Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 мая 2010 г.
Регистрационный N 17101
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3215; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст. 3616; 2009, N 46, ст. 5419) и подпунктом 5.2.23.44 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378, N 14, ст. 1662), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о кадетской школе и кадетской школе-интернате.
2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1427 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5411; 2002, N 52, ст. 5225; 2009, N 12, ст. 1427).
Министр А. Фурсенко
Приложение
Типовое положение о кадетской школе и кадетской школе-интернате
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений: кадетских школ и кадетских школ-интернатов.
2. Основные цели деятельности кадетской школы и кадетской школы-интерната - интеллектуальное, культурное, физическое и духовно-нравственное развитие кадетов, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной, правоохранительной службы (далее - государственная служба), муниципальной службы, а также несению государственной службы российского казачества, в соответствии с профилем деятельности учредителя кадетской школы, кадетской школы-интерната.
3. Кадетская школа и кадетская школа-интернат реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан, обучающихся в кадетской школе, кадетской школе-интернате (далее - кадеты) к государственной службе, муниципальной службе, а также несению государственной службы российского казачества. Кадетская школа-интернат создает необходимые условия для проживания кадетов.
4. Кадетская школа и кадетская школа-интернат в своей деятельности руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, а по вопросам, не урегулированным настоящим Типовым положением, - Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1252; 2002, N 52, ст. 5225; 2005, N 7, ст. 560; 2006, N 2, ст. 217; 2007, N 31, ст. 4082; 2008, N 34, ст. 3926; 2009, N 12, ст. 1427), решениями учредителей кадетской школы и кадетской школы-интерната, и своими уставами.
5. Кадетская школа и кадетская школа-интернат создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. При ликвидации или реорганизации кадетской школы и кадетской школы-интерната, осуществляемой, как правило, по окончании учебного года, учредитель обеспечивает в установленном порядке перевод кадетов с согласия родителей (законных представителей) в другие общеобразовательные учреждения.
7. Учредителями кадетской школы и кадетской школы-интерната могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования (далее - учредители).
8. Наименования кадетской школы и кадетской школы-интерната устанавливаются при их создании и изменяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В наименованиях кадетской школы и кадетской школы-интерната может указываться профиль деятельности учредителей (например, казачья кадетская школа или казачья кадетская школа-интернат).
9. Кадетская школа и кадетская школа-интернат являются юридическими лицами.
10. Кадетская школа и кадетская школа-интернат имеют лицевые счета и иные счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы и бланки со своим наименованием.
11. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у кадетской школы и кадетской школы-интерната со дня выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности.
12. Кадетская школа и кадетская школа-интернат проходят государственную аккредитацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования.
II. Прием в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат
13. Правила приема в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат определяются учредителями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования и закрепляются в уставах кадетской школы и кадетской школы-интерната.
14. В кадетскую школу и кадетскую школу-интернат принимаются несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья и изъявившие желание обучаться в кадетской школе и кадетской школе-интернате.
15. Зачисление несовершеннолетних граждан в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат производится по заявлению родителей (законных представителей).
16. При приеме кадетская школа и кадетская школа-интернат обязаны ознакомить несовершеннолетних граждан и их родителей (законных представителей) с уставами кадетской школы и кадетской школы-интерната, лицензиями на право ведения образовательной деятельности, со свидетельствами о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
17. Кадеты кадетской школы-интерната из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении и пользуются льготами, установленными для данной категории детей законодательством Российской Федерации.
III. Организация образовательного и воспитательного процесса в кадетской школе и кадетской школе-интернате
18. Кадетская школа и кадетская школа-интернат осуществляют образовательный процесс с учетом дополнительных образовательных программ, имеющих целью подготовку к служению Отечеству на поприще государственной службы, муниципальной службы, а также несению государственной службы российского казачества, и в соответствии с уровнями основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);
2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);
3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).
В кадетской школе-интернате обучение на указанных ступенях организуется по решению учредителя кадетской школы-интерната и регламентируется уставом кадетской школы-интерната.
19. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом образовательных потребностей и запросов кадетов и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки кадетов.
Дополнительные образовательные программы по юридической, физической, психологической и другой специальной подготовке, в том числе по подготовке к служению Отечеству на поприще государственной службы, муниципальной службы, а также несению государственной службы российского казачества, ведутся и определяются рабочими программами учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей), разрабатываемыми кадетской школой и кадетской школой-интернатом.
20. Кадетская школа и кадетская школа-интернат самостоятельны в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации кадетов в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.
21. Учебные занятия в кадетской школе и кадетской школе-интернате, как правило, начинаются 1 сентября.
Учебный год включает в себя 4 учебные четверти (в 1 классах - не более 33 недель, во 2 - 11 классах - не более 34 недель) и период практических занятий и (или) государственную (итоговую) аттестацию.
