Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. Регистрационный N 15787
В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2001, N 33 (часть 1), ст. 3429; 2002, N 1 (часть 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1 (часть 1), ст. 21; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5557; 2008, N 52 (часть 1), ст. 6236), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 года N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 44, ст. 4561; 2007, N 40, ст. 4797), Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32, ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142; N3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119; N 18 (часть 2), ст. 2249) и протоколом Правления Федеральной службы по тарифам от 14 октября 2009 г. N 59-с приказываю:
1. Утвердить Порядок рассмотрения и утверждения регулируемых тарифов на услуги связи, в том числе проведения проверок экономической обоснованности затрат (прилагается).
2. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.
Руководитель Федеральной службы по тарифам
С. Новиков
Приложение к приказу
Порядок рассмотрения и утверждения регулируемых тарифов на услуги связи, в том числе проведения проверок экономической обоснованности затрат
1. Настоящий Порядок рассмотрения и утверждения регулируемых тарифов на услуги связи, в том числе проведения проверок экономической обоснованности затрат (далее - Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2001, N 33 (часть 1), ст. 3429; 2002, N 1 (часть 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1 (часть 1), ст. 21; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5557; 2008, N 52 (часть 1), ст. 6236, Положением о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 года N 637 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 44, ст. 4561; 2007, N 40, ст. 4797).
2. Порядок определяет процедуру и сроки рассмотрения вопросов, связанных с реализацией полномочий по установлению тарифов или их предельного уровня на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (далее - регулируемые тарифы), в том числе проведение проверок экономической обоснованности затрат, учитываемых при установлении регулируемых тарифов.
3. Рассмотрение вопросов об установлении регулируемых тарифов осуществляется Федеральной службой по тарифам на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов (далее - инициаторы).
Предложение по установлению регулируемых тарифов (далее - предложение) должно содержать мотивированное обоснование необходимости рассмотрения вопросов по установлению регулируемых тарифов.
В целях рассмотрения вопросов об установлении регулируемых тарифов субъектами естественных монополий представляются документы в соответствии с Перечнем документов, представляемых для рассмотрения и утверждения регулируемых тарифов на услуги связи, в том числе проведения проверок экономической обоснованности затрат, согласно приложению к настоящему Порядку (далее - Перечень документов). Все документы должны быть подписаны руководителем и заверены печатью субъекта естественной монополии.
4. Предложение и документы направляются в ФСТ России почтовым отправлением либо нарочным.
5. Регистрация предложений и документов осуществляется в соответствии с инструкцией по делопроизводству ФСТ России.
6. Предложение и документы, поступившие в ФСТ России, после регистрации направляются в приемную Руководителя ФСТ России или его заместителя, курирующего соответствующее направление работы.
7. После наложения резолюции Руководителем ФСТ России или его заместителем, курирующим соответствующее направление работы, поступившее предложение и документы направляются на рассмотрение в Управление по регулированию деятельности естественных монополий в области связи ФСТ России (далее - Управление связи).
В случае предложения инициатора, не являющегося субъектом естественной монополии, Управление связи направляет запрос субъекту естественной монополии о предоставлении документов в соответствии с Перечнем документов.
8. Управление связи в течение 14 календарных дней проводит анализ поступивших документов и вносит Руководителю ФСТ России или его заместителю, курирующему соответствующее направление работы, предложение для принятия им одного из следующих решений:
- об отказе в принятии вопроса к рассмотрению;
- о принятии вопроса к рассмотрению. Решение об отказе в принятии вопроса к рассмотрению принимается, если при анализе документов выявляется, что они представлены не в полном объеме или без подписи руководителя и печати субъекта естественной монополии.
В этом случае ФСТ России уведомляет инициатора об отказе в принятии вопроса к рассмотрению.
Решение о принятии вопроса к рассмотрению принимается в случае наличия всех необходимых документов, предусмотренных Перечнем документов. При этом ФСТ России уведомляет инициатора о принятии вопроса к рассмотрению.
9. О принятом решении ФСТ России уведомляет инициатора, а также субъекта естественной монополии, в случае если он не является инициатором, в письменном виде в течение 5 календарных дней с момента принятия решения.
