Продолжение. Начало в номерах за 2 и 9 октября.
Основными целями внедрения новейших информационных технологий в судебно-экспертную деятельность являются следующие:
расширение спектра проводимых исследований;
снижение срока производства судебных экспертиз и исследований, в том числе за счет повышения оперативности получения справочных данных и, как результат, сокращение сроков рассмотрения дел в судах и повышение качества выносимых судебных решений;
повышение качества проводимых исследований;
оперативный обмен сведениями между правоприменителями, судебно-экспертными учреждениями, курирующими структурами Министерства юстиции Российской Федерации и др.
В целях повышения уровня оперативности проведения судебных экспертиз необходимо обеспечить создание и ведение единого федерального банка данных судебных экспертиз и экспертных организаций. Для решения этой задачи предполагается осуществление следующих мероприятий:
создание специализированного федерального центра обработки данных в центральном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации, а также региональных центров обработки данных;
внедрение компонентов автоматизированной системы в судебно-экспертных учреждениях и их подразделениях, создание ведомственного удостоверяющего центра для возможности применения электронной цифровой подписи и др.
В процессе реализации Программы планируется создание 2170 автоматизированных рабочих мест, интегрированных в единую информационную сеть. Таким образом, будет налажен коммуникационный обмен данными всего экспертного и административно-управленческого состава государственных судебно-экспертных учреждений.
Судебная экспертиза относится к наукоемким видам деятельности. В процессе реализации Программы планируется оснащение государственных судебно-экспертных учреждений оборудованием, позволяющим решать новые экспертные задачи, включая проведение экспертиз по делам экстремистской направленности, развитие компьютерно-технической экспертизы и оснащение учреждений передвижными криминалистическими лабораториями.
Одновременно с этим планируется приведение помещений государственных судебно-экспертных учреждений в соответствие с техническими требованиями к эксплуатации оборудования и нормативам размещения экспертных учреждений, а также создание условий для эффективного использования материально-технической базы.
Направление по внедрению современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также по созданию телекоммуникационной инфраструктуры Федеральной службы судебных приставов позволит повысить прозрачность и доступность системы принудительного исполнения для сторон исполнительного производства, уровень оперативности действий должностных лиц государства в ходе исполнения требований исполнительных документов, что приведет к улучшению принудительного исполнения судебных актов. Для этого предполагается осуществление следующих мероприятий:
создание электронного архива для хранения электронных документов с целью перехода на принудительное исполнение в электронном виде;
создание вычислительной инфраструктуры банка данных исполнительных производств регионального уровня, объединенной общей средой мониторинга и репликации данных в каждый территориальный орган Федеральной службы судебных приставов;
создание систем телефонии и видео-конференц-связи, построенных на базе телекоммуникационной системы, объединяющей все 2,6 тыс. объектов территориальных органов Федеральной службы судебных приставов;
обеспечение информационной безопасности телекоммуникационной инфраструктуры Федеральной службы судебных приставов и др.
Направление по обеспечению судей жилыми помещениями и предоставлению работникам аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации субсидий на приобретение жилых помещений является одним из важнейших и связующих факторов в реализации Программы.
Отсутствие достойного жилья у судей и государственных служащих не может не отразиться на качестве работы всей системы судебной власти. Прослеживается взаимосвязь между притоком высококвалифицированных кадров и гарантированным решением социальных проблем, в том числе решением вопросов жилищного обеспечения.
Таким образом, стратегическая задача развития судебной системы государства как самостоятельной ветви государственной власти заранее обрекается на невыполнимость без координации с государственными социальными гарантированными обязательствами.
В этой связи Программой будет предусмотрено мероприятие по обеспечению жильем до 700 судей и до 1500 работников аппаратов судов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законодательные основы этого мероприятия закреплены в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Кроме того, в рамках мероприятий Программы предполагается увеличить специализированный жилищный фонд в арбитражных судах Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Наличие в арбитражных судах специализированного жилищного фонда позволит:
обеспечивать жилыми помещениями судей, не имеющих жилья в месте прохождения службы, и, как следствие, экономить бюджетные средства, направляемые в настоящее время для компенсации найма жилых помещений;
привлекать, несмотря на невысокую заработную плату, высококвалифицированные кадры на государственную гражданскую службу путем реализации возможности государственного служащего проживать в отвечающем современным требованиям жилом помещении в течение всего срока прохождения государственной службы, а также сохранить кадры вследствие неоспоримого стимула - жилого помещения, предоставляемого именно на время прохождения службы.
Приоритетные направления развития судебной системы России обусловливают необходимость применения к формированию мероприятий Программы принципиально новых подходов, к которым относятся:
направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам);
федеральное значение проблем и направленность мероприятий Программы на системные изменения в сфере правосудия;
комплексный подход, включающий нормативное правовое обеспечение, использование информационно-коммуникационных технологий и материально-техническое обеспечение;
определение современных информационных технологий как приоритетных.
В целях формирования мероприятий Программы государственный заказчик - координатор Программы осуществит:
ежегодный мониторинг реализации Программы и оценки деятельности органов правосудия физическими и юридическими лицами;
исследование общественного мнения по оценке мероприятий, индикаторов и показателей Программы;
непрерывный контроль эффективности реализуемых мероприятий Программы на основе индикаторов и показателей;
внесение на основании данных контроля за эффективностью реализуемых мероприятий Программы изменений в перечень мероприятий Программы, приведенный в приложении N3, и содержание ее мероприятий, а также в их ресурсное обеспечение;
ежегодное уточнение показателей и размера затрат на реализацию мероприятий Программы.
Государственные заказчики Программы разрабатывают предложения по конкретным мероприятиям Программы и вносят их на рассмотрение государственного заказчика - координатора Программы.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 3 к настоящей Концепции.
XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы, координация и контроль хода ее выполнения осуществляются государственным заказчиком координатором Программы - Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
В целях рационального использования средств федерального бюджета, а также обеспечения публичности информации государственный заказчик - координатор Программы:
ежеквартально подготавливает доклад о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств по установленной форме;
обеспечивает координацию работы с государственными заказчиками Программы по реализации мероприятий Программы;
осуществляет анализ хода реализации Программы и разработку предложений по повышению эффективности реализации мероприятий Программы;
подготавливает предложения о корректировке Программы и продлении либо прекращении срока ее реализации (в случае необходимости);
определяет процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы, ее мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей;
выполняет функции государственного заказчика в пределах своих полномочий и сферы ответственности;
осуществляет ежегодный мониторинг реализации Программы и оценки деятельности органов правосудия физическими и юридическими лицами.
Государственные заказчики Программы:
разрабатывают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, а также локальные акты, необходимые для выполнения Программы;
осуществляют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
готовят доклады о ходе реализации Программы, представляют государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
готовят в случае необходимости в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год и уточняют затраты на осуществление мероприятий Программы, а также механизм реализации Программы;
осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы в пределах своей компетенции;
организуют размещение информации (в том числе в электронном виде) о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
в установленные сроки и в случае необходимости разрабатывают предложения о внесении изменений в Программу.