15.11.2011 23:00
Поделиться

Областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области на 2012-2014 годы"

Областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области на 2012-2014 годы"

Утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2011 г. № 393-П

Областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области на 2012-2014 годы"

ПАСПОРТ

областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области на 2012-2014 годы"

Наименование Программы областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области на 2012-2014 годы" (далее именуется - Программа)
Основание для разработки Программы Закон Челябинской области от 30.10.2008 г. № 320-ЗО "О физической культуре и спорте в Челябинской области"
Государственный заказчик Программы Правительство Челябинской области
Государственный заказчик - координатор Программы Министерство по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области (далее именуется - Минспорт Челябинской области)
Основной разработчик Программы Минспорт Челябинской области
Цель Программы создание условий, обеспечивающих возможность населению Челябинской области вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, а также повысить конкурентоспособность южноуральского спорта на российской и международной арене
Задачи
Программы
повышение интереса различных категорий населения к занятиям физической культурой и спортом, модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, совершенствование пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни, создание оптимальных условий для подготовки спортсменов высокого класса и резерва спортивных сборных команд Челябинской области и России, создание и развитие доступной для жителей Челябинской области инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, развитие организационно-управленческого, кадрового и научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности
Важнейшие целевые индикаторы и показатели доля населения Челябинской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности жителей; количество медалей, завоеванных южноуральскими спортсменами на официальных всероссийских и международных соревнованиях; единовременная пропускная способность спортивных сооружений
Сроки реализации Программы 2012-2014 годы
Перечень программных мероприятий совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения Челябинской области; совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва; информационно-пропагандистская деятельность; развитие организационно-управленческого, научно-методического, кадрового и медико-биологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности; развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта
Объемы и источники финансирования Программы источником финансирования мероприятий Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования Программы в 2012-2014 годах составит  2400000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 800000,0 тыс. рублей;
2013 год - 800000,0 тыс. рублей;
2014 год - 800000,0 тыс. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы увеличение доли населения Челябинской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 24,2 процента от общей численности жителей Челябинской области;
увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 55,9 процента от общей численности обучающихся и студентов Челябинской области;
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 8,5 процента от общей численности данной категории населения;
единовременная пропускная способность спортивных сооружений - 33 процента от нормативного значения;
увеличение доли детей и подростков, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях Челябинской области, до 32 процентов от общей численности детей 6-15 лет;
количество тренеров и тренеров - преподавателей, работающих по специальности, - 2,6 тыс. человек;
завоевание южноуральскими спортсменами 1140 медалей на официальных всероссийских и международных соревнованиях

Раздел I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

1. Основополагающей задачей социально-экономического развития Челябинской области на предстоящие годы является создание оптимальных условий для роста благосостояния населения и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.

Физическая культура и спорт как специфическая отрасль вносит существенный вклад в развитие человеческого потенциала, сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения.

За последние годы меры, осуществляемые органами исполнительной власти Челябинской области, муниципальных образований, общественных объединений, позволили обеспечить динамичное развитие физкультурно-спортивного движения.

В результате реализации областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области на 2009-2011 годы" достигнуты позитивные тенденции по основным показателям развития отрасли. Число систематически занимающихся физической культурой и спортом возросло с 666,5 тыс. человек до 758,3 тыс. человек, или с 20,1 процента до 21,8 процента от общей численности населения Челябинской области, доля учащихся и студентов, занимающихся физической культурой и спортом, с 39 процентов до 43,5 процента, количество спортивных сооружений увеличилось с 6722 до 6766 единиц, единовременная пропускная способность достигла 197 тыс. человек.

Повышению эффективности и качества учебного процесса, внедрению различных эффективных форм организации внеклассной работы по физической культуре и досуга учащейся молодежи способствует ежегодное предоставление субсидий из областного бюджета и выделение средств местных бюджетов на дополнительные ставки руководителей спортивных секций в общеобразовательные учреждения, детские клубы и спортивные школы. Проблема занятости и досуга детей и подростков решалась также и путем привлечения их к занятиям в секциях физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, число которых достигло 269 единиц.