Отказ в принятии вопроса к рассмотрению должен быть мотивирован.
10. Датой начала рассмотрения вопроса по установлению регулируемых тарифов является дата отправления письменного уведомления инициатору, а также субъекту естественных монополий, в случае если он не является инициатором, о принятии вопроса к рассмотрению.
Срок рассмотрения вопроса не должен превышать 60 календарных дней с момента направления инициатору, а также субъекту естественных монополий, в случае если он не является инициатором, письменного уведомления о принятии предложения к рассмотрению.
В случае необходимости срок рассмотрения вопроса может быть продлен, но при этом он не должен превышать шести месяцев со дня поступления предложения.
Решение о продлении срока рассмотрения вопроса принимает Руководитель или заместитель Руководителя ФСТ России, курирующий соответствующее направление работы.
ФСТ России информирует инициатора, а также субъекта естественной монополии, в случае если он не является инициатором, о продлении срока рассмотрения вопроса, а также причинах, послуживших основанием для такого продления, в письменном виде не позднее 5 календарных дней с даты принятия решения о продлении срока рассмотрения вопроса.
11. Управление связи проводит анализ экономически обоснованных затрат и показателей, учитываемых при установлении регулируемых тарифов, в следующем порядке:
а) контроль представленных документов на соответствие Перечню документов;
б) проверка данных раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи на соответствие отчетным данным (пункт 10 и пункт 3 Перечня документов);
в) проверка расчета прогноза расходов по регулируемым услугам связи по статьям затрат (на основе данных раздельного учета и макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу) на текущий год и на очередной период регулирования (пункт 12 Перечня документов);
г) проверка расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли по видам услуг связи (пункт 13 Перечня документов) на соответствие Методике расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи, утвержденной приказом ФСТ России от 09.06.2006 N 122-с/1 (зарегистрировано Минюстом России 17.07.2006, регистрационный N 8073), данным бухгалтерской и статистической отчетности, данным раздельного учета;
д) проверка расчета тарифов на регулируемые услуги связи (пункт 14 Перечня документов) на соответствие нормативным правовым актам и данным бухгалтерской и статистической отчетности.
О результатах проверки документов Управление связи информирует заместителя Руководителя ФСТ России, курирующего соответствующее направление работы.
12. Управление связи направляет предложения по установлению регулируемых тарифов на рассмотрение в Управление планирования и экономического анализа и в Юридическое Управление ФСТ России.
13. Управление планирования и экономического анализа и Юридическое Управление в течение 10 календарных дней рассматривают представленные предложения по установлению регулируемых тарифов.
14. По результатам рассмотрения Управление планирования и экономического анализа и Юридическое Управление согласовывают представленные предложения по установлению регулируемых тарифов.
15. В случае несогласия с представленными предложениями по установлению регулируемых тарифов Управление планирования и экономического анализа, Юридическое Управление ФСТ России в письменной форме направляют в Управление связи мотивированную позицию по данному вопросу.
16. При наличии разногласий с Управлением планирования и экономического анализа и Юридическим Управлением ФСТ России Управление связи обеспечивает проведение согласительных мероприятий с целью поиска взаимоприемлемого решения.
17. По результатам рассмотрения предложения и документов Управление связи с учетом позиции Управления планирования и экономического анализа формирует следующий пакет документов и материалов:
проект приказа ФСТ России;
пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости установления регулируемых тарифов и изложение позиции Управления связи по рассматриваемому вопросу;
заключение Управления связи по вопросу утверждения регулируемых тарифов;
позиция Юридического Управления ФСТ России;
заключения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (при наличии);
заключение независимых экспертов (при наличии);
предложение инициатора с приложением материалов, а также документов, представленных субъектом естественных монополий;
дополнительный справочно-аналитический материал (при наличии).
