В соответствии с пунктом 21 статьи 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" одобрить прилагаемую программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" на 2011-2020 годы.
Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин
Прим. ред: текст распоряжения опубликован в "Собрании законодательства РФ", 13.06.2011, N 24, ст. 3518
Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" на 2011-2020 годы
I. Общие положения
Настоящая программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2010 г. N 1255 "О создании Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта".
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" (далее - университет) создано путем изменения типа федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет имени Иммануила Канта".
В силу специфического геополитического положения Калининградская область играет особую роль в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и Европе в целом. Университет призван играть ведущую роль в социально-экономическом развитии региона посредством формирования качественного кадрового и научного потенциала области.
К 2021 году университет сформируется как научно-образовательный центр, реализующий профессиональные образовательные программы в соответствии с требованиями инновационной экономики Калининградской области и Северо-Западного федерального округа в целом.
Реализация настоящей программы позволит создать высшее учебное заведение, способное решать стратегические задачи региона посредством разработки и внедрения востребованных профессиональным сообществом образовательных программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов и стандартов, разработанных университетом самостоятельно и адаптированных с учетом модернизации и технологического развития экономики России.
Настоящая программа предусматривает:
формирование международного центра продвижения образовательных программ изучения русского языка и профессиональных образовательных программ на русском языке, центра взаимодействия с русскоязычным населением, проживающим на территории Европейского союза, федеральных центров коллективного пользования оборудованием по ведущим научным направлениям деятельности университета;
присоединение к университету федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования "Калининградский государственный колледж градостроительства" и "Калининградский технический колледж".
Интеграция ресурсов объединяемых учреждений позволит обеспечить подготовку кадров по всем стратегическим направлениям развития Калининградской области. Целесообразность присоединения указанных учреждений обусловлена необходимостью интеграции науки, образования и производства, выстраивания системы непрерывного профессионального образования, а также повышения качества программ среднего профессионального и высшего профессионального образования с учетом специфики региона.
Модернизация университета по модели федерального университета предполагает внедрение инновационных образовательных программ среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования, обеспечение системной модернизации профессионального образования, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий, выполнение широкого спектра фундаментальных и прикладных научных исследований, обеспечение интеграции науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.
В долгосрочной перспективе университет должен стать одним из центров международной академической мобильности и лидером в научной и образовательной сферах в регионе Балтийского моря.
Университет будет играть ведущую роль в организации, координации и методическом развитии системы профессионального образования в регионе, в создании условий для адекватного кадрового и научного обеспечения социально-экономического развития уникального геополитического региона России.
II. Анализ состояния и задач социально-экономического развития Калининградской области, место и роль университета в решении задач развития региона
Калининградская область - уникальный регион (субъект) Российской Федерации, в 1991 году ставший единственной эксклавной территорией (полностью отделенной от территории остальной страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами), а с 2004 года окруженный территорией Европейского союза.
Оказавшись отрезанной от основной территории страны, после 1990 года Калининградская область фактически потеряла свою традиционную специализацию, позиционирование и профилирование в рамках национального разделения труда, в значительной степени утратила специфический научно-технический потенциал, связанный с морехозяйственным комплексом.
Стратегией социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением правительства Калининградской области от 9 марта 2007 г. N 95, к числу ключевых отраслей экономики отнесены транспортно-логистический комплекс, энергетический комплекс, агропромышленный комплекс и пищевая промышленность, включая промышленную рыбопереработку, туристско-рекреационный комплекс с учетом общего роста туристического рынка в макрорегионе, машиностроение и металлообработка. Согласно указанной стратегии развития область призвана внести свой вклад в обеспечение устойчивого российского присутствия на Балтике, что означает в том числе развитие единого рынка труда и капитала, подключение к европейской системе высокоскоростных магистралей, стыковку энергосистем, а также трансформацию экономической структуры области в направлении экспортной ориентации, создание современной урбанистической среды, обеспечивающей качество жизни и привлечение инвестиций.
В связи с этим университет планирует внедрить новые инновационные образовательные программы в сфере транспортно-логистических систем, энергосбережения и энергоэффективности, наноэлектроники, медицины и медицинских биотехнологий, геоэкологического мониторинга, архитектуры, градостроения, дизайна, пространственного планирования и территориального развития и др.
Для развития конкурентного рынка труда региону до 2020 года дополнительно потребуется не менее 50 тыс. конкурентоспособных на международном уровне кадров для работы в формирующихся экспортно ориентированных кластерах.
Основной целью стратегического развития и модернизации экономики области является обеспечение сопоставимого с сопредельными странами качества жизни населения региона.
Массированные инвестиции Европейского союза в модернизацию университетов Польши и Литвы создают препятствия для опережающего развития экономики Калининградской области.
В то же время Калининградская область имеет ряд преимуществ, среди которых:
обеспечение обмена знаниями и технологиями, межкультурной коммуникации между регионами России и зарубежными странами;
продвижение русского языка и культуры, в том числе поддержка Русского мира (русской диаспоры) за рубежом;
развитие академической мобильности между Россией и другими странами Европы.
