12.03.2013 23:00
Поделиться

Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования

Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования
Дата подписания: 05.10.2012Опубликован: 12.03.2013

Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 февраля 2013 г.

Регистрационный N 27158

В соответствии с Положением о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3541; 2005, N 13, ст. 1138; 2006, N 49, ст. 5192; 2008, N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2012, N 7, ст. 818), и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования.

2. Признать утратившими силу:

приказ ФСТЭК России от 4 апреля

2008 г. N 78 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования" (зарегистрирован Минюстом России 28 апреля 2008 г., регистрационный N 11602);

приказ ФСТЭК России от 5 августа

2008 г. N 218 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, утвержденный приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 4 апреля 2008 г. N 78" (зарегистрирован Минюстом России 15 августа

2008 г., регистрационный N 12131);

приказ ФСТЭК России от 17 июля

2009 г. N 243 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, утвержденный приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 4 апреля 2008 г. N 78" (зарегистрирован Минюстом России 18 августа 2009 г., регистрационный N 14558);

приказ ФСТЭК России от 15 октября 2010 г. N 572 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, утвержденный приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 4 апреля 2008 г. N 78" (зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2010 г., регистрационный N 18928).

Директор Федеральной службы

по техническому

и экспортному контролю

В. Селин

Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования

I. Общие положения

Наименование государственной функции

1.1. Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования (далее - Регламент, государственная функция) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по контролю за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования.

Государственная функция осуществляется посредством проведения проверок выполнения российскими участниками внешнеэкономической деятельности, осуществляющими внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля (далее соответственно - проверки, товары и технологии, в отношении которых установлен экспортный контроль, обязательные требования).

Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию

1.2. Государственная функция исполняется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю непосредственно или ее территориальными органами (далее - органы государственного контроля).

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции

1.3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, 4298; 2003, N 1, ст. 2; N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; N 52, ст. 5037; 2004, N 19, ст. 1838; N зо, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 9, 13, 37, 40, 45; N 10, ст. 762, 763; N 13, ст. 1077, 1079; N 17, ст. 1484; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3124, 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5574, 5596; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172, 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3420, 3432, 3433, 3438, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4633, 4634, 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 25, 29, 33; N 7, ст. 840; N 15, ст. 1743; N 16, ст. 1824, 1825; N 17, ст. 1930; N 20, ст. 2367; N 21, ст. 2456; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4001, 4007, 4008; 4009, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6034, 6065; N 50, ст. 6246; 2008, N 10, ст. 896; N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2259; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3582, 3601, 3604; N 45, ст. 5143; N 49, ст. 5738, 5745, 5748; N 52,ст. 6227, 6235, 6236; 6248; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 771, 777; N 19, ст. 2276; N 23, ст. 2759, 2767, 2776; N 26, ст. 3120, 3122, 3131, 3132; N 29, ст. 3597, 3599, 3635, 3642; N 30, ст. 3735, 3739; N 45, ст. 5265, 5267; N 48, ст. 5711, 5724, 5755; N 52, ст. 6406, 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 11, ст. 1169, 1176; N 15, ст. 1743, ст. 1751; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2524, 2525, 2526, 2530; N 23, ст. 2790; N 25, ст. 3070; N 27, ст. 3416, 3429; N 28, ст. 3553; N 30, ст. 4000, 4002, 4005, 4006, 4007; N 31, ст. 4155, 4158, 4164, 4191, 4192, 4193, 4195, 4198, 4206, 4207, 4208; N 32, ст. 4298; N 41, ст. 5192, 5193; N 46, ст. 5918; N 49, ст. 6409; N 50, ст. 6605; N 52, ст. 6984, 6995, 6996; 2011, N 1, ст. 10, 23, 29, 33, 47, 54; N 7, ст. 901, 905; N 15, ст. 2039, 2041; N 17, ст. 2310, 2312; N 19, ст. 2714, 2715, 2769; N 23, ст. 3260, 3267; N 27, ст. 3873, 3881; N 29, ст. 4284, 4289, 4290, 4291, 4298; N 30, ст. 4573, 4574, 3584, 4585, 4590, 4591, 4598, 4601, 4605; N 45, ст. 6325, 6326, 6334; N 46, ст. 6406; N 47, ст. 6601, 6602; N 48, ст. 6730, 6732; N 49, ст. 7025, 7042, 7056, 7061; N 50, ст. 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 15, ст. 1723, ст. 1724; N 18, ст. 2126, 2128; N 19, ст. 2278; N 24, ст. 3068, ст. 3069, ст. 3082; N 25, ст. 3268; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, ст. 4322, ст. 4330);

Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст. 3774; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N49, ст. 6044, ст. 6079; 2009, N 19, ст. 2279; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; N 50, ст. 7351);

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140, N 29, ст. 3601, N 48, ст. 5711, N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988, N 18, ст. 2142, N 31, ст. 4160, ст. 4193, ст. 4196, N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20, N 17, ст. 2310, N 23, ст. 3263, N 27, ст. 3880, N 30, ст. 4590; 2012, N 19, ст. 2281; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320, ст. 4322);

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470);

Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 202 "Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 8, ст. 742; 1997, N 4, ст. 523; N 20, ст. 2234; 2000, N 19, ст. 2062; N 26, ст. 2749; 2004, N 6, ст. 411; 2005, N 47, ст. 4879; 2008, N 42, ст. 4787);

Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2001 г. N 96 "О Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 6, ст. 550; 2002, N 25, ст. 2398; 2005, N 18, ст. 1664);

Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 1005 "Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3441; 2004, N 8, ст. 636; 2005, N 49, ст. 5203; 2007, N 33, ст. 4185; 2009, N 52, ст. 6535; 2011, N 18, ст. 2596);

Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 1082 "Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 36, ст. 3542; 2007, N 6, ст. 730; 2010, N 24, ст. 3014);

Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2003 г. N 36 "Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 3, ст. 208; 2006, N 42, ст. 4349; 2008, N 42, ст. 4787);

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3541; 2005, N 13, ст. 1138; 2006, N 49, ст. 5192; 2008, N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2012, N 7, ст. 818);

Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 2007 г. N 1083 "Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 35, ст. 4288; 2010, N 25, ст. 3124);

Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 52, ст. 7563);

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 582 "Об утверждении Правил организации и проведения проверок российских участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 25, ст. 3378);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 40, ст. 4964; 1999, N 51, ст. 6354; 2000, N 52, ст. 5153; 2001, N 17, ст. 1715; N 24, ст. 2459; N 26, ст. 2677; N 40, ст. 3843);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. N 517 "О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 34, ст. 3509; 2008, N 30, ст. 3645; 2009, N 25, ст. 3067; 2011, N 35, ст. 5096; 2012, N 3, ст. 415);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2687; 2002, N 41, ст. 3983; 2005, N 7, ст. 562; 2008, N 21, ст. 2465; N 36, ст. 4126; 2009, N 25,ст. 3067; 2010, N 52, ст. 7080; 2011, N 3, ст. 549; N 35, ст. 5096; N 37, ст. 5242; 2012, N 3, ст. 415);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2012, N 2, ст. 301);

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915) (с изменениями, внесенными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2010 г., регистрационный N 17702), приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 532 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264).

Предмет государственного контроля

1.4. Предметом государственного контроля является проверка соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее - российские участники ВЭД) обязательных требований.

1.5. К обязательным требованиям относятся:

1) соблюдение установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль;

2) соблюдение установленных порядка учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, а также сроков хранения соответствующих учетных документов;

3) соблюдение требований (условий, ограничений), установленных лицензией (разрешением) на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль;

4) соблюдение обязательств по использованию в заявленных целях товаров (услуг) двойного применения, импортированных в Российскую Федерацию с предоставлением российского импортного сертификата;

5) соблюдение специальных экономических мер, устанавливаемых актами Президента Российской Федерации в рамках реализации Федерального закона "О специальных экономических мерах", запретов и ограничений в сфере внешней торговли товарами и технологиями.

1.6. Проверки проводятся в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок российских участников ВЭД.

1.7. Предметом плановой проверки является соблюдение российским участником ВЭД требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, а также условий и требований лицензий и разрешений, предусмотренных статьями 19 и 20 Федерального закона "Об экспортном контроле" (далее - Федеральный закон).