18. Заключение Управления связи готовится с учетом:
анализа основных ценообразующих факторов;
объема услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
расходов субъекта естественной монополии по обычным видам деятельности и операционных расходов, связанных с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, а также расходов, связанных с участием в совместной деятельности;
налогов и иных обязательных платежей и сборов;
нормативной прибыли от оказания услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
19. Управление связи вносит Руководителю или заместителю Руководителя Федеральной службы по тарифам, курирующему соответствующее направление работы, предложения по установлению регулируемых тарифов, а также комплект документов и материалов, указанных в пункте 17 настоящего Порядка, для принятия им одного из следующих решений:
- о проведении предварительных слушаний;
- о подготовке комплекта документов и материалов для рассмотрения на Правлении ФСТ России без проведения предварительных слушаний;
- об отказе в установлении регулируемых тарифов;
- о доработке представленных документов и материалов.
При принятии решения о проведении предварительных слушаний Управление связи готовит повестку предварительных слушаний и список участников, которые утверждаются Руководителем или заместителем Руководителя Федеральной службы по тарифам, курирующим соответствующее направление работы, за 5 календарных дней до даты проведения предварительных слушаний.
При принятии решения о подготовке комплекта документов и материалов для рассмотрения на Правлении ФСТ России без проведения предварительных слушаний, Управление связи готовит проект решения по установлению регулируемых тарифов, пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости установления регулируемых тарифов и изложение позиции Управления связи по рассматриваемому вопросу, и направляет указанные документы в Юридическое Управление для проведения правовой экспертизы.
Проект решения по установлению регулируемых тарифов направляется в пресс-центр для размещения на официальном сайте ФСТ России.
Комплект документов и материалов, предусмотренный пунктом 17 настоящего Порядка, с заключением Юридического Управления направляется Управлением связи для рассмотрения на Правлении ФСТ России в соответствии с пунктом 26 настоящего Порядка.
При принятии решения об отказе в установлении регулируемых тарифов, ФСТ России уведомляет инициатора, а также субъекта естественной монополии, в случае если он не является инициатором, в течение 5 календарных дней с момента принятия такого решения.
Руководитель или заместитель Руководителя ФСТ России, курирующий соответствующее направление работы, при принятии решения о доработке представленных документов и материалов возвращает их в Управление связи.
20. Утвержденная повестка предварительного слушания и материалы по вопросам, планируемым к рассмотрению, представляются участникам предварительного слушания не менее чем за 4 календарных дня до даты предварительного слушания.
Для рассмотрения на предварительных слушаниях Управление связи представляет Руководителю или заместителю Руководителя ФСТ России, курирующему соответствующее направление работы, следующие документы и материалы:
повестку предварительного слушания;
пакет документов и материалов по рассматриваемым вопросам в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка;
проект протокола предварительного слушания.
21. В предварительных слушаниях могут принимать участие представители ФСТ России, заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических лиц, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, иных юридических лиц, инициаторов рассмотрения вопроса по установлению тарифов, субъектов естественных монополий в области связи, независимые эксперты.
22. Начальник Управления связи докладывает по вопросам повестки предварительного слушания, результатам совместного рассмотрения с заинтересованными сторонами вопросов по установлению регулируемых тарифов, а также обеспечивает ведение протокола предварительного слушания.
23. Протокол предварительного слушания подписывается начальником Управления связи и утверждается Руководителем или заместителем Руководителя ФСТ России, проводившим предварительные слушания, в течение 5 календарных дней после проведения предварительного слушания.
24. В случае принятия на предварительном слушании решения об установлении регулируемых тарифов, проект решения по установлению регулируемых тарифов, пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости установления регулируемых тарифов и изложение позиции Управления связи по рассматриваемому вопросу, направляются в Юридическое управление для проведения правовой экспертизы. Проект решения по установлению регулируемых тарифов направляется в пресс-центр для размещения на официальном сайте ФСТ России.
25. Управление связи не менее чем за 7 календарных дней до даты заседания Правления ФСТ России, на котором планируется рассмотрение данного вопроса, направляет на согласование в Управление делами ФСТ России и курирующему заместителю Руководителя ФСТ России подготовленный пакет документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 настоящего Порядка, а также протокол предварительного слушания (в случае его проведения) и заключение Юридического управления.
