Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 октября 2008 г. Регистрационный N 12510
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 934-р (Собрание законодатель ства Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 26 ст. 3116) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, а также в случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования порядок разработки правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли В.Ю. Саламатова.
Врио Министра
Д. Мантуров
Порядок разработки перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, а также в случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования, порядок разработки правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия
I. Общие положения
1. Перечни национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия (далее - Перечень национальных стандартов), составляются, а в случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования разрабатываются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, исходя из следующих принципов:
- достаточности для достижения указанных целей;
- обеспечения необходимой точности и воспроизводимости исследований (испытаний) и измерений;
- минимальности препятствий для предпринимательской деятельности с учетом обеспечения достижения целей регламента;
- соответствия применяемых правил и методов требованиям нормативных правовых документов в области обеспечения единства измерений;
- возможности реализации выбранных правил и методов;
- приоритетности использования правил и методов, гармонизированных с применяемыми в международной практике.
II. Разработка и подготовка к утверждению Перечня национальных стандартов
2. Разработку Перечня национальных стандартов выполняет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за организацию разработки технического регламента в соответствии с Программой разработки технических регламентов (далее - Программа), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. N 1421-р1.
В случае принятия технического регламента, разработанного вне Программы, утвержденной Правительством Российской Федерации, Перечень национальных стандартов разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, в чьей компетенции находятся объекты технического регулирования данного технического регламента.
3. Работы, выполняемые на стадии организации разработки проекта Перечня национальных стандартов, должны, как правило, содержать:
а) анализ содержания технического регламента на предмет выявления указанных в нем непосредственно (или через ссылки на способы определения) свойств и характеристик, результаты исследования (испытания) и измерения которых позволяют применять и исполнять принятый регламент и осуществлять оценку соответствия.
В случае, если такие свойства и (или) характеристики имеются (прямо указаны в регламенте), или приведены однозначно понимаемые способы их определения, то формируется исчерпывающий набор подобных свойств и характеристик с учетом особенностей природы объектов технического регулирования, условий проведения исследования (испытания) и измерения, а также приведенных в пункте 1 настоящего Порядка принципов отбираются подходящие методики, изложенные в стандартах.
С этой целью выполняются:
- уточненный анализ структуры и содержания (количественные и качественные требования к выявленным свойствам и характеристикам и допустимой точности их определения) технического регламента, а также Перечня национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения положений которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента;
- анализ условий проведения исследований (испытаний) и измерений;
- анализ национальных стандартов, содержащих описание правил и методов исследований (испытаний) и измерений, аттестованных методик выполнения измерений на предмет выявления подходящих, обеспечивающих применение и исполнение конкретного регламента, а также проведение оценки соответствия установленным в нем требованиям.
При отсутствии в техническом регламенте необходимых свойств и характеристик, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего Порядка, разработчик проекта регламента проводит анализ приемлемых способов, обеспечивающих применение и исполнение регламента, а также проведение оценки соответствия установленным в нем требованиям на предмет определения необходимых свойств и характеристик. Полученные в результате анализа наборы свойств и характеристик передаются разработчику Перечня национальных стандартов, который анализирует национальные стандарты, содержащих описание правил и методов исследований (испытаний) и измерений, аттестованных методик выполнения измерений на предмет выявления подходящих, обеспечивающих применение и исполнение конкретного регламента, а также проведение оценки соответствия установленным в нем требованиям.
Если в результате анализа национальных стандартов, содержащих описание правил и методов исследований (испытаний) и измерений, выясняется, что они не содержат подходящих методов и правил, то для нахождения необходимых методов и правил используются иные источники научно-технической информации либо они разрабатываются вновь.
При отсутствии в техническом регламенте количественных характеристик объекта разработчик технического регламента анализирует приемлемые пути выполнения требований технического регламента с учетом возможных уровней риска и представляет их разработчику Перечня национальных стандартов;
б) подготовку технического задания на разработку Перечня национальных стандартов выполняет разработчик с предоставлением уведомления и текста проекта Перечня национальных стандартов в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
4. Разработка проекта Перечня национальных стандартов включает подготовку его проекта и пояснительной записки.
Рекомендуемые формы Перечня национальных стандартов и пояснительной записки приведены в приложениях 1 и 2 к настоящему Порядку.
При разработке проекта Перечня национальных стандартов разработчик может руководствоваться требованиями к построению, изложению и оформлению документов, содержащимися в национальных стандартах Российской Федерации.
В случае возможности использования более чем одного национального стандарта, содержащего правила или методы выполнения исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента в отношении одного и того же требования, рекомендуется использовать следующие критерии выбора:
- национальные стандарты, содержащие правила или методы, должны обеспечивать возможность применения и исполнения регламента, а также проведения оценки соответствия установленным в нем требованиям;
- в национальных стандартах на правила или методы используются средства измерений, испытательное оборудование, стандартные образцы и т.п., метрологически обеспеченные в системе измерений Российской Федерации;
- в национальных стандартах на правила или методы предусматривается применение методик выполнения измерений, аттестованных в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения единства измерений, а методики (испытаний) измерений2 должны быть аттестованы в случае, если подобное требование установлено техническим регламентом;
- правила и методы, изложенные в национальных стандартах, должны обеспечивать соответствие реализуемого с их помощью диапазона измерений характеристикам объекта регулирования, нормированным техническим регламентом;
- изложенные в национальных стандартах правила и методы должны реализовывать необходимую точность, обеспечивающую достижение целей регламента;
- в случае выбора правил и методов, рекомендуемых при возникновении спорных ситуаций или при отсутствии заданных диапазонов точностных показателей, предпочтение следует отдавать тем из них, которые обеспечивают наилучшие показатели точности;
- при выборе правил и методов исследований (испытаний) и измерений, подтверждающих требования технического регламента без количественных характеристик, предпочтение следует отдавать правилам и методам исследований (испытаний) и измерений, обеспечивающим в наибольшей степени достижение целей регламента.
5. Разработчик Перечня национальных стандартов должен обеспечить доступность его проекта заинтересованным лицам для ознакомления и обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта.
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, юридические и физические лица рассматривают проект Перечня национальных стандартов, подготавливают отзывы на него и направляют их разработчику. Все замечания и предложения излагаются конкретно и обоснованно.
Разработчик Перечня национальных стандартов с учетом поступивших замечаний и предложений дорабатывает проект Перечня национальных стандартов.
6. На стадии подготовки к утверждению разработчик Перечня национальных стандартов организует проведение метрологической экспертизы проекта. При необходимости разработчик Перечня национальных стандартов может принять решение о проведении дополнительных видов экспертиз, предусмотренных в национальной системе стандартизации.
Метрологическую экспертизу проводят государственные научные метрологические институты3.
По результатам метрологической экспертизы оформляется экспертное заключение. Рекомендуемая форма экспертного заключения приводится в приложении 3 к настоящему Порядку. Экспертное заключение подписывает руководитель организации или лицо, его замещающее, и направляет его разработчику Перечня национальных стандартов.
7. Разработчик подготавливает окончательную редакцию проекта Перечня национальных стандартов.
8. Согласование и подготовка проекта Перечня национальных стандартов к утверждению осуществляется в порядке, предусмотренном разделом IV Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 2604.
III. Разработка и подготовка к утверждению правил и методов исследований (испытаний) и измерений
9. Если в национальных стандартах отсутствуют правила и методы исследований (испытаний) и измерений для некоторых (или для всех) свойств или характеристик, результаты исследований (испытаний) и измерений которых позволяют обеспечить применение и исполнение регламента, а также проведение оценки соответствия установленным в нем требованиям, то недостающие правила и методы разрабатываются с учетом репрезентативности, требуемой точности, воспроизводимости, условий проведения измерений (испытаний) и т.п.
10. Содержание и организация работ по разработке правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, предназначенных для оценки соответствия требованиям к продукции или к связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленным в технических регламентах, а также в перечнях национальных стандартов и (или) сводах правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов аналогично изложенному в главе II настоящего Порядка. Рекомендуемая форма структуры и содержания документа, регламентирующего правила и методы исследований (испытаний) и измерений приведена в приложении[4].
11. Особенности разработки правил и методов определяются природой объектов регулирования и устоявшейся методологией той сферы знаний, в которой выполняется указанная разработка.
IV. Внесение изменений (поправок) в Перечень национальных стандартов
12. Подготовка внесения изменений в Перечень национальных стандартов осуществляется в соответствии с порядком, установленным в главе II настоящего Порядка. Согласование и подготовка к утверждению указанных изменений осуществляются в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.
__________________
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004 N 46 (часть II) ст. 4551; 2005 N 46 ст. 4804; 2006 N 7 ст. 801; 2006 N 23 ст. 2552; 2008 N 2 ст. 118; 2008 N 1403-р; 2008 N 39 ст. 4496.
2 Методика (метод) измерений - совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности (пункт 11 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008 г. N 26 ст. 3021), который вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования).
3 Пункт 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008 N 26 ст. 3021), который вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004 N 23 ст. 2313; 2006 N 23 ст. 2514, N 29 ст. 3251; 2007 N 32 ст. 4150; 2008 N 14 ст. 1413, N 21 ст. 2459.