Возросло внимание к детско-юношескому спорту, позволившее обеспечить расширение сети спортивных школ и контингента занимающихся до 76,1 тыс. человек, повышение мастерства молодых спортсменов. Сборные команды Челябинской области регулярно занимают призовые места на Спартакиадах учащихся и молодежи России и во всероссийских и международных соревнованиях.

В целях повышения эффективности работы по развитию спорта высших достижений приняты меры в части материального поощрения спортсменов и тренеров по итогам их выступлений на официальных соревнованиях, а также расширению персонального состава членов центров олимпийской подготовки. В настоящее время 290 спортсменов являются членами и кандидатами в члены спортивных сборных команд России, в течение 2011 года предполагается завоевать 998 медалей на всероссийских и международных соревнованиях.

Целенаправленную подготовку к Олимпийским и Паралимпийским летним играм 2012 года в г. Лондоне проходят 48 спортсменов по 14 видам спорта.

Адаптивной физической культурой и спортом в 69 организациях занимаются 8,9 тыс. инвалидов, что составляет 4,3 процента от их общего количества. В муниципальных образованиях проходят соревнования и турниры, создаются оздоровительные группы, проводятся областные фестивали. Спортсмены-инвалиды, участвуя во всероссийских и международных соревнованиях, в течение года завоевали 230 медалей.

Сформирована многоуровневая система проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, спартакиад среди социальных  групп и категорий  населения. В течение 2011 года на территории Челябинской области организовано около 7,5 тыс. спортивных соревнований по 102 видам спорта, в том числе комплексные мероприятия - спартакиады учащихся "Олимпийские надежды "Южного Урала", учащихся и студентов начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждений, сельской молодежи, инвалидов, воспитанников детских домов и школ-интернатов.

За прошедший период до 9,6 тыс. человек возросло число специалистов по физической культуре и спорту, из них 89,9 процента имеют специальное профессиональное образование.

2. Таким образом, реализация мероприятий областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области на 2009-2011 годы" создает предпосылки и основу для более активного привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом.

3. Вместе с тем уровень развития физической культуры и спорта еще не соответствует предъявляемым требованиям и обусловлен следующими проблемами.

Недостаточное привлечение жителей Челябинской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом и, как следствие, ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения.

В рамках Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р, предусматривается к 2015 году достигнуть численности занимающихся физической культурой и спортом 30 процентов от общего числа населения.

В Челябинской области систематически занимаются физической культурой и спортом 758,3 тыс. человек, что составляет 21,8 процента от общего числа жителей Челябинской области. Несоответствие уровня инфраструктуры современным задачам развития физической культуры и спорта и существующие темпы прироста не позволяют достичь указанных параметров к отчетному периоду.

В этой связи одной из основополагающих задач является создание максимально благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом различных возрастных групп и категорий граждан.

Для многих видов спорта в Челябинской области отсутствуют оптимальные условия подготовки и выступления спортсменов на официальных соревнованиях. Обеспеченность населения объектами спорта остается недостаточной.

Единовременная пропускная способность спортивных сооружений составляет 29,8 процента от нормативного значения.

Несовершенство системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для спортивных сборных команд Челябинской области и России не способствует достижению ощутимых результатов в спорте высших достижений.

В течение многих лет спортсмены Челябинской области входят в состав национальных спортивных сборных команд и достойно представляют регион на крупнейших спортивных соревнованиях. В то же время растущая конкуренция в стране и на международной спортивной арене требует использования всего потенциала, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал, для достижения высоких результатов.

Отсутствие адресного развития приоритетных видов спорта, в том числе и адаптивных, полноценного финансового, медицинского и научного обеспечения не позволяет осуществлять в полной мере целенаправленную подготовку южноуральских спортсменов к крупнейшим международным соревнованиям, включая Олимпийские и Паралимпийские игры.

