Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 сентября 2010 г. Регистрационный N 18414
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609) и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации.
2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации обеспечить выполнение требований настоящего Приказа.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 19990 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2009 г., регистрационный N 15672).
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.И. Денисова.
Министр С. Лавров
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов министерства иностранных дел Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и определяет правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России).
2. Антикоррупционной экспертизе подлежат принятые нормативные правовые акты МИД России (далее - нормативные правовые акты) и проекты нормативных правовых актов, разрабатываемые структурными подразделениями МИД России (далее - проекты нормативных правовых актов, департамент), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
3. Целью антикоррупционной экспертизы является выявление и последующее устранение коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и в проектах нормативных правовых актов.
4. Антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводит Юридическая служба МИД России в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 (далее - Методика) и настоящим Порядком.
5. При проведении антикоррупционной экспертизы МИД России руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Порядком.
6. Департаменты, ответственные за подготовку проекта нормативного правового акта при его разработке руководствуются Методикой в целях недопущения включения в проекты нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.
II. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов МИД России
7. Проект нормативного правового акта, разработанный департаментом, ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта, согласованный с заинтересованными департаментами направляется в Юридическую службу МИД России для проведения антикоррупционной экспертизы.
В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы департамент, ответственный за подготовку проекта нормативного правового акта, в день направления проекта нормативного правового акта на рассмотрение в Юридическую службу МИД России направляет копию проекта нормативного правового акта (на бумажном и электронном носителях) в Департамент информации и печати (за исключением проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) для размещения на официальном интернет-сайте МИД России www.mid.ru (далее - сайт МИД России).
8. Департамент информации и печати размещает проекты нормативных правовых актов на сайте МИД России с указанием дат начала и окончания приема экспертных заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы и адреса электронной почты для направления экспертных заключений.
9. Антикоррупционная экспертиза осуществляется при проведении правовой экспертизы проекта нормативного правового акта в срок, не превышающий 10 рабочих дней. При необходимости срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен руководителем Юридической службы МИД России, но не более чем на 10 рабочих дней.
10. При направлении проекта нормативного правового акта в Юридическую службу МИД России к нему прилагается справка, в которой указываются:
1) основания издания нормативного правового акта: сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), которыми МИД России поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
2) сведения о всех действующих нормативных правовых актах, изданных МИД России по данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации, с указанием регистрационных номеров и даты регистрации и информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом. В случае отсутствия необходимости внесения изменений в действующие нормативные правовые акты информация об этом также должна быть отражена в справке;
3) перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при разработке проекта нормативного правового акта (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов). При наличии в проекте нормативного правового акта ссылок на акты федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), не нуждающиеся в государственной регистрации, в справке указываются номер и дата письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации;
4) сведения о необходимости согласования приказа с иными федеральными органами исполнительной власти и другими организациями;
5) сведения о размещении проекта нормативного правового акта на сайте МИД России для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
11. Проект нормативного правового акта, не соответствующий законодательству Российской Федерации, должным образом не оформленный, без приложения справки, Юридическая служба МИД России возвращает в департамент, ответственный за подготовку проекта нормативного правового акта, для доработки.
12. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение, подписываемое руководителем Юридической службы МИД России, в котором отражаются коррупциогенные факторы, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы.
В случае если, по мнению Юридической службы МИД России, в проекте нормативного правового акта отсутствуют коррупциогенные факторы, в заключении отражаются указанные сведения.
13. Департамент, ответственный за подготовку проекта нормативного правового акта, при получении заключения Юридической службы МИД России учитывает его при доработке проекта нормативного правового акта и направляет доработанный проект нормативного правового акта на повторное рассмотрение в Юридическую службу МИД России в порядке, предусмотренном пунктами 7, 10 настоящего Порядка.
14. Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (далее - заключения) носят рекомендательный характер и при поступлении в МИД России подлежат обязательному рассмотрению1 .
15. Сбор заключений, поступивших в виде электронного документа на электронный адрес expertiza@mid.ru, осуществляет Юридическая служба МИД России и направляет их в Генеральный секретариат для регистрации в установленном порядке.
Направление заключений в департамент, ответственный за подготовку проекта нормативного правового акта, а также в Юридическую службу МИД России, поступивших по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа, осуществляет в установленном порядке Генеральный секретариат в день поступления указанных заключений.
16. По результатам рассмотрения заключения департаментом, ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта, гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, в тридцатидневный срок со дня его получения направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов, согласованный с Юридической службой МИД России2 .
17. В случае согласия с заключением, коррупциогенные факторы, выявленные при проведении независимой антикоррупционной экспертизы, устраняются департаментом, ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта, на стадии его доработки.
Доработанный проект нормативного правового акта направляется на повторное рассмотрение в Юридическую службу МИД России в порядке, предусмотренном пунктами 7, 10 настоящего Порядка.
III. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов МИД России
18. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов МИД России проводится при мониторинге их применения (далее - Мониторинг).
Мониторинг осуществляется департаментами, разработавшими нормативные правовые акты.
19. При Мониторинге осуществляются:
а) сбор информации о практике применения нормативных правовых актов;
б) непрерывное наблюдение за применением нормативных правовых актов;
в) анализ и оценка получаемой информации о практике применения нормативных правовых актов и результатов наблюдения за их применением.
20. При обнаружении в ходе Мониторинга в нормативных правовых актах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, соответствующий департамент в течение трех рабочих дней направляет указанный нормативный правовой акт с мотивированным обоснованием в Юридическую службу МИД России на антикоррупционную экспертизу, проводимую в соответствии с пунктами 9, 12 настоящего Порядка.
21. На основании заключения Юридической службы МИД России департамент, разработавший нормативный правовой акт, в целях устранения выявленных в нормативном правовом акте МИД России коррупциогенных факторов в течение 10 рабочих дней подготавливает проект нормативного правового акта о внесении изменений или дополнений в соответствующий нормативный правовой акт и направляет его в Юридическую службу МИД России в порядке, предусмотренном главой II настоящего Порядка.
22. В случае поступления в МИД России требования прокурора об изменении нормативного правового акта (далее - требование прокурора), оно подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок со дня его поступления и учитывается в установленном порядке департаментом, разработавшим нормативный правовой акт 3 .
С учетом требования прокурора департамент, разработавший нормативный правовой акт, подготавливает проект нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в соответствующий нормативный правовой акт и направляет его в Юридическую службу МИД России в порядке, предусмотренном главой II настоящего Порядка.
23. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке4 .
1Часть 5 статьи 4 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ.
2 Часть 3 статьи 5 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ.
3 часть 3 статьи 4 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ.
4 часть 4 статьи 4 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ.