21 ноября 2011 года принят Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"1 (далее - Федеральный закон), направленный на создание условий получения бесплатной юридической помощи для малоимущих и иных социально незащищенных категорий граждан. Федеральный закон не регулирует вопросы оказания бесплатной юридической помощи в уголовном и административном судопроизводстве.
Федеральным законом предусматривается возможность получения гражданами бесплатной юридической помощи в государственной и негосударственной системах бесплатной юридической помощи.
Государственная система бесплатной юридической помощи формируется в составе следующих участников: органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, органов управления государственных внебюджетных фондов, государственных юридических бюро и адвокатов. В регионах Российской Федерации государственная система бесплатной юридической помощи создается и финансируется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Негосударственная система формируется на добровольной основе в составе юридических клиник, созданных образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и негосударственных центров бесплатной юридической помощи, создаваемых некоммерческими организациями, профессиональными объединениями юристов.
Координация работы по реализации Федерального закона возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерство юстиции Российской Федерации2. Организация деятельности участников государственной системы в регионе должна осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регулироваться законодательством каждого региона.
Получение бесплатной юридической помощи в государственной системе обеспечивается:
в отношении малоимущих граждан, инвалидов I и II группы, ветеранов Великой Отечественной войны, Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений, отбывающих наказание в местах лишения свободы, отдельных групп граждан в соответствии с Федеральными законами "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"3 и "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"4, граждан, признанных судом недееспособными, иных граждан в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 20 Федерального закона);
в части случаев оказания бесплатной юридической помощи, в первую очередь, связанных с повседневными потребностями граждан (социальное, пенсионное обеспечение, жилищные, семейные, трудовые и другие вопросы) - (части 2 и 3 статьи 20 Федерального закона).
Оказание бесплатной юридической помощи в государственной системе осуществляется государственными юридическими бюро и (или) адвокатами в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления документов правового характера, представления интересов граждан в судах и организациях. Органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения оказывают бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции.
Реализация Федерального закона осуществляется:
1) Министерством юстиции Российской Федерации, к функциям которого относятся:
выработка мер и подготовка нормативных правовых актов по формированию государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;
координация деятельности участников государственной системы бесплатной юридической помощи и осуществление мониторинга их деятельности;
методическое обеспечение деятельности в данной сфере и установление единых требований к качеству бесплатной юридической помощи.
2) Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, к функциям которых относятся:
определение основных участников государственной системы бесплатной юридической помощи путем создания государственного юридического бюро и (или) привлечения к этой работе адвокатов;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по реализации Федерального закона;
определение органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;
установление дополнительных категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, кроме указанных в Федеральном законе;
установление дополнительных случаев оказания бесплатной юридической помощи, кроме указанных в Федеральном законе;
оказание содействия развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
Формирование государственной системы бесплатной юридической помощи.
Результаты мониторинга действия Федерального закона
До принятия Федерального закона не существовало единой системы, обеспечивающей право малоимущих и иных социально незащищенных граждан на получение бесплатной юридической помощи. Ранее бесплатная юридическая помощь оказывалась в отношении отдельных категорий граждан по ограниченному кругу вопросов (ст. 26 Закона об адвокатуре)5. Предусмотренные федеральным законодательством случаи оказания бесплатной юридической помощи не обеспечивали современных потребностей, связанных с повышением социальных обязательств государства. Очевидно, была необходима консолидация и системное развитие норм об оказании бесплатной правовой помощи.
Министерством юстиции Российской Федерации как координирующим органом после принятия Федерального закона выработана позиция по вопросу организации работы по обеспечению граждан бесплатной юридической помощью в регионах, в первую очередь, по принятию необходимых нормативных правовых актов в данной сфере и определению органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. Министерство юстиции Российской Федерации взаимодействует с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в решении названных вопросов, в первую очередь, направленных на обеспечение создания в каждом регионе наиболее оптимальной модели организации системы бесплатной юридической помощи.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию положений Федерального закона на региональном уровне путем создания государственных юридических бюро или привлечения к этой работе адвокатов. При этом субъекты Российской Федерации осуществляют финансирование деятельности таких бюро и самостоятельно определяют размер и порядок оплаты труда адвокатов. Данное полномочие предполагает, что при формировании бюджета субъект Российской Федерации будет исходить из своих финансовых возможностей. Более того, законодатель определил участие адвокатов в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на добровольной основе, что позволит на качественно новом уровне оказывать такую помощь.
До принятия Федерального закона на территории 10 субъектов Российской Федерации (Республика Карелия, Чеченская Республика, Волгоградская, Иркутская, Магаданская, Московская, Самарская, Свердловская, Томская, Ульяновская области) Министерством юстиции Российской Федерации проводился эксперимент по организации работы федеральных государственных юридических бюро.
В течение 7-летнего периода 123 работниками бюро была оказана помощь 234 133 малоимущим гражданам, в основном это пенсионеры, безработные, инвалиды, работники бюджетной сферы. Благодаря помощи бюро решались, в том числе в судебном порядке, проблемы малоимущих граждан, которые в течение многих лет оставались неразрешенными. Работники государственных юридических бюро добивались для граждан назначения или перерасчета пенсий по старости и по случаю потери кормильца, восстановления на работе при незаконном увольнении, возмещения материального ущерба, причиненного в результате неправильного лечения, выплаты задолженности по заработной плате, решения жилищных и других вопросов.
Несмотря на то, что подразделения государственных юридических бюро размещались на территории отдельных районов, помощью была охвачена практически вся территория субъектов Российской Федерации, в которых проводился эксперимент.
За 7-летний период деятельности работниками бюро были даны 177 605 устных и 8 265 письменных консультаций, составлены 31 932 документа правового характера (в числе которых - исковые заявления, кассационные жалобы, ходатайства, договоры, заявления в различные органы и организации), они участвовали в рассмотрении в судах 7 890 гражданских дел, в 909 случаях работники бюро представляли интересы граждан в органах местного самоуправления и различных организациях.
В соответствии с Федеральным законом Правительством Российской Федерации6 принято решение о передаче с 2013 года данных государственных бюро в ведение соответствующих субъектов Российской Федерации.
При определении перспективы развития государственной системы бесплатной юридической помощи Министерство юстиции Российской Федерации рекомендовало субъектам Российской Федерации учитывать эффективность деятельности данных учреждений и создавать в субъектах Российской Федерации государственные юридические бюро. При этом предусмотрена возможность привлечения к работе государственных юридических бюро адвокатов, участвующих в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи. В работе федеральных государственных юридических бюро применялась данная форма сотрудничества с адвокатами (в случаях необходимости судебного представительства в отделенных районах либо высокой загруженности работников государственных юридических бюро).
Одним из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации является определение порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации, что позволяет им применить все возможные варианты сотрудничества государственных юридических бюро и адвокатов в рамках действующего законодательства.
Указанная система взаимодействия государственных юридических бюро и адвокатов позволит органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществить контроль за качеством оказания бесплатной юридической помощи.
Основываясь на опыте работы Министерства юстиции Российской Федерации, рядом органов государственной власти субъектов Российской Федерации созданы государственные юридические бюро, которые определены основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.
Государственные юридические бюро созданы и действуют с 2013 года в Республике Башкортостан, Карачаево-Черкесской Республике, Камчатской крае, Архангельской области, Еврейской автономной области. В Пензенской области государственное юридическое бюро создано и действует с 2012 года. Сохранили деятельность государственных юридических бюро и участники эксперимента - Республика Карелия, Чеченская Республика, Волгоградская, Иркутская, Магаданская, Московская, Самарская, Свердловская, Томская, Ульяновская области.
В течение 2012 года Минюст России обеспечил проведение мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи.
В целях обеспечения функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны привести действующее законодательство в соответствие с Федеральным законом и определить уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации.
Ряд органов государственной власти субъектов Российской Федерации в первой половине 2012 года разработали и приняли законодательные акты и определили уполномоченный орган власти, которым организуется работа по оказанию бесплатной юридической помощи. К данной группе относятся все субъекты Российской Федерации Уральского федерального округа, республики Дагестан, Коми, Марий Эл, Мордовия, Тыва, Чувашская Республика, Приморский и Ставропольский края, Вологодская, Костромская, Ленинградская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.
Только в конце 2012 года были приняты законодательные акты в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью республиками Бурятия, Башкортостан, Карелия, Саха (Якутия), Удмуртской и Чеченской республиками, в Хабаровском крае, в Белгородской, Волгоградской, Калужской, Калининградской, Курской, Магаданской, Ростовской областях, в г. Москве.
На начало 2013 года не обеспечено принятие законодательных актов по реализации Федерального закона в республиках Алтай и Ингушетия, Алтайском, Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской, Липецкой, Московской, Рязанской, Псковской, Смоленской областях.
Подробная информация о каждом субъекте Российской Федерации представлена в прилагаемой к докладу таблице.
Федеральным законом определена основная категория граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, что дает право субъектам Российской Федерации расширить перечень соответствующих категорий граждан, а также перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи.
Данное положение Федерального закона является наиболее рациональным, так как позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации наряду с этим оперативно дополнять перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи, исходя из особенностей каждого региона. Это, без сомнения, благоприятно отразится на социальной и экономической ситуации в регионах.
Ряд субъектов Российской Федерации законодательно определили категории граждан, нуждающихся в дополнительной защите со стороны государства. Данные вопросы более полно урегулированы в законодательстве Республики Дагестан, Ульяновской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Также расширены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в республиках Адыгея, Калмыкия, Хакасия, Камчатском, Ставропольском и Хабаровском краях, в Архангельской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Магаданской, Мурманской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Тверской, Тульской областях, в Еврейской автономной области, Ямало-Ненецком автономном округе и г. Санкт-Петербурге.
Исходя из положений Федерального закона, определение перечня и порядка предоставления документов, подтверждающих право гражданина на получение бесплатной юридической помощи, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Для принятия решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину необходимо иметь пакет документов, подтверждающих право на получение этой помощи. В некоторых регионах порядок сбора документов для гражданина неоправданно усложнен. Вместе с тем, Федеральный закон не ограничивает право субъектов Российской Федерации использовать механизмы, упрощающие сбор документов, подтверждающих право гражданина на получение бесплатной юридической помощи. Так, в Санкт-Петербурге адвокаты, участвующие в оказании бесплатной юридической помощи, имеют возможность оперативно проверить, включен ли обратившийся гражданин в городской реестр получателей социальной помощи.
Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в государственной системе, возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации (финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов).
На основании данных первоначального этапа мониторинга реализации Федерального закона, проведенного Министерством юстиции Российской Федерации, большинством субъектов Российской Федерации при формировании бюджетов на 2013 год в том или ином объеме предусмотрены денежные средства на финансирование таких мероприятий. Вместе с тем в 13 субъектах Российской Федерации на 2013 год отсутствует финансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на оказание бесплатной юридической помощи (Республика Алтай, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Алтайский край, Краснодарский край, Пермский край, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Костромская область, Омская область, Саратовская область, Смоленская область).
Развитие негосударственной системы
Наряду с государственной системой бесплатной юридической помощи Федеральный закон предусматривает формирование и развитие негосударственной системы бесплатной юридической помощи, которая включает в себя юридические клиники, создаваемые образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридического профиля, и центры бесплатной юридической помощи, создаваемые некоммерческими организациями, в том числе профессиональными объединениями юристов.
Граждане, в силу разных причин не имеющие доступа к бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы, имеют возможность получить юридическую помощь в негосударственном секторе.
Федеральный закон определил, что деятельность создаваемых образовательными учреждениями высшего профессионального образования в форме юридического лица либо структурного подразделения юридических клиник как участника негосударственной системы обеспечивает исполнение обязательств по оказанию бесплатной юридической помощи. Создание юридических клиник осуществляется в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации7.
Имеющийся опыт работы юридических клиник подтверждает востребованность данной формы деятельности. Юридические клиники созданы и действуют во всех ведущих вузах России. Юридической клиникой Санкт-Петербургского государственного университета как одной из старейших разработана методика деятельности юридических клиник, отличительной чертой которой является внедрение в практику работы института кураторства (наставничества).
При работе с гражданами студенты закрепляют на практике полученные знания, приобретают навыки практической работы, а граждане имеют возможность воспользоваться юридической поддержкой на безвозмездной основе. Одновременно отрабатывается механизм, который обеспечивает качество оказываемой юридической помощи. Это и специальная подготовка студентов, и неоднократная проверка их работы кураторами, и совместная работа студентов в группах, и возможность консультаций у преподавателей и специалистов. Юридические клиники способствуют доступу населения к правосудию, обеспечивают правовое информирование граждан и вместе с тем помогают воспитывать новое поколение юристов-профессионалов, ориентированных на социальную помощь.
Другим участником негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Такие центры могут создаваться некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, нотариусами и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.
Виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, имеющих право на получение этой помощи, и перечень правовых вопросов, по которым она оказывается, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи, прежде всего, должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Отличительной чертой деятельности негосударственных центров является оказание юридической помощи гражданам на безвозмездной основе на всех ее стадиях.
До принятия Федерального закона, оказание отдельными некоммерческими организациями бесплатной юридической помощи носило разрозненный и нестабильный характер.
Министерством юстиции Российской Федерации в рамках организационного обеспечения деятельности негосударственной системы будет проводиться учет негосударственных центров бесплатной юридической помощи, который заключается в ведении их списка и его размещении на официальном сайте Министерства.
Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации заключается в создании условий для развития сотрудничества с участниками негосударственной системы. Поддержка и развитие со стороны государства центров бесплатной юридической помощи будет способствовать повышению социальной ответственности работников юридической сферы.
В ряде субъектов Российской Федерации уже действуют программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам.
Наиболее активно в формировании негосударственной системы по развитию деятельности негосударственных центров бесплатной юридической помощи участвует Общероссийская общественная организация "Ассоциация юристов России".
Одним из важных направлений регулирования деятельности негосударственных центров бесплатной юридической помощи со стороны Министерства юстиции Российской Федерации является проводимая им совместно с Общероссийской общественной организацией "Ассоциация юристов России" работа по определению критериев добровольной аккредитации негосударственных центров бесплатной юридической помощи.
Взаимодействие в сфере бесплатной юридической помощи
Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации по реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи направлена на создание равных возможностей для граждан в ее получении и осуществлении тем самым их прав и свобод, обеспечение защиты законных интересов и повышение уровня социальной защищенности.
Для достижения указанной цели требуется создать и задействовать механизмы, направленные на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по формированию и развитию государственной системы бесплатной юридической помощи, а также применить меры государственной поддержки некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
С целью обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью Министерством юстиции Российской Федерации заявлена инициатива о создании координационного органа при Правительстве Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации поддержана данная инициатива и принято решение о создании Правительственной комиссии по реализации Федерального закона8. В настоящее время решается вопрос об утверждении состава названной комиссии.
Организация работы в рамках Правительственной комиссии позволит обеспечить согласованность действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.
При необходимости к участию в заседаниях Правительственной комиссии будут привлекаться органы местного самоуправления, общественные организации и объединения. Основными задачами Правительственной комиссии являются подготовка предложений Президенту и Правительству по формированию государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, по совершенствованию законодательства в этой области, разработка проектов программ и планов по развитию государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.
В ноябре 2012 г. было проведено расширенное заседание коллегии Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу состояния развития системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, в котором приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованные профессиональные сообщества.
В настоящее время разрабатываются единые требования к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также определяются формы контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству работы. Данные положения будут отражены в Кодексе профессиональной этики участников государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи.
Во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами государственной власти ведется работа по развитию государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, в том числе в рамках межведомственных соглашений.
Актуальными задачами на последующий период в части организации работы является подготовка предложений Президенту и Правительству по формированию государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, по совершенствованию законодательства в этой области. В рамках разработки проектов программ и планов по развитию государственной системы бесплатной юридической помощи на федеральном уровне устанавливаются критерии формирования региональных и местных программ, что в перспективе обеспечит единое комплексное развитие государственной системы бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации.
Проводимый Министерством юстиции Российской Федерации мониторинг деятельности участников государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи как на федеральном, так и на региональном уровнях, позволит не только систематизировать имеющийся опыт работы в этой сфере, но перейти к решению новых задач:
- методическому обеспечению деятельности участников системы бесплатной юридической помощи;
- формированию критериев оценки качества бесплатной юридической помощи;
- установлению единых квалификационных требований к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь;
- разработке мер, побуждающих всех участников этой системы повысить качество оказываемой бесплатной юридической помощи, добровольно подтверждать уровень своей работы по ее оказанию.
На этой основе будет обеспечено дальнейшее развитие взаимодействия органов государственной власти и участников системы бесплатной юридической помощи в русле реализации государственной политики в данной области.
Примечания:
1Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6725).
2Указ Президента Российской Федерации от 25.05.2012 № 742 "О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 22, ст. 2759).
3Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 32, ст. 3198; 2003, № 2, ст. 167, № 35, ст. 3607; 2011, № 46, ст. 6727).
4Федеральный закон от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (Ведомости СНД и ВС РФ 1992, № 33, ст. 1913. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3613; 2002, № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607; 2009, № 11, ст. 1367; 2010, № 31, ст. 4172; 2011 № 7, ст. 901, № 15, ст. 2040, № 48, ст. 6727).
5Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 23, ст. 2102; 2003, № 44, ст. 4262; 2004, № 35, ст. 3607, № 52 (ч. 1), ст. 5267; 2007, № 31, ст. 4011; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2011, № 29, ст. 4291, № 48, ст. 6727).
6Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.10.2012 № 1928-р о передаче в ведение субъектов Российской Федерации 10 государственных юридических бюро, созданных в порядке эксперимента Правительством Российской Федерации в 2006 году (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,№ 43, ст. 5919).
7Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.1999 № 433 "О правовых консультациях ("правовых клиниках") для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров".
8Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1293 "О Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 51, ст. 7228).