Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Д.В. Васильева,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.В. Васильев просит признать не соответствующими статьям 1, 2, 7, 8, 17, 18, 19, 23, 35, 38, 39, 55 и 59 Конституции Российской Федерации положения Федерального закона от 23 июля 2005 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" в части, предусматривающей предоставление права на получение ежемесячной денежной выплаты и (или) пользование установленными этим Законом Российской Федерации льготами детям погибших Героев Российской Федерации в возрасте до 18 лет и детям в возрасте до 23 лет, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения (пункты 2 и 6 статьи 1). По мнению заявителя, данное возрастное ограничение неправомерно лишает мер социальной поддержки (в частности, ежемесячной денежной выплаты) детей Героев Российской Федерации, достигших 18 (23) лет, признанных инвалидами с детства и лишившихся отцов, которые при жизни в соответствии с действующим законодательством обязаны были бы их содержать, а также несправедливо уравнивает эту категорию граждан - при отсутствии права на получение таких мер - с другой категорией граждан, представленной детьми указанных лиц, не являющимися инвалидами с детства.
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, Д.В. Васильев, родившийся 11 мая 1983 года, является сыном Героя Российской Федерации, погибшего при участии в боевых действиях в Чеченской Республике, и с 1 января 2000 года по настоящее время получает пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В 2001 году он был признан инвалидом с детства, в настоящее время инвалидность ему установлена бессрочно (II степень ограничения способности к трудовой деятельности).
В период с 1 января по 10 мая 2006 года на основании статьи 91 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (в редакции Федерального закона от 23 июля 2005 года N 122-ФЗ) Д.В. Васильев получал ежемесячную денежную выплату в размере 25 000 рублей. В связи с достижением 23 лет ему стала производиться ежемесячная денежная выплата в соответствии со статьей 281 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 673 рублей 10 копеек (с последующей индексацией в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии) с учетом использования набора социальных услуг, на оплату предоставления которого направлялось 477 рублей в месяц (с последующим изменением этой суммы, производимым согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в порядке и сроки, определяемые Правительством Российской Федерации).
2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) предусматривает установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), однако не определяет объем и способы их предоставления тем или иным категориям граждан. Решение данных вопросов относится к компетенции законодателя, который, располагая достаточно широкой свободой усмотрения при осуществлении регулирования в этой сфере, вместе с тем должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, а также обеспечивать реализацию социальных прав с учетом признаваемых государством как единого для всех граждан Российской Федерации конституционного статуса личности, так и специального статуса отдельных категорий граждан - получателей конкретных мер социальной поддержки.
В отношении граждан России, удостоенных званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и являющихся полными кавалерами ордена Славы, система мер социальной поддержки предусмотрена Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы". Названный Закон Российской Федерации, признавая необходимость осуществления государственных мер, гарантирующих экономическое и социальное благополучие указанных граждан, не только устанавливает их статус, определяет права и льготы с учетом особых заслуг перед государством и народом, но и обеспечивает государственную поддержку путем предоставления права на отдельные льготы членам их семей.
Федеральным законом от 23 июля 2005 года N 122-ФЗ Закон Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" был дополнен статьей 11, закрепляющей право Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, а также членов их семей на предусмотренные данным Законом льготы, и статьей 91, предоставившей Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы право на установление ежемесячной денежной выплаты.
В частности, как следует из пунктов 3 и 4 статьи 11 названного Закона, в случае смерти (гибели) Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или полного кавалера ордена Славы за членами его семьи - вдовой (вдовцом), родителями, детьми в возрасте до 18 лет и детьми в возрасте до 23 лет, обучающимися в образовательных учреждениях по очной форме обучения, сохраняется право на ряд льгот по медицинскому обслуживанию (пункт 1 статьи 4), и каждому выплачивается единовременное пособие в размере 20 000 рублей (пункт 3 статьи 9); за вдовами (вдовцами) и родителями сохраняются также льготы по санаторно-курортному обслуживанию (пункт 4 статьи 4), по содержанию жилья и коммунально-бытовым услугам (пункт 1 статьи 5), а дети умерших (погибших) Героев и полных кавалеров ордена Славы пользуются преимущественным правом поступления в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования и бесплатного обучения в них при условии, если образование данного уровня они получают впервые (пункт 4 статьи 8).
В соответствии со статьей 91 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" в случае смерти (гибели) Героя или полного кавалера ордена Славы члены его семьи (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения) имеют право или на льготы, предусмотренные пунктом 3 статьи 11 данного Закона, или на ежемесячную денежную выплату и льготы, предусмотренные пунктом 4 статьи 11 данного Закона (пункт 7); размер ежемесячной денежной выплаты каждому из названных членов семьи умершего (погибшего) определяется путем деления размера ежемесячной денежной выплаты, установленной Герою или полному кавалеру ордена Славы, на количество членов его семьи (пункт 8). С 1 апреля 2008 года размер ежемесячной денежной выплаты, установленной Герою Советского Союза, Герою Российской Федерации или полному кавалеру ордена Славы, составляет 31 637 рублей 52 копейки (статья 2 Федерального закона от 1 марта 2008 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг").
