Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 октября 2010 г. Регистрационный N 18836
В соответствии с пунктом 8 статьи 61 Налогового кодекса Российской Федерации и в целях реализации положений главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2010, N 31, ст. 4198) приказываю:
1. Утвердить Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798 "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов" (зарегистрирован в Минюсте России 19.12.2006 N 8636; "Российская газета", 22.12.2006, N 289) и приказ Федеральной налоговой службы от 05.02.2009 N ММ-7-1/51 "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798 @ "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов" (зарегистрирован в Минюсте России 10.07.2009 N 14303; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 2009, N 32).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.
Руководитель Федеральной налоговой службы М. Мишустин
Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами
1. Настоящий Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами разработан в соответствии с пунктом 8 статьи 61 Налогового кодекса Российской Федерации и в целях реализации положений главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2010, N 31, ст. 4198).
2. Лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора, пени, штрафа (далее - заинтересованное лицо), обращается в уполномоченный орган, указанный в пунктах 15 - 17 настоящего Порядка.
3. В уполномоченный орган заинтересованным лицом представляются следующие документы:
а) заявление заинтересованного лица с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку);
б) документы, перечисленные в пункте 5 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе обязательство, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога и (или) сбора, пени, штрафа соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).
4. В случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита, представляются документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, а также в зависимости от оснований представляются документы, указанные в пунктах 5-9 настоящего Порядка.
5. В случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным подпунктом 1 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации, представляются следующие документы:
а) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;
б) документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для целей, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации;
в) бизнес-план инвестиционного проекта.
6. В случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным подпунктом 2 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации, представляются следующие документы:
а) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;
б) бизнес-план инвестиционного проекта.
7. В случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным подпунктом 3 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации, представляются следующие документы:
а) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;
б) справка о выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлении организацией особо важных услуг населению, выданная уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
8. В случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основанию, определенному подпунктом 4 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации, представляются следующие документы:
а) документы, подтверждающие наличие указанного основания для получения инвестиционного налогового кредита;
б) справка о выполнении государственного оборонного заказа, выданная государственным органом власти, уполномоченным в области обеспечения выполнения государственного оборонного заказа.
9. В случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным подпунктом 5 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации, представляются следующие документы:
а) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;
б) бизнес-план инвестиционного проекта.
10. Документы, подтверждающие наличие одного из оснований для получения инвестиционного налогового кредита, и соответствующий бизнес-план не могут быть использованы для заключения договоров об инвестиционном налоговом кредите по другим основаниям.
11. Заинтересованное лицо, претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, пени и штрафа по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации, и (или) на предоставление инвестиционного налогового кредита по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации, представляет поручительство в соответствии со статьей 74 Налогового кодекса Российской Федерации либо залог в соответствии со статьей 73 Налогового кодекса Российской Федерации.
12. Документы, указанные в пунктах 3, 5 - 9 настоящего Порядка, до истечения месячного срока с момента подписания их уполномоченными лицами направляются заинтересованным лицом в органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, а также пени и штрафа. Обо всех изменениях, наступивших после отправки документов и затрагивающих их содержание, заинтересованное лицо должно в течение семи рабочих дней известить соответствующий уполномоченный орган и представить документы с учетом изменений.
13. В случае если к заявлению заинтересованного лица не приложены документы, указанные в пунктах 3, 5-9 настоящего Порядка, уполномоченный орган выносит решение об отказе в изменении срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в связи с отсутствием необходимых для рассмотрения указанного заявления документов.
14. Решение об изменении срока или об отказе в изменении срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа принимается уполномоченным органом в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица.
По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом.
15. Решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов, пеней и штрафов (за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 настоящего Порядка) в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий 1 год, а также в форме инвестиционного налогового кредита (за исключением налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации) принимаются ФНС России.
Если в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов изменяются на основании решений ФНС России, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока уплаты федеральных налога и сбора, а также соответствующих пени и штрафа, обращается в ФНС России через управление ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (места жительства) заинтересованного лица.
16. Решения об изменении сроков уплаты региональных и местных налогов, пеней и штрафов в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий 1 год, а также решения об изменении сроков уплаты местных налогов в форме инвестиционного налогового кредита принимаются управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (места жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
17. Решения об изменении срока уплаты налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, принимаются инспекцией ФНС России по месту жительства заинтересованного лица, а в случае если сумма налога с указанных доходов превышает 100 000 рублей, решение об изменении срока его уплаты принимается инспекцией ФНС России по месту жительства заинтересованного лица по согласованию с управлением ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Решения об изменении сроков уплаты налога с указанных доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
18. Рекомендуемые образцы решения об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов, а также пени и штрафа и решения о временном приостановлении уплаты сумм задолженности по федеральным налогам и сборам, а также пени и штрафу приведены в приложениях N 3-N 5 к настоящему Порядку.
Рекомендуемые образцы решения об изменении срока уплаты региональных и местных налогов, а также пени и штрафа, решения об изменении срока уплаты налога на доходы физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий 1 год, и решения о временном приостановлении уплаты сумм задолженности по региональным и местным налогам, а также пени и штрафу приведены в приложениях N 6 и N 7 к настоящему Порядку.
19. Изменение срока уплаты налога и сбора может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со статьей 73 Налогового кодекса Российской Федерации либо поручительством в соответствии со статьей 74 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом.
20. Договор поручительства либо договор залога со стороны налогового органа заключается управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица (далее - налоговый орган).
Договор поручительства либо договор залога со стороны налогового органа подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
21. Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель либо залогодатель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях N 8 и N 9 к настоящему Порядку).
22. При рассмотрении возможности заключения договора поручительства налоговые органы должны проанализировать финансовое состояние поручителя, убедиться в отсутствии задолженности поручителя перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по налогам, сборам, пеням и штрафам и его платежеспособности.
При рассмотрении возможности заключения договора залога налоговые органы должны проанализировать характеристики предмета залога, соизмеримость стоимости предмета залога и суммы налога, сбора, пени, штрафа, в отношении которых рассматривается вопрос об изменении срока уплаты, а также возможность сохранности и реализации предмета залога.
23. Результаты рассмотрения заявлений заинтересованного лица и поручителя либо залогодателя о возможности заключения договора поручительства либо договора залога налоговый орган сообщает указанным лицам в течение семи рабочих дней после получения таких заявлений.
При наличии возможности заключения договора поручительства либо договора залога такой договор подписывается в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
24. Договор поручительства либо договор залога подлежит регистрации в налоговом органе.