26. После согласования Управлением делами ФСТ России и заместителем Руководителя ФСТ России, курирующим соответствующее направление работы, Управление связи направляет комплект документов и материалов, предусмотренный пунктом 17 настоящего Порядка, для рассмотрения на Правлении ФСТ России и осуществляет необходимые мероприятия по сопровождению вопросов, вынесенных на рассмотрение Правления ФСТ России в порядке, установленном Регламентом подготовки вопросов для рассмотрения на заседании Правления ФСТ России, утвержденным приказом ФСТ России от 14.01.2008 N 2 (признано не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 07.02.2008 N 01/1128-АБ).
Приложение к Порядку
Перечень документов, представляемых для рассмотрения и утверждения регулируемых тарифов на услуги связи, в том числе проведения проверок экономической обоснованности затрат
1. Организационно-правовая форма субъекта естественной монополии, список акционеров, владеющих пакетом акций в размере 10% и более от уставного капитала (для акционерных обществ).
2. Техническая характеристика субъекта естественной монополии.
3. Бухгалтерская отчетность субъекта естественной монополии за год, предшествующий текущему, и за отчетный период текущего года с приложениями (по формам 1, 2, 3, 4, 5, 6, утвержденным приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 05.08.2003 N 07/8121-АК), с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 31.12.2004 N 135н (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 31.01.2005 N 01/677-ВЯ), от 18.09.2006 N 115н (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 27.10.2006 N 01/9423-СВ); пояснительная записка к бухгалтерской отчетности; расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, расшифровка процентов.
4. Копию декларации по налогу на прибыль с приложениями.
5. Статистическая отчетность за год, предшествующий текущему, и за отчетный период текущего года (формы 4, 5, 13-15, 40-44, 51, 65-связь).
6. Данные о тарифах, установленных оператором связи в году, предшествующем текущему, а также в текущем году, включая действующие тарифы на дату рассмотрения.
7. Данные об объеме предоставленных услуг за год, предшествующий текущему, за отчетный период текущего года, а также прогноз на текущий год и очередной период регулирования.
8. Утвержденная инвестиционная программа развития субъекта естественной монополии на текущий год и очередной период регулирования с указанием источников финансирования.
9. Отчет об исполнении плана капитальных вложений (инвестиционной программы) за год, предшествующий текущему, и за отчетный период текущего года.
10. Отчеты (за год, предшествующий текущему, и за отчетный период текущего года) по формам 1 и 2 приложения N 1 Порядка ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утвержденного приказом Мининформсвязи России от 02.05.2006 N 54 (зарегистрировано Минюстом России 16.05.2006, регистрационный N 7838), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Мининформсвязи России от 25.01.2007 N 12 (зарегистрировано Минюстом России 14.02.2007, регистрационный N 8941).
11. Отчеты (за год, предшествующий текущему, и за отчетный период текущего года) по формам 1 и 2 приложения N 1 Положения о ведении операторами почтовой связи раздельного учета доходов и расходов по оказываемым услугам почтовой связи, утвержденного приказом Мининформсвязи России от 11.09.2007 N 107 (зарегистрировано Минюстом России 20.09.2007 г., регистрационный N 10163).
12. Расчет прогноза расходов по регулируемым услугам связи в разрезе статей затрат (на основе данных раздельного учета и макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу) на текущий год и на очередной период регулирования.
13. Расчет размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли за год, предшествующий текущему, за отчетный период текущего года, прогноз на текущий год и на очередной период регулирования в соответствии с Методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи, утвержденной приказом ФСТ России от 09.06.2006 N 122-с/1 (зарегистрировано Минюстом России 17.07.2006, регистрационный N 8073).
14. Расчет тарифов на регулируемые услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи в соответствии с нормативными актами.
15. Расчет дополнительных тарифных планов на услуги местной и внутризоновой телефонной связи с представлением обоснований и соответствующих результатов маркетинговых исследований.
16. Информация о мероприятиях по сокращению расходов и повышению эффективности деятельности предприятия, содержащие оценку экономической эффективности их реализации.
17. Справка о среднесписочной численности и среднемесячной заработной плате работников за год, предшествующий текущему, за отчетный период текущего года, а также прогноз на текущий год и на очередной период регулирования.