Сдерживающими факторами развития физической культуры и спорта также являются:

недостаточное развитие сети спортивных клубов в образовательных учреждениях, на предприятиях и в организациях;

отсутствие активной пропаганды физической культуры и спорта и здорового образа жизни;

не в полной мере реализована система мотивации, основанная на материальном стимулировании спортсменов высокого класса и тренерского состава;

недостаточное количество тренеров-преподавателей, спортивных организаторов на предприятиях, в организациях, по месту жительства населения.

4. Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом, изменения социальных ценностей и образа жизни, создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и социальной демографией, еще более усугубится.

Можно выделить следующие основные преимущества программно-целевого метода:

комплексный подход к решению проблемы;

распределение полномочий и ответственности между исполнителями и участниками Программы;

эффективное планирование, контроль и мониторинг результатов реализации Программы.

Неэффективное управление Программой может привести к недостижению цели и невыполнению задач Программы.

Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и целевых показателей в зависимости от достигнутых результатов.

Административный риск применения программно-целевого метода заключается в неисполнении в полном объеме программных обязательств органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (далее именуются - органы местного самоуправления) и организациями, что приведет к неравномерному развитию сферы физической культуры и спорта.

Способами ограничения данных рисков являются:

регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего выполнение принятых обязательств;

своевременная корректировка мероприятий Программы;

эффективный контроль выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы.

Раздел II. Основные цели и задачи Программы

5. Основной целью Программы является создание условий, обеспечивающих возможность населению Челябинской области вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, а также повысить конкурентоспособность южноуральского спорта на российской и международной арене.

Для достижения основной цели необходимо комплексное решение следующих задач:

повышение интереса различных категорий населения к занятиям физической культурой и спортом;

создание и развитие доступной для жителей Челябинской области инфраструктуры сферы физической культуры и спорта;

модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения;

создание оптимальных условий для подготовки спортсменов высокого класса и резерва спортивных сборных команд Челябинской области и России;

совершенствование пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

Раздел III. Сроки и этапы реализации Программы

6. Программа предусматривает сроки реализации с 2012 года по 2014 год и не предполагает поэтапного выполнения мероприятий.

Прекращение реализации мероприятий Программы осуществляется в случае необоснованного недостижения целевых индикативных показателей.

Раздел IV. Система программных мероприятий

7. Система программных мероприятий осуществляется по следующим направлениям:

совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения Челябинской области;

совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва;

информационно-пропагандистская деятельность;

развитие организационно-управленческого, научно-методического, кадрового и медико-биологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта.

Система программных мероприятий с указанием срока их реализации и объем финансирования представлены в приложении 1 к Программе.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на реализацию Программы, а также в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объёмов финансирования.

Раздел V. Ресурсное обеспечение Программы

8. Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Общий объем финансирования Программы в 2012 - 2014 годах составит 2400000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2012 год - 800000,0 тыс. рублей;

2013 год - 800000,0 тыс. рублей;

2014 год - 800000,0 тыс. рублей.

Финансовое экономическое обоснование Программы приведено в приложении 2 к Программе.

Раздел VI. Организация управления и механизм реализации Программы

9. Государственным заказчиком Программы является Правительство Челябинской области. Организацию и координацию работы исполнителей по реализации Программы осуществляет Минспорт Челябинской области.

Минспорт Челябинской области в рамках реализации Программы выполняет следующие функции:

осуществляет общее руководство реализацией мероприятий Программы, межведомственную координацию и контроль над обеспечением программных мероприятий исполнителями;

несет ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, эффективное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, достижение целевых индикаторов и показателей;

принимает решение о внесении изменений в Программу в соответствии с установленными требованиями;

организует размещение в сети Интернет текста Программы, информации о ходе реализации Программы, результатах мониторинга реализации Программы, об оценке достижения целевых индикаторов и показателей.

10. Исполнители Программы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий Программы, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделяемых для выполнения Программы.

11. Реализация Программы осуществляется:

на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для областных государственных нужд в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

путем предоставления субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов Челябинской области (далее именуются - местные бюджеты).

Условия предоставления и методики расчётов субсидий местным бюджетам представлены в приложении 3 к Программе.

12. Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы Минспорт Челябинской области раз в полгода направляет в Министерство экономического развития Челябинской области (далее именуется - Минэкономразвития Челябинской области) целевые индикативные показатели по достигнутым результатам выполнения мероприятий Программы, характеризующие ее эффективность, и сведения по финансированию Программы в целом.

13. Оценка эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, оценка достижения плановых индикативных показателей и оценка полноты использования бюджетных средств проводятся в соответствии с приложением 3 к постановлению Правительства Челябинской области от 22.11.2007 г. № 256-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ".

14. Минспорт Челябинской области на основе анализа выполнения мероприятий Программы и их эффективности в текущем году уточняет объем средств, необходимых для финансирования Программы в очередном финансовом году, и представляет проект бюджетной заявки на финансирование Программы за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году в Минэкономразвития Челябинской области и вносит соответствующее изменение в Программу.

15. Государственные органы, являющиеся ответственными за выполнение соответствующих мероприятий, анализируют ход исполнения программных мероприятий по своим направлениям деятельности и о результатах информируют Минспорт Челябинской области в срок до 25 января и до 25 июля каждого года.

16. Минспорт Челябинской области в срок до 1 февраля каждого года представляет информацию о ходе реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств в Минэкономразвития Челябинской области и Министерство финансов Челябинской области, в срок до 1 февраля и до 1 августа каждого года - информацию о ходе реализации Программы Губернатору Челябинской области.

17. Ход и результаты выполнения мероприятий Программы рассматриваются на заседании Правительства Челябинской области.

Раздел VII. Ожидаемые результаты реализации Программы

18. Важнейшим результатом реализации Программы станет увеличение численности населения Челябинской области, занимающегося физической культурой и спортом и ведущего здоровый образ жизни.

Совокупность программных мероприятий при их полной реализации позволит существенным образом повысить интерес населения к занятиям физической культурой и спортом. Социально ориентированная физкультурно-спортивная работа среди учащихся и юных спортсменов, направленная на профилактику асоциального поведения, будет способствовать предотвращению вовлечения молодежи в преступную деятельность. Эффективными являются физкультурно-оздоровительные технологии, применяемые в процессе физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц с отклонением в развитии.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с ее реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется Минспортом Челябинской области по годам в течение всего срока действия Программы путем использования целевых индикаторов и показателей.

Оценка эффективности реализации Программы должна содержать общую оценку вклада Программы в экономическое развитие Челябинской области, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Общая оценка вклада Программы в экономическое развитие Челябинской области должна включать оценку социальных и экономических последствий от реализации Программы.

Решение проблем, обозначенных в Программе, позволит достичь следующих результатов:

улучшение состояния здоровья, физической подготовленности и физического развития населения Челябинской области;

формирование у жителей Челябинской области устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом;

увеличение удельного веса населения Челябинской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в том числе детей, подростков, студентов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

рост количества спортсменов Челябинской области, включенных в состав спортивных сборных команд России, по видам спорта;

повышение показателя обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры;

создание позитивного имиджа южноуральского спорта на российской и международной арене.

Основные целевые индикаторы эффективности реализации Программы представлены в таблице.

Таблица

№ п/п Наименование целевого индикатора Единица измерения Значение целевого показателя в 2010 году Значение целевого показателя в 2011 году
 
Значение целевых показателей
2012 год 2013 год 2014 год
1. Доля населения Челябинской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности жителей    процентов 21,2 21,8 22,6 23,4 24,2
2. Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов процентов 40,0 43,5 47,0 51,4 55,9
3. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения процентов 5,2 5,5 6,2 7,3 8,5
4. Единовременная пропускная способность спортивных сооружений процентов 29,5 29,8 30,9 31,8 33,0
5. Доля детей и подростков, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях Челябинской области, в общей численности детей 6-15 лет процентов 20,3 22,9 25,0 28,5 32,0
6. Количество тренеров и тренеров - преподавателей, работающих по специальности тыс. человек 2,4 2,4 2,5 2,55 2,6
7. Количество медалей, завоеванных южноуральскими спортсменами на официальных всероссийских и международных соревнованиях единиц 940 998 1040 1090 1140

          

Поделиться
Рассылка свежих документов номера
Подписаться