1.8. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения российским участником ВЭД ранее выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) наличие заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя о предоставлении лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономической операции с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль;

3) поступление в орган государственного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также полученных из иных источников, содержащих сведения, указывающие на признаки нарушений обязательных требований, в том числе условий и требований лицензий или разрешений, предусмотренных статьями 19 и 20 Федерального закона, если такие нарушения создают угрозу безопасности Российской Федерации либо наносят ущерб ее политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля;

4) наличие приказа органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля

1.9. При проведении проверок должностные лица органа государственного контроля, уполномоченные осуществлять проверки (далее - члены проверочных комиссий), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать на основании мотивированного письменного запроса у российских участников ВЭД информацию и документы, необходимые для проведения проверки;

2) посещать беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа органа государственного контроля о назначении проверки здания, помещения российских участников ВЭД и проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы и другие мероприятия по контролю, касающиеся товаров и технологий, в отношении которых установлен экспортный контроль, в том числе проводить отбор образцов товаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) выдавать российским участникам ВЭД предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

1.10. При проведении проверок члены проверочных комиссий не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям ФСТЭК России;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя или уполномоченного представителя российского участника ВЭД;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не имеют отношения к проверке, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов по установленной форме, а также в количестве, превышающем нормы, определенные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу российским участникам ВЭД предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по государственному контролю.

1.11. При проведении проверок члены проверочных комиссий обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы российского участника ВЭД, проверка которого проводится;

3) проводить проверку на основании приказа органа государственного контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа органа государственного контроля и в случае, предусмотренном подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1.8 Регламента, копии документа о согласовании проведения проверки;

5) не препятствовать руководителю российского участника ВЭД (иному уполномоченному им лицу) присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять руководителю российского участника ВЭД (иному уполномоченному им лицу), присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить руководителя российского участника ВЭД (иного уполномоченного им лица) с результатами проверки;

8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для безопасности государства (в том числе для выполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения), а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов российского участника ВЭД;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании российским участником ВЭД в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;

11) не требовать от российского участника ВЭД документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя российского участника ВЭД (иного уполномоченного им лица) ознакомить его с положениями Регламента;

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

1.12. Действия членов проверочных комиссий при проведении проверок российских участников ВЭД не должны причинять неправомерный ущерб лицам, деятельность которых проверяется. Полученная в ходе таких проверок информация является информацией ограниченного доступа, и на нее распространяется действие статьи 15 Федерального закона.

Права и обязанности российского участника ВЭД, в отношении которого осуществляются мероприятия по контролю

1.13. Руководитель российского участника ВЭД (иное уполномоченное им лицо) при проведении проверки имеет право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями членов проверочной комиссии;

4) обжаловать действия (бездействие) членов проверочных комиссий, повлекшие за собой нарушение прав российского участника ВЭД при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.14. Российский участник ВЭД (иное уполномоченное им лицо) при проведении проверки обязан:

1) обеспечить присутствие руководителя (иного уполномоченного им лица) и иных работников, ответственных за соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;

2) предоставить членам проверочной комиссии возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

3) обеспечить доступ членов проверочной комиссии и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые российским участником ВЭД при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым российским участником ВЭД оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым им грузам.

Результат исполнения государственной функции

1.15. Результатом исполнения государственной функции является составление членами проверочной комиссии акта проверки соблюдения российским участником ВЭД обязательных требований.

1.16. В случае выявления при проведении проверки нарушения российским участником ВЭД обязательных требований результатами исполнения государственной функции являются:

выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований руководителю российского участника ВЭД (иному уполномоченному им лицу);

возбуждение дела об административном правонарушении и рассмотрении его в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

направление в орган прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;

направление материалов проверки в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится российский участник ВЭД, для их рассмотрения и принятия в отношении такого участника предусмотренных законодательством Российской Федерации мер воздействия.

II. Требования к порядку исполнения государственной функции

Порядок информирования об исполнении государственной функции

2.1. Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется:

посредством размещения на информационных стендах в органах государственного контроля;

посредством размещения в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) и на официальном сайте ФСТЭК России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.fstec.ru (далее - официальный сайт);

с использованием средств телефонной связи, в письменной форме, а также по электронной почте.

2.2. Место нахождения ФСТЭК России:

г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 17.

Почтовый адрес для направления документов и обращений:

ул. Старая Басманная, д. 17, Москва, 105175, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

Электронный адрес для направления обращений: exportcon2@fstec.ru.

Место нахождения экспедиции ФСТЭК России:

г. Москва, Большой Козловский пер., д. 6, 4-й ОФПС.

Часы работы экспедиции:


2.3. В центральном аппарате ФСТЭК России государственную функцию непосредственно осуществляет Управление экспортного контроля ФСТЭК России (далее - Управление).

Адрес места нахождения Управления: г. Москва, ул. Варварка, д. 14.