Настоящая программа учитывает основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и следующих программных и стратегических документов, определяющих развитие Калининградской области в составе Северо-Западного федерального округа:
Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2015 года;
стратегия социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу;
программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы.
Приоритетные направления развития университета вытекают из задач социально-экономического развития Калининградской области в составе Северо-Западного федерального округа, а также из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.
В университете получат развитие новые научные школы по таким направлениям, как: нелинейные науки; материаловедение; фотоника; геномные и протеомные исследования; клеточные биотехнологии; тонкий органический синтез; технологии повышения энергоэффективности; цифровые методы обработки информации и защиты данных; телекоммуникации и наноэлектроника; прикладная информатика, математическое моделирование и математическая геофизика.
Модернизация университетской инфраструктуры на основе передовых технологий позволит создать образовательный центр, конкурентоспособный в сравнении с университетами сопредельных стран, обеспечить экспорт образовательных услуг.
Сильными сторонами для реализации уникальных междисциплинарных образовательных программ и внедрения передовых технологий на базе университета являются преимущества его геополитического расположения, широкий спектр научно-образовательных направлений, соответствующих профилю классического университета, обширные связи с европейскими университетами (в том числе в регионе Балтийского моря).
К слабым сторонам развития университета можно отнести удаленность от ведущих отечественных научно-образовательных центров, слабую включенность в развитие национальных технологических платформ и национальных корпораций, а также ограниченность кадрового (демографического) потенциала региона.
III. Приоритетные направления развития университета
Приоритетными направлениями деятельности университета, вытекающими из задач социально-экономического развития Калининградской области в составе Северо-Западного федерального округа, являются:
энергосбережение и энергетическая безопасность;
материаловедение и наносистемы;
информационно-телекоммуникационные системы;
транспортно-логистические и рекреационные технологии;
медицинские биотехнологии;
социальные изменения и социально-гуманитарные технологии;
рациональное природопользование;
технологии развития урбанизированной среды.
Данные приоритеты сформированы с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а также перечня критических технологий Российской Федерации.
IV. Цели и задачи развития университета
Стратегической целью университета является формирование конкурентоспособного человеческого капитала для опережающего социально-экономического развития Калининградской области и Северо-Западного федерального округа.
Принципы развития университета заключаются в том, чтобы на основе концентрации имеющихся ресурсов, обновления кампуса, внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс, эффективной контрактации в управлении, специализации в области коммуникаций и кооперации России и зарубежной Европы создать конкурентную среду развития образования, науки и инноваций в Калининградской области.
Цель настоящей программы - кадровое и технологическое обеспечение инновационной модернизации Калининградской области на основе создания многопрофильного научно-образовательного комплекса.
Основными задачами развития университета являются:
формирование кадрового потенциала инновационных отраслей экономики региона, в том числе с учетом требований общеевропейского рынка труда;
содействие в формировании условий для притока в Калининградскую область высококвалифицированных кадров с целью внедрения и распространения лучших образовательных и научных практик для подготовки кадров по приоритетным направлениям развития области;
модернизация инфраструктуры университета для активного вовлечения молодежи в инновационную научно-образовательную деятельность;
системное влияние на модернизацию системы профессионального образования региона, в том числе путем внедрения инновационных образовательных программ, востребованных приоритетными отраслями экономики региона;
формирование научно-образовательного центра по продвижению в страны Балтии образовательных программ изучения русского языка и профессиональных образовательных программ на русском языке.
V. Мероприятия программы
Мероприятия настоящей программы представлены в виде системы конкретных согласованных по срокам и взаимоувязанных проектов, обеспечивающих решение поставленных задач, и объединены в следующие разделы:
модернизация содержания и организации образовательного процесса;
модернизация содержания и организации научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности;
развитие кадрового потенциала и повышение качества работы с обучающимися;
модернизация инфраструктуры университета;
совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления.
План-график выполнения мероприятий настоящей программы приведен в приложении N 1.
VI. Ресурсное обеспечение реализации программы
Общий объем финансирования реализации мероприятий настоящей программы определен в размере 6,8 млрд. рублей, в том числе:
общий планируемый объем финансового обеспечения реализации настоящей программы за счет средств федерального бюджета составит 5 млрд. рублей, из них в 2011-2013 годах - 1 млрд. рублей ежегодно в рамках бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству образования и науки Российской Федерации по разделу "Образование" (подраздел "Высшее и послевузовское профессиональное образование", целевая статья расходов "Развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений", вид расходов "Выполнение функций бюджетными учреждениями"), в 2014-2015 годах - в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых Министерству образования и науки Российской Федерации на модернизацию профессионального образования;
объем средств от иной приносящей доход деятельности составит 1,8 млрд. рублей.
Финансовый план обеспечения реализации настоящей программы приведен в приложении N 2.
VII. Показатели реализации программы
Показатели реализации настоящей программы разбиты по следующим группам:
показатели успешности и конкурентоспособности университета в сфере образования;
показатели результативности исследовательских и технологических работ;
показатели развития кадрового потенциала;
показатели международного и национального признания;
показатели экономической и финансовой устойчивости университета.
