные учреждения.
9. Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту обеспечить контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием:
9.1. Пассажирских составов, осуществляющих перевозку организованных детских групп, при их подготовке в рейс и противоэпидемическим режимом в пути следования, особенно обращая внимание на заправку вагонов доброкачественной питьевой водой, исправную работу систем вентиляции и кондиционирования воздуха, охладителей питьевой воды, наличие дезинфицирующих средств.
9.2. Вагонов-ресторанов поездов, обеспечивающих питание организованных групп детей, соблюдением в них санитарно-гигиенического режима, качеством и безопасностью продуктов питания и питьевой воды, с обязательным согласованием меню при получении предварительных заявок на перевозку детей.
10. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Краснодарскому, Ставропольскому краям, Ростовской области обеспечить взаимодействие с управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, из которых дети направляются на отдых в упомянутые территории, с целью предупреждения инфекционных заболеваний в летних оздоровительных учреждениях.
11. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту направлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ежегодно в срок до:
11.1. 20 мая отчет о ходе подготовки к летней оздоровительной кампании.
11.1.2. По окончании каждой смены - информацию о ходе санитарно-эпидемиологического надзора за летними оздоровительными учреждениями.
11.1.3. 5 сентября - информацию об итогах летней оздоровительной кампании.
11.2. Взять под личную ответственность выполнение сроков предоставления информации, ее качество и достоверность.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
Г. Онищенко
* зарегистрировано Минюстом России 09.04.2003, регистрационный N 4397.