Таким образом, вдовам (вдовцам) и родителям Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации или полных кавалеров ордена Славы право на получение соответствующих мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", предоставляется независимо от возраста, состояния трудоспособности и материального положения, в то время как их детям - лишь до достижения 18 лет (обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения - до достижения 23 лет), после чего они это право утрачивают, в том числе те из них, кто признан инвалидом с детства и кому установлена степень ограничения способности к трудовой деятельности.
Между тем в случае смерти (гибели) родителя - Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или полного кавалера ордена Славы инвалиды с детства, которым установлена степень ограничения способности к трудовой деятельности, утрачивают также возможность получения материального содержания, гарантированного им при жизни родителя Семейным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 80, пункт 1 статьи 85). Не сохраняя за такими детьми право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (в редакции Федерального закона от 23 июля 2005 года N 122-ФЗ), по достижении ими 18 (23) лет, федеральный законодатель фактически уравнивает в реализации социальных прав детей Героев или полных кавалеров ордена Славы, находящихся в неодинаковом положении, обусловленном различным состоянием их трудоспособности, - лишенных возможности (или имеющих ограниченную возможность) трудиться и иметь собственный источник трудового дохода и не имеющих препятствий для приобретения постоянного источника средств к существованию за счет своей трудовой деятельности.
Кроме того, такое правовое регулирование не учитывает сложившийся в действующем законодательстве подход к определению круга иждивенцев умерших (погибших) граждан, наделенных правом на отдельные виды социального обеспечения, к числу которых отнесены их совершеннолетние нетрудоспособные дети, являющиеся инвалидами с детства. Так, дети умершего (погибшего) лица старше 18 (23) лет, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца (подпункт 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подпункт 1 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункт "а" статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"). Меры социальной поддержки (включая ежемесячную денежную выплату), установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
3. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 24 октября 2000 года N 13-П и от 3 июня 2004 года N11-П, определения от 27 июня 2005 года N 231-О, от 1 декабря 2005 года N 428-О и от 29 мая 2007 года N 356-О-О).
Между тем правовое регулирование, осуществленное федеральным законодателем в Федеральном законе от 23 июля 2005 года N 122-ФЗ, не обеспечивает равные условия для реализации социальных прав членами семьи умершего (погибшего) Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или полного кавалера ордена Славы. Его дети, являющиеся инвалидами с детства и достигшие 18 (23) лет, которым установлена степень ограничения способности к трудовой деятельности, при получении предусмотренных Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (в редакции Федерального закона от 23 июля 2005 года N 122-ФЗ) ежемесячной денежной выплаты и (или) льгот не могут быть поставлены в худшее положение по сравнению с другими членами семьи умершего (погибшего) - родителями и вдовами (вдовцами), за которыми право на получение соответствующих мер социальной поддержки сохраняется независимо от возраста, состояния трудоспособности и материального положения. Такая дифференциация в основаниях предоставления права на получение мер социальной поддержки не имеет объективного и разумного оправдания, не отвечает конституционно значимым целям и не может быть признана допустимой по смыслу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих свою силу решениях.
Признавая заслуги Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы перед страной, государство приняло на себя определенные публично-правовые обязательства по осуществлению социальной защиты их самих и членов их семей. Следовательно, положения Федерального закона от 23 июля 2005 года N 122-ФЗ в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как исключающие обязанность государства обеспечить детям умерших (погибших) Героев Российской Федерации, являющимся инвалидами с детства, по достижении ими 18 лет (обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения - по достижении 23 лет) и при условии, что им установлена степень ограничения способности к трудовой деятельности, возможность получения установленных Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (в редакции Федерального закона от 23 июля 2005 года N 122-ФЗ) ежемесячной денежной выплаты и (или) иных мер социальной поддержки. Иное не согласовывалось бы с требованиями статей 7, 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а также с получившим отражение в ее преамбуле конституционным принципом справедливости.
С учетом этого федеральному законодателю надлежит определить правовой механизм, гарантирующий предоставление мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (в редакции Федерального закона от 23 июля 2005 года N 122-ФЗ), детям умерших (погибших) Героев Российской Федерации, являющимся инвалидами с детства, которым установлена степень ограничения способности к трудовой деятельности, независимо от их возраста.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Положения Федерального закона от 23 июля 2005 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как исключающие обязанность государства обеспечить детям умерших (погибших) Героев Российской Федерации, являющимся инвалидами с детства, по достижении ими 18 лет (обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения - по достижении 23 лет) и при условии, что им установлена степень ограничения способности к трудовой деятельности, возможность получать предусмотренные Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (в редакции названного Федерального закона) ежемесячную денежную выплату и (или) иные меры социальной поддержки.
Конституционно-правовой смысл указанных нормативных положений, выявленный в настоящем Определении на основе правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
2. Федеральному законодателю надлежит определить правовой механизм, гарантирующий предоставление мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (в редакции Федерального закона от 23 июля 2005 года N 122-ФЗ), детям умерших (погибших) Героев Российской Федерации, являющимся инвалидами с детства, которым установлена степень ограничения способности к трудовой деятельности, независимо от их возраста.
3. Признать жалобу гражданина Васильева Дениса Владимировича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
4. В соответствии с частью второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правоприменительные решения по делу гражданина Васильева Дениса Владимировича, основанные на положениях Федерального закона от 23 июля 2005 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
6. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
В. Зорькин
Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации
Ю. Данилов