Средства массовой информации сообщили о решении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о досрочном прекращении полномочий и освобождении от занимаемой должности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Михайлова И.П. за совершение им действий, несовместимых с государственной должностью Санкт-Петербурга.
Не анализируя суть возникшей проблемы, юридическую оценку которой должны дать органы правосудия, полагаю необходимым изложить свое мнение о независимости и стабильности правозащитной деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, регулируемой в настоящее время лишь региональным законодательством.
Согласно международным стандартам служебная деятельность омбудсмена (парламентского уполномоченного) по защите прав человека должна основы ваться на принципах его неподотчетности и неподконтрольности каким-либо органам государственной власти и должностным лицам, несменяемости в период срока исполнения своих должностных полномочий, иммунитета от преследования за решения и действия, совершенные им в официальном качестве.
Только соблюдение названных общепризнанных стандартов позволяет омбудсмену публично и безбоязненно вступать в диалог с представителями органов государственной власти о необходимости пересмотра их решений и действий (бездействия), нарушающих права человека.
Отсутствие гарантий от вмешательства в правозащитную деятельность омбудсмена, воспрепятствование осуществлению им своего служебного и профессионального долга, наличие угрозы досрочного освобождения от занимаемой должности из-за доставленных кому-либо из должностных лиц неудобств, низводит его до положения красивой ширмы для сокрытия или замалчивания допущенных нарушений прав человека.
В условиях федеративного государственного устройства и установленного Конституцией Российской Федерации совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов по защите прав человека, обеспечение названных общепризнанных стандартов должно осуществляться на основе единства правового регулирования форм и методов деятельности федерального и региональных омбудсменов, их правового статуса и разграничения полномочий между ними федеральным законом.
Создание единой системы защиты прав человека на всей территории Рос сийской Федерации позволит не только объединить и скоординировать правоза щитную деятельность всех омбудсменов, повысить ее эффективность, но и соз даст условия для федеральных гарантий независимости уполномоченных по пра вам человека в субъектах Российской Федерации и недопустимости односторон него регулирования их правового статуса.
Указанные предложения неоднократно озвучивались Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, однако пока они не нашли должной поддержки из-за стремления отдельных должностных лиц сохранить разрозненность действий в сфере государственной защиты прав человека и тем самым закрепить отсутствие согласованности и взаимодействия в деятельности федерального и региональных омбудсменов.
Последствия подобного отношения к формированию и развитию института омбудсмена и сохранению средневековой удельщины в демократическом правовом государстве продолжают негативно отражаться прежде всего на защите прав человека, ее повсеместности и результативности.
Полагаю, что случай с досрочным освобождением одного из региональных омбудсменов от занимаемой должности послужит необходимым стимулом для совершенствования законодательства, регулирующего правозащитную деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, позволит создать правовые условия для их взаимодействия с федеральным омбудсменом.
В связи с этим обращаюсь к палатам Федерального Собрания Российской Федерации с предложением о проведении парламентских слушаний по указанной актуальной проблеме с участием в них членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, федерального и региональных уполномоченных по правам человека, представителей правозащитных и общественных организаций.
Владимир Лукин