Рассмотрев уведомление Избирательной комиссии Новосибирской области о вопросах, указанных в ходатайстве о регистрации региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума от субъекта Российской Федерации - Новосибирская область, и руководствуясь частями 13 и 16 статьи 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", пунктом 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить заключение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам, предлагаемым для вынесения на референдум Российской Федерации региональной подгруппой инициативной группы по проведению референдума от субъекта Российской Федерации - Новосибирская область (прилагается).
2. Направить настоящее постановление в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.
3. Опубликовать настоящее постановление в "Российской газете", "Парламентской газете" и в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Заключение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам, предлагаемым для вынесения на референдум Российской Федерации региональной подгруппой инициативной группы по проведению референдума от субъекта Российской Федерации - Новосибирская область
В соответствии с частью 13 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" Избирательная комиссия Новосибирской области 12 июля 2012 года уведомила Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о получении ходатайства о регистрации региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума от субъекта Российской Федерации - Новосибирская область, предлагающей для вынесения на референдум Российской Федерации следующие вопросы:
"1. Поддерживаете ли вы необходимость проведения всенародного широкого публичного обсуждения необходимости вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию?
2. Согласны ли вы на передачу части суверенитета Российской Федерации в ведение Всемирной Торговой Организации?".
В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Как было отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа", названная выше норма имеет целью гарантировать адекватность принимаемых на референдуме решений действительной воле народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации с точки зрения содержания, формы и правовых последствий этих решений. Отсюда в том числе следует, что формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна позволять воспринять его как единое целое, не должно иметь место сочетание составленного в общих выражениях предложения и вопроса принципиального характера. В противном случае ставится под сомнение адекватность волеизъявления граждан Российской Федерации, участвующих в референдуме, а реализация федеральными органами государственной власти выраженной на референдуме воли народа становится проблематичной.
Формулировка вопроса "Поддерживаете ли вы необходимость проведения всенародного широкого публичного обсуждения необходимости вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию?" указанным критериям не соответствует.
В частности, вопреки требованиям Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" вопрос сформулирован в виде составленного в общих выражениях предложения, а используемое в указанном вопросе понятие "всенародное широкое публичное обсуждение" не имеет определенного, исключающего множественное толкование, содержания. Неопределенность содержания предлагаемого для вынесения на референдум вопроса обусловливает неопределенность последствий возможного решения, а также возлагаемых на соответствующие органы государственной власти полномочий.
Выявление действительного смысла указанного вопроса и его соответствия требованиям статьи 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" также требует учета его взаимосвязи со следующим вопросом, предлагаемым для вынесения на референдум Российской Федерации: "Согласны ли вы на передачу части суверенитета Российской Федерации в ведение Всемирной Торговой Организации?". Тем самым гражданам Российской Федерации для "всенародного широкого публичного обсуждения" предлагается вопрос об уступке "части суверенитета Российской Федерации в ведение Всемирной Торговой Организации", что в силу системного единства предлагаемых для вынесения на референдум вопросов и логической связи их формулировок отождествляется инициаторами референдума с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Однако такое отождествление не имеет под собой конституционно-правовых оснований, вводит граждан в заблуждение относительно цели вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и условий ее членства в данном межгосударственном объединении, чем исключается адекватное волеизъявление граждан Российской Федерации, участвующих в референдуме.
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом Конституция Российской Федерации в рамках указанной правовой системы обладает безусловным верховенством. Коллизия между международным договором Российской Федерации и Конституцией Российской Федерации, если таковая возникает, решается исходя из принципа высшей юридической силы Конституции Российской Федерации, поскольку в рамках этой системы нет актов, которые по своей юридической силе стояли бы выше Конституции Российской Федерации.
Статья 79 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация может участвовать в международных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Первоисточником данной нормы выступает суверенитет Российской Федерации, предполагающий по смыслу статей 3-5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении.
Исходя из изложенного, суверенитет Российской Федерации является неотъемлемой частью ее государственности и входит в основы конституционного строя Российской Федерации. В рамках участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях, как это установлено статьей 79 Конституции Российской Федерации, возможна лишь передача части полномочий. Как было отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июля 2012 года N 17-П по делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации - Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении
Всемирной торговой организации, "ни само Марракешское соглашение, ни Протокол не предполагают введение ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации и пересмотра основ ее конституционного строя" и не означают "передачи части суверенитета Российской Федерации в ведение Всемирной Торговой Организации".
Таким образом, исходя из изложенного и в соответствии с частью 13 статьи 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выносит заключение о несоответствии вопросов
"1. Поддерживаете ли вы необходимость проведения всенародного широкого публичного обсуждения необходимости вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию?
2. Согласны ли вы на передачу части суверенитета Российской Федерации в ведение Всемирной Торговой Организации?", предлагаемых региональной подгруппой инициативной группы по проведению референдума от субъекта Российской Федерации - Новосибирская область для вынесения на референдум Российской Федерации, требованиям части 7 статьи 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".