Телефон для справок: (495) 606-14-73.

2.4. Сведения о территориальных органах ФСТЭК России приведены в приложении N 1 к Регламенту.

2.5. На официальном сайте размещается следующая информация:

нормативные правовые акты и методические документы, регламентирующие исполнение государственной функции;

текст Регламента с приложениями;

местонахождение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса органов государственного контроля;

ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам экспортного и лицензионного контроля, утверждаемый директором ФСТЭК России;

порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля, исполняющих государственную функцию.

2.6. По телефону может предоставляться следующая информация:

местонахождение и график работы органов государственного контроля;

сведения о нормативных правовых актах по вопросам исполнения государственной функции;

сведения о входящих номерах, под которыми зарегистрированы запросы, связанные с осуществлением контрольно-проверочных мероприятий в отношении российского участника ВЭД.

По иным вопросам информация предоставляется только на основании соответствующего письменного обращения.

Сведения о размере платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственной функции, взимаемой с лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю (надзору)

2.7. Государственная функция исполняется бесплатно. Какие-либо организации в исполнении государственной функции не участвуют.

Срок исполнения государственной функции

2.8. Срок проведения проверки российского участника ВЭД составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен директором ФСТЭК России (заместителем директора, координирующим деятельность по вопросам экспортного контроля), руководителем территориального органа ФСТЭК России, но не более чем на двадцать рабочих дней.

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме

Исчерпывающий перечень административных процедур

3.1. В рамках исполнения государственной функции выполняются следующие административные процедуры:

формирование ежегодного плана проведения проверок;

принятие решения о проведении проверки; подготовка к мероприятиям по контролю;

осуществление проверки (выездной или документарной);

оформление результатов проверки;

принятие решения по итогам проведения проверки.

3.2. Блок-схема исполнения государственной функции приведена в приложении N 2 к Регламенту.

Проверки проводятся комиссиями (далее - проверочные комиссии) в составе двух и более членов проверочной комиссии.

Формирование ежегодного плана проведения проверок

3.3. Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам экспортного и лицензионного контроля (далее - ежегодный план), утверждаемого директором ФСТЭК России.

3.4. Основанием для включения проверки российского участника внешнеэкономической деятельности в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3-летнего периода со дня государственной регистрации этого участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя или со дня окончания проведения в отношении его органом государственного контроля последней плановой проверки при условии, что российский участник внешнеэкономической деятельности в течение этих 3 лет осуществлял внешнеэкономические операции с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль.

3.5. В ежегодном плане указываются следующие сведения:

1) наименования российских участников ВЭД - юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества российских участников ВЭД - индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения российских участников ВЭД - юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства российских участников ВЭД - индивидуальных предпринимателей и места осуществления ими своей деятельности;

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;

4) наименование органа государственного контроля, осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки совместно с другими органами государственного контроля (надзора) указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов;

5) форма проведения плановой проверки.

3.6. Территориальные органы ФСТЭК России в срок до 5 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок представляют в Управление предложения в проект ежегодного плана.

На основании предложений, поступивших из территориальных органов ФСТЭК России, работник Управления, должностным регламентом которого предусмотрена подготовка проекта плана (далее - ответственный работник Управления) готовит проект плана на соответствующий год (далее - проект плана).

Подготовленный проект плана в срок не позднее 20 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствии с типовой формой ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (приложение к Правилам подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489), направляется в структурное подразделение ФСТЭК России, ответственное за формирование обобщенного плана проведения проверок ФСТЭК России.

3.7. В срок не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проект обобщенного плана направляется на согласование в Главную военную прокуратуру структурным подразделением ФСТЭК России, ответственным за формирование указанного плана.

Главная военная прокуратура рассматривает проект ежегодного плана на предмет законности включения в него объектов государственного контроля (надзора) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносит предложения директору ФСТЭК России о проведении совместных плановых проверок.

В срок не позднее 5 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, полученные из Главной военной прокуратуры предложения о проведении совместных плановых проверок направляются ответственным работником Управления в территориальные органы ФСТЭК России на рассмотрение.

3.8. Территориальные органы ФСТЭК России до 15 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, представляют в ФСТЭК России уточненные предложения о проведении совместных плановых проверок для последующего включения в ежегодный план.