В соответствии с учебным планом кадетам в течение учебного года предоставляются осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней, а летом - не менее 8 недель. Для кадетов на ступени начального общего образования в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
22. Количество классов в кадетской школе и кадетской школе-интернате определяется с учетом санитарных норм и наличия условий, необходимых для осуществления образовательного процесса.
23. Наполняемость каждого класса в кадетской школе не должна превышать 25 человек, а в кадетской школе-интернате - 20 человек.
24. Режим дня кадетской школы регламентируется правилами внутреннего распорядка кадетской школы.
Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха в кадетской школе-интернате, составляется с учетом круглосуточного пребывания кадетов.
25. Перевод кадета из кадетской школы и кадетской школы-интерната в другое общеобразовательное учреждение осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
26. Изучение учебного предмета завершается, как правило, экзаменом или зачетом.
Итоговые оценки выставляются по результатам сдачи экзаменов (зачетов) по всем учебным предметам теоретического обучения и практических занятий, включенным в учебный план кадетской школы и кадетской школы-интерната, или по результатам текущего контроля (контрольным занятиям), если учебным планом по учебному предмету не предусмотрен экзамен (зачет).
Итоговые оценки выставляются по результатам полугодия и учебного года.
27. Кадеты, освоившие в полном объеме основную общеобразовательную программу учебного года, после прохождения практических занятий и по представлению педагогического совета кадетской школы, кадетской школы-интерната приказом директора кадетской школы, кадетской школы-интерната переводятся на следующий курс обучения.
28. Кадеты на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Кадеты обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, кадетская школа и кадетская школа-интернат обязаны создать условия кадетам для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Кадеты на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, переводятся в иные общеобразовательные учреждения.
Кадеты на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, переводятся в иные общеобразовательные учреждения.
Кадеты на ступенях основного общего образования и среднего (полного) общего образования, не освоившие дополнительные образовательные программы по юридической, физической, психологической и другой специальной подготовке, в том числе по подготовке к служению Отечеству на поприще государственной службы, муниципальной службы, а также несению государственной службы российского казачества, и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, переводятся в иные общеобразовательные учреждения.
Перевод кадета в следующий класс осуществляется по решению органа управления кадетской школы и кадетской школы-интерната.
29. Освоение кадетами основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования завершается государственной (итоговой) аттестацией, проводимой в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 362 "Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2009 г., регистрационный N 13065, "Российская газета", N 15, 30 января 2009 г.).
Кадетская школа и кадетская школа-интернат, имеющие государственную аккредитацию, выдают кадетам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца о соответствующем уровне образования, заверенные печатью кадетской школы и кадетской школы-интерната.
Выпускникам кадетской школы и кадетской школы-интерната вручается нагрудный знак, образец которого утверждается учредителем.
30. По решению директора кадетской школы, кадетской школы-интерната за совершенные неоднократно грубые нарушения уставов кадетской школы и кадетской школы-интерната допускается исключение (перевод в иные общеобразовательные учреждения) из данных общеобразовательных учреждений кадетов, достигших возраста пятнадцати лет.
Исключение (перевод в иные общеобразовательные учреждения) кадетов из кадетской школы и кадетской школы-интерната применяется, если меры воспитательного характера не дали результатов и дальнейшее пребывание кадетов в кадетской школе и кадетской школе-интернате оказывает отрицательное влияние на других кадетов, нарушает их права и права работников кадетской школы и кадетской школы-интерната, а также нормальное функционирование кадетской школы и кадетской школы-интерната.
Решение об исключении кадета, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Кадетская школа и кадетская школа-интернат незамедлительно обязаны проинформировать об исключении кадета из кадетской школы и кадетской школы-интерната его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из кадетской школы и кадетской школы-интерната, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом общеобразовательном учреждении.
31. Воспитательная работа в кадетской школе и кадетской школе-интернате является частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности кадетской школы и кадетской школы-интерната, а также нацелена на подготовку к служению Отечеству на поприще государственной службы, муниципальной службы, а также несению государственной службы российского казачества.
32. Воспитание кадетов базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Российского государства, выдающихся примерах служения закону и Отечеству.
Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач интеллектуального, патриотического, духовно-нравственного, физического, правового и эстетического воспитания кадетов. При этом его основные задачи реализуются в процессе повседневной жизни кадетов, в совместной учебной и других видах деятельности кадетов и остальных участников образовательного процесса.
Эффективность воспитательного процесса достигается поддержанием образцового внутреннего порядка и высокой организацией классов кадетской школы и кадетской школы-интерната, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни, быта и досуга кадетов, всесторонним информационным обеспечением, а также сочетанием высокой требовательности к кадетам с уважением их личного достоинства и демонстрацией руководителями кадетской школы и кадетской школы-интерната примера для подражания.