Целевые показатели реализации настоящей программы приведены в приложении N 3.
VIII. Ожидаемые результаты
Реализация настоящей программы к 2020 году приведет к получению результатов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие Калининградской области, а также на систему высшего профессионального образования в Северо-Западном федеральном округе в целом, включая:
адекватное кадровое и научное обеспечение социально-экономического развития Калининградской области и создание дополнительных предпосылок для развития ее экономики;
увеличение количества соотечественников, приезжающих в рамках программ поддержки переселения в Калининградскую область, реализуемых в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также доли приезжающих специалистов высшей научной квалификации, возвращение ранее уехавших из России кадров высшей научной квалификации, а также специалистов высшей квалификации в области социальных отношений;
рост доли молодого населения (в том числе студенческой молодежи) в регионе, обеспечение формирующихся инновационных кластеров кадрами, подготовленными в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
увеличение доли несырьевого экспорта во внешнеторговом обороте Калининградской области, увеличение выпуска инновационной продукции с применением российских научно-технических разработок, содействие увеличению доли (индекса) компонентов отечественного производства за счет внедрения инновационных разработок;
участие университета в реализации стратегии регионального развития и в системе регионального маркетинга, в том числе в развитии делового и научно-образовательного туризма;
обеспечение высокой доступности научной инфраструктуры и качественного профессионального образования на русском языке;
участие университета в программах инновационного развития крупнейших российских предприятий и корпораций, в функционировании национальных технологических платформ по профилю приоритетных направлений развития университета;
формирование вокруг университета пояса малых инновационных компаний, формирование в регионе системы и современной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на базе инновационного парка университета;
формирование международного центра продвижения программ на русском языке и центра взаимодействия с русскоязычными жителями Европейского союза;
формирование на базе университета федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием;
создание в регионе системы всестороннего развития и самореализации студенческой молодежи в спорте, культуре, творчестве и предпринимательской деятельности, повышение уровня научных, спортивных и культурных мероприятий.
Ожидаемые результаты по каждому мероприятию представлены в приложении N 1 к настоящей программе.
IX. Этапы реализации программы
Реализация настоящей программы предполагает осуществление взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий в 3 этапа:
I этап - 2011 год;
II этап - 2012-2015 годы;
III этап - 2016-2020 годы.
Основная задача I этапа - формирование нормативной правовой базы для создания и обеспечения деятельности университета, создание системы управления реализацией настоящей программы и мониторинга процессов развития университета, а также начало модернизации университетской инфраструктуры.
Основная задача II этапа - наращивание кадрового потенциала, технологическое оснащение университета и полная модернизация университетской инфраструктуры. Данный этап рассматривается как инвестиционный и предполагает создание условий для дальнейшего привлечения средств на развитие университета из реального сектора экономики, успешного функционирования хозяйственных обществ, создаваемых университетом для целей внедрения результатов интеллектуальной деятельности.
Основная задача III этапа - переход университета в режим устойчивого развития. Данный этап предполагает повсеместное внедрение в университете разработанных в рамках настоящей программы образовательных программ, а также непрерывное обновление и совершенствование инновационных образовательных программ с учетом меняющихся потребностей модернизируемой экономики.
Предполагаемое финансирование мероприятий на I этапе составит 1,07 млрд. рублей, из них средства федерального бюджета - 1 млрд. рублей.
Предполагаемое финансирование мероприятий на II этапе составит 4,711 млрд. рублей, из них средства федерального бюджета - 4 млрд. рублей.
Предполагаемое финансирование мероприятий на III этапе составит 1,019 млрд. рублей (финансирование за счет средств от иной приносящей доход деятельности).
X. Управление реализацией программы
Система управления реализацией настоящей программы будет строиться в рамках горизонтально-сетевой модели, основанной на принципах децентрализации и делегирования полномочий основным структурным подразделениям и проектным группам.
Руководителем настоящей программы является ректор университета, который несет персональную ответственность за реализацию мероприятий и конечные результаты. Ректор определяет формы и методы управления реализацией настоящей программы. Оперативное управление реализацией настоящей программы осуществляет ректорат университета. К основным функциям ректората в части реализации настоящей программы относятся:
контроль за деятельностью проектных групп;
координация ресурсов по всем проектам, осуществляемым в рамках мероприятий настоящей программы;
подготовка отчетности, проведение содержательного и финансового анализа процесса реализации настоящей программы;
регулярная публикация новостей и материалов на информационных ресурсах университета и в средствах массовой информации.
На период осуществления проектов в рамках мероприятий настоящей программы формируются проектные группы.
Функции оценки и контроля реализации настоящей программы осуществляют ученый совет университета, который собирается не реже 1 раза в месяц, и наблюдательный совет, который собирается по вопросам реализации программы не реже 1 раза в год.
Наблюдательный совет рассматривает проект отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности университета в части реализации настоящей программы.
Реализация настоящей программы осуществляется при непосредственной помощи попечительского совета, который по мере необходимости рассматривает материалы о ходе реализации настоящей программы, разрабатывает рекомендации по приоритетным направлениям деятельности в рамках настоящей программы.