3.9. Утвержденный директором ФСТЭК России ежегодный план в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляется в Главную военную прокуратуру на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) посредством фельдъегерской связи, либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Ежегодный план размещается на официальном сайте, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.10. Внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки российского участника ВЭД в связи с его ликвидацией или реорганизацией, либо прекращением деятельности, подлежащей плановой проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в 10-дневный срок со дня их внесения в Главную военную прокуратуру на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) посредством фельдъегерской связи, либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также размещаются на официальном сайте.

Принятие решения о проведении проверки

3.11. Плановые и внеплановые проверки могут проводиться:

1) по месту нахождения органа государственного контроля (далее - документарные проверки);

2) по месту нахождения российского участника ВЭД - юридического лица, по месту осуществления деятельности российского участника ВЭД - индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления ими деятельности (далее - выездные проверки).

3.12. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах российского участника ВЭД, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля, и (или) в документах, полученных по запросу органа государственного контроля в соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

3.13. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности российского участника ВЭД обязательным требованиям.

3.14. Предметом выездной проверки является оценка на месте исполнения российским участником ВЭД обязательных требований.

3.15. Основанием для принятия решения о проведении проверки является:

наступление срока проведения проверки, включенной в ежегодный план;

наличие оснований, указанных в пункте 1.8 Регламента.

3.16. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 3 пункта 1.8 Регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

3.17. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 3.15 Регламента, работник органа государственного контроля, уполномоченный на подготовку проекта решения о проведении проверки:

собирает все имеющиеся в органе государственного контроля материалы в отношении российского участника ВЭД, в том числе данные о предоставленных лицензиях, полученных заключениях о применении мер нетарифного регулирования, акты по результатам предыдущих проверок, сведения о результатах устранения выявленных нарушений, иные материалы;

при необходимости обеспечивает подготовку и направление запросов в другие органы государственной власти и иные организации;

проводит анализ имеющихся и полученных по запросам материалов в отношении российского участника ВЭД в целях определения необходимости проведения выездной проверки или достаточности осуществления документарной проверки.

3.18. Проверки проводятся по решению директора ФСТЭК России или по решению руководителя территориального органа ФСТЭК России, согласованному с ФСТЭК России.

Решение о проведении проверки оформляется приказом органа государственного контроля по установленной форме. Типовая форма приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - приказ Минэкономразвития России).

3.19. Внеплановая выездная проверка российского участника ВЭД по основаниям, указанным в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1.8 Регламента, может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с копией приказа органа государственного контроля направляется в орган прокуратуры посредством фельдъегерской связи, либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. К заявлению прилагаются документы, которые содержат сведения, послужившие основанием для проведения проверки.

3.20. Внеплановая выездная проверка российского участника ВЭД по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 1.8 Регламента, проводится органом государственного контроля незамедлительно. При этом извещение о проведении проверки осуществляется посредством направления документов, указанных в пункте 3.19 Регламента, в орган прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

3.21. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

3.22. При получении решения прокурора или его заместителя об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки директором ФСТЭК России (руководителем территориального органа ФСТЭК России) принимается решение об отмене проверки и при необходимости о направлении жалобы вышестоящему прокурору или в суд.

3.23. После завершения внеплановой выездной проверки органы государственного контроля направляют в орган прокуратуры акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления.

Подготовка к мероприятиям по контролю

3.24. Председатель проверочной комиссии информирует ее членов о целях, основных задачах проверки, порядке и сроках ее проведения, проводит инструктаж членов проверочной комиссии, распределяет обязанности по подготовке и проведению проверки.

3.25. При подготовке к проведению проверки члены проверочной комиссии:

изучают нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность проверяемого российского участника ВЭД;

анализируют материалы по осуществлению проверяемым российским участником ВЭД внешнеэкономических операций с товарами (работами, услугами), информацией, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, акты по результатам предыдущих проверок, результаты устранения выявленных нарушений, иные материалы;

уточняют вопросы, подлежащие проверке;

составляют план проведения проверки;

определяют объем документов, необходимых для проведения проверки, с учетом предварительной оценки достоверности представленных в орган государственного контроля документов об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе предшествующих проверок, и исполнения российским участником ВЭД обязательных требований.

3.26.0 проведении плановой проверки российский участник ВЭД уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление и копия приказа о проведении плановой проверки направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 1.8 Регламента, российский участник ВЭД уведомляется органом государственного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Предварительное уведомление российского участника ВЭД о проведении внеплановой выездной проверки по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 1.8 Регламента, не допускается.

При проведении проверки филиала