В очередной раз в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации произошли трагические события: в СИЗО-3 Управления ФСИН России по городу Москве скончался содержавшийся под стражей директор московской средней образовательной школы N 1308 А.В. Кудояров, обвиняемый в покушении на получение взятки.
Уполномоченный выражает недоумение тем, что, несмотря на его неоднократные заявления о проблемах медицинского обеспечения в следственных изоляторах, до настоящего времени не принято исчерпывающих мер по недопущению подобных случаев.
Вместе с тем вновь случившаяся смерть арестованного подтверждает их наличие в правоохранительной системе, о необходимости устранения которых Уполномоченный неоднократно ставил вопросы перед соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в том числе в связи со смертью находившегося под стражей юриста Инвестиционного фонда "Hermitage Capital Management" С.Л. Магнитского.
Прежде всего это проблема содержания под стражей, как меры пресечения, которая потеряла свою исключительность и продолжает применяться в подавляющем большинстве случаев, превратившись, по мнению правозащитного сообщества, еще со времен Советского Союза в инструмент давления на подозреваемого со стороны органов дознания и предварительного следствия.
К сожалению, подобная практика все еще сохраняется, несмотря на передачу права избрания указанной меры пресечения органам правосудия, внесенные изменения в действующее законодательство и заявления Президента Российской Федерации о недопустимости ее применения к лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении экономических преступлений, не представляющих значительной общественной опасности.
Не менее важным является также вопрос качества и своевременности оказания медицинской помощи лицам, содержащимся под стражей.
Уполномоченный неоднократно публично заявлял, что в течение многих лет среди общего количества жалоб, поступающих из мест принудительного содержания, эта проблема затрагивается в каждой десятой из них; 3-5% жалоб непосредственно связаны с неудовлетворительным медицинским обеспечением подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Одной из наиболее важных составляющих проблемы является то, что медицинские работники обязаны подчиняться приказам и указаниям ФСИН России и Минюста России, что создает условия, при которых цель охраны здоровья лиц, находящихся в местах принудительного содержания, порой противоречит целям функционирования уголовно-исполнительной системы.
Уполномоченный на протяжении ряда лет неоднократно обращался к федеральным органам исполнительной власти с предложением о переподчинении медицинского персонала уголовно-исполнительной системы Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В настоящее время удалось добиться проведения эксперимента, проводимого в уголовно-исполнительной системе, по централизации подчинения ее медицинских служб непосредственно ФСИН России.
Тем не менее правозащитное сообщество убеждено в половинчатости такого решения и настаивает на немедленном рассмотрении вопроса о полном переподчинении медицинского персонала уголовно-исполнительной системы профильному министерству, полагая, что не следует ожидать очередных смертей наших граждан.
Уполномоченному неизвестно ни об одном случае привлечения виновных в подобных событиях к надлежащей ответственности. Вместе с тем он выражает надежду, что ко всем виновным будут приняты соответствующие меры, а самое главное - меры к тому, чтобы подобное не повторялось.
Хотелось бы верить, что на этот раз наш голос будет услышан.
В.П. Лукин