18.12.2009 00:00
Поделиться

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства связи

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства связи
Дата подписания: 28.10.2009Опубликован: 18.12.2009
Вступает в силу: 29.12.2009

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15379

На основании пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172 ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства связи.

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель В. Бугаенко

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства связи

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства связи (далее - Порядок) разработан в целях организации деятельности Федерального агентства связи (далее - Россвязь) по выявлению в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов Россвязи положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и их последующему устранению.

2. Для целей настоящего Порядка коррупционными факторами признаются положения проектов нормативных правовых актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении нормативных правовых актов, в том числе стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их:

факторы, связанные с реализацией полномочий Россвязи;

факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

факторы системного характера.

2.1. Факторы, связанные с реализацией полномочий Россвязи, выражаются в:

а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий Россвязи и иных органов государственной власти (их должностных лиц);

б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения Россвязью (ее должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

г) злоупотреблении правом заявителя Россвязью (ее должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению Россвязи (ее должностных лиц);

е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции Россвязи (ее должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

2.2. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте нормативного правового акта и выражаются в:

а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте нормативного правового акта нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения Россвязью (ее должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

г) отсутствии запретов и ограничений для Россвязи (ее должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных гражданских служащих Россвязи;

д) отсутствии мер ответственности должностных лиц Россвязи - отсутствии норм о юридической ответственности государственных гражданских служащих Россвязи, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

е) отсутствии указания на формы, виды контроля за Россвязью (ее должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями Россвязи (ее должностных лиц, государственных гражданских служащих Россвязи);

ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности Россвязи (ее должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

2.3. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта нормативного правового акта, - нормативные коллизии. Для целей настоящего Порядка под нормативной коллизией понимаются противоречия, в том числе внутренние, между положениями нормативного правового акта, создающие для Россвязи (ее должностных лиц) возможность произвольного выбора положений, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения Россвязи (ее должностных лиц).

3. Для целей настоящего Порядка коррупциогенными нормами признаются положения проектов нормативных правовых актов, содержащие коррупционные факторы.

II. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов

4. Проекты приказов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, проходят независимую экспертизу на коррупциогенность в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность в целях выявления в приказах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, проекты приказов, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, размещаются на официальном сайте Россвязи в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в юридическую службу Россвязи.

Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность устанавливается Россвязью при размещении указанных проектов в сети Интернет и составляет не менее 7 дней.

5. Подготовленные проекты приказов до их согласования с заместителями руководителя Россвязи направляются в юридическую службу Россвязи для проведения правовой экспертизы, в том числе в целях выявления в проектах коррупциогенных норм.

6. При направлении проекта приказа на правовую экспертизу в юридическую службу Россвязи к нему прилагается справка, в которой указываются:

1) основания издания приказа:

сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), которыми Россвязи поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (копия поручения прилагается к справке);

сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), определяющие компетенцию Россвязи в случае издания приказа по инициативе Россвязи;

2) сведения о всех действующих приказах, изданных Россвязью и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации с указанием регистрационных номеров и даты регистрации. В случае отсутствия необходимости внесения изменений в действующие приказы информация об этом также должна быть отражена в справке;

3) перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при разработке проекта приказа (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов). При наличии в проекте приказа ссылок на акты федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), не нуждающиеся в государственной регистрации, в справке указываются номер и дата письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации;

4) сведения о необходимости согласования приказа с иными федеральными органами исполнительной власти и другими организациями;

5) сведения о размещении проекта приказа на официальном сайте Россвязи в сети Интернет для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность с указанием даты размещения проекта приказа, даты окончания приема экспертных заключений от независимых экспертов и приложением копий экспертных заключений (при наличии).

7. Проект приказа, не соответствующий законодательству Российской Федерации, должным образом не оформленный, без приложения справки или документов, на основании которых он разработан, юридическая служба Россвязи возвращает в структурное подразделение (далее - управление) Россвязи, которое подготовило проект приказа, для доработки.

8. Для обеспечения достижения системности, достоверности и проверяемости результатов правовой экспертизы проекта приказа юридической службой проводится экспертиза каждого пункта проекта приказа, в том числе на коррупциогенность.

9. По завершении правовой экспертизы юридическая служба Россвязи направляет проект приказа в управление Россвязи, которое подготовило проект приказа. В случае если в соответствии с замечаниями юридической службы Россвязи проект приказа требует доработки, такой проект подлежит доработке и согласованию в соответствии с настоящим Порядком.

10. Выявленные в проекте приказа коррупционные факторы, а также возможные негативные последствия сохранения в проекте приказа выявленных коррупционных факторов юридическая служба Россвязи отражает в заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта приказа. Результаты проведения антикоррупционной экспертизы излагаются в заключении единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.

11. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта приказа направляется в управление Россвязи, которое подготовило проект приказа.

Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта приказа носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим управлением Россвязи.

Положения проекта приказа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении правовой экспертизы, устраняются на стадии доработки проекта приказа.

12. При поступлении проекта приказа для проведения повторной правовой экспертизы, в том числе в случаях доработки проекта приказа в соответствии с заключением по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта приказа или внесения существенных изменений в проект приказа в процессе согласования, юридическая служба Россвязи повторно рассматривает проект приказа в полном объеме.

13. О разногласиях по проекту приказа, в том числе разногласиях, возникающих при оценке указанных в заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта приказа коррупционных факторов, руководитель управления Россвязи, которое подготовило проект приказа, сообщает заместителю руководителя Россвязи (в соответствии с распределением обязанностей) с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.

14. Заместитель руководителя Россвязи (в соответствии с распределением обязанностей) и начальник управления Россвязи, которое подготовило проект приказа, обеспечивают согласование проекта приказа, в том числе путем проведения согласительных совещаний.

При наличии неурегулированных разногласий по проекту приказа заместитель руководителя Россвязи докладывает о них руководителю Россвязи и действует в соответствии с его указаниями.

К проекту приказа, вносимому на рассмотрение руководителю Россвязи, прилагаются заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта приказа и все поступившие экспертные заключения, составленные по итогам независимой экспертизы на коррупциогенность.

III. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

15. Антикоррупционная экспертиза приказов Россвязи осуществляется при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их правоприменения.

16. Правовая экспертиза приказов осуществляется юридической службой Россвязи на постоянной основе.

16.1. При выявлении по результатам правовой экспертизы в приказе положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, юридическая служба Россвязи составляет заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы приказа, в котором отражаются выявленные коррупционные факторы, а также возможные негативные последствия сохранения в приказе выявленных коррупционных факторов. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы приказа направляется заместителю руководителя Россвязи (в соответствии с распределением обязанностей).

16.2. Заместитель руководителя Россвязи принимает решение о необходимости разработки проекта приказа об изменении или отмене приказа Россвязи, по результатам правовой экспертизы которого были выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, и поручает его разработку соответствующему управлению Россвязи.

16.3. Проект приказа об изменении или отмене приказа, по результатам правовой экспертизы которого были выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, согласовывается с юридической службой Россвязи.

16.4. Заместитель руководителя Россвязи докладывает руководителю Россвязи о подготовленном юридической службой заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы приказа и подготовленном управлением Россвязи проекте приказа об изменении или отмене приказа Россвязи, по результатам правовой экспертизы которого были выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, согласованном с юридической службой Россвязи, и действует в соответствии с его указаниями.

16.5. При наличии неурегулированных разногласий по приказу, по результатам правовой экспертизы которого были выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, заместитель руководителя Россвязи докладывает о них руководителю Россвязи и действует в соответствии с его указаниями.

17. Мониторинг правоприменения приказов осуществляют управления Россвязи и должностные лица Россвязи, непосредственно применяющие приказы, на постоянной основе и по отдельным поручениям.

17.1. При выявлении по результатам мониторинга правоприменения в приказе положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, начальник соответствующего управления Россвязи составляет проект заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы приказа, в котором отражаются выявленные коррупционные факторы, а также возможные негативные последствия сохранения в приказе выявленных коррупционных факторов. Проект заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы приказа согласовывается с юридической службой Россвязи.

17.2. При наличии замечаний юридической службы Россвязи по проекту заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы приказа указанный проект дорабатывается в соответствии с замечаниями юридической службы Россвязи или докладывается заместителю руководителя Россвязи (в соответствии с распределением обязанностей).

17.3. Заместитель руководителя Россвязи принимает решение о необходимости доработки проекта заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы приказа, а также о необходимости разработки проекта приказа об изменении или отмене приказа Россвязи, по результатам мониторинга правоприменения которого были выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, и поручает его разработку соответствующему управлению Россвязи.

17.4. Проект приказа об изменении или отмене приказа Россвязи, по результатам мониторинга правоприменения которого были выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, согласовывается с юридической службой Россвязи.

17.5. Заместитель руководителя Россвязи докладывает руководителю Россвязи о подготовленном управлением Россвязи заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы и о проекте приказа об изменении или отмене приказа Россвязи, по результатам мониторинга правоприменения которого были выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, согласованном с юридической службой Россвязи, и действует в соответствии с его указаниями.

17.6. При наличии неурегулированных разногласий по заключению по результатам проведения антикоррупционной экспертизы приказа или по проекту приказа об изменении или отмене приказа Россвязи, по результатам мониторинга правоприменения которого были выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, заместитель руководителя Россвязи докладывает о них руководителю Россвязи и действует в соответствии с его указаниями.

Поделиться