Основной формой воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная воспитательная работа с каждым кадетом в соответствии с профилем деятельности учредителя кадетской школы и кадетской школы-интерната.
33. Воспитательная работа с кадетами планируется в масштабе кадетской школы и кадетской школы-интерната на весь период обучения, а также на учебный год и месяц.
IV. Участники образовательного процесса
34. Участниками образовательного процесса в кадетской школе и кадетской школе-интернате являются руководители, педагогические работники, учебно-вспомогательный персонал, кадеты и родители (законные представители) кадетов.
35. Права и обязанности кадетов кадетской школы и кадетской школы-интерната, их родителей (законных представителей) определяются уставами кадетской школы и кадетской школы-интерната и иными предусмотренными этими уставами актами.
36. Порядок комплектования кадетской школы и кадетской школы-интерната педагогическими и другими работниками определяется законодательством Российской Федерации, решениями учредителей и регламентируется уставами кадетской школы и кадетской школы-интерната.
37. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационных характеристик должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
38. Основные права и обязанности, а также социальные гарантии и льготы, предоставляемые работникам кадетской школы и кадетской школы-интерната, определяются законодательством Российской Федерации, решением учредителя, уставами кадетской школы и кадетской школы-интерната, правилами внутреннего распорядка.
39. Педагогические работники кадетской школы и кадетской школы-интерната проходят периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителей.
V. Управление кадетской школой и кадетской школой-интернатом
40. Управление кадетской школой и кадетской школой-интернатом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами кадетской школы и кадетской школы-интерната.
41. Управление кадетской школой и кадетской школой-интернатом строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления кадетской школы и кадетской школы-интерната являются советы кадетской школы и кадетской школы-интерната, попечительские советы, общие собрания, педагогические советы и другие. Порядок выборов органов самоуправления кадетской школы и кадетской школы-интерната и их компетенция определяются уставами кадетской школы и кадетской школы-интерната.
42. Непосредственное управление деятельностью кадетской школы, кадетской школы-интерната осуществляет директор кадетской школы, кадетской школы-интерната.
Порядок замещения должности директора кадетской школы, кадетской школы-интерната устанавливается уставами указанных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности директора кадетской школы, кадетской школы-интерната определяются в установленном порядке нормативными правовыми актами Российской Федерации и решением учредителя.
Директора кадетской школы, кадетской школы-интерната отвечают за состояние и деятельность кадетской школы, кадетской школы-интерната.
VI. Учебно-материальная база и финансовое обеспечение кадетской школы и кадетской школы-интерната
43. Здания, сооружения, оборудование, а также иное необходимое для функционирования кадетской школы и кадетской школы-интерната имущество в целях обеспечения их образовательной деятельности закрепляются за кадетской школой и кадетской школой-интернатом в установленном законодательстве Российской Федерации порядке.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за кадетской школой и кадетской школой-интернатом, допускаются только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Источниками формирования имущества и финансовых расходов кадетской школы и кадетской школы-интерната являются:
ассигнования бюджета, выделяемые для кадетской школы и кадетской школы-интерната;
средства государственных внебюджетных фондов;
средства, получаемые от осуществления приносящей доход деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе доходы от оказания платных дополнительных образовательных услуг;
добровольные пожертвования и целевые взносы, получаемые от юридических и (или) физических лиц, в том числе иностранных.
44. Кадетская школа и кадетская школа-интернат обеспечиваются денежными средствами, учебным оборудованием и другими материальными средствами в установленном порядке.
45. Кадеты кадетской школы и кадетской школы-интерната обеспечиваются форменным обмундированием. Расходы на приобретение предметов форменного обмундирования финансируются учредителями.
Кадеты кадетской школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными учредителем нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, хозяйственным инвентарем.
46. Оплата труда руководителей, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала кадетских школ и кадетских школ-интернатов производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
47. Медицинское обслуживание кадетов кадетской школы и кадетской школы-интерната обеспечивают органы здравоохранения. Кадетская школа и кадетская школа-интернат обязаны предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
48. Организация питания в кадетской школе и кадетской школе-интернате возлагается на кадетскую школу и кадетскую школу-интернат. В кадетской школе и кадетской школе-интернате должны быть предусмотрены помещения для питания кадетов.
49. По окончании кадетской школы-интерната кадетам выдается бесплатно комплект одежды и обуви, находившийся в их пользовании в период обучения.
Кадетам, исключенным из кадетской школы-интерната, выдается бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, находящийся в их пользовании.
50. Кадетская школа и кадетская школа-интернат могут оказывать на договорной основе дополнительные образовательные услуги (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с кадетами углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими основными общеобразовательными программами.
Кадетская школа и кадетская школа-интернат вправе вести приносящую доход деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами кадетской школы и кадетской школы-интерната.
51. Кадетская школа и кадетская школа-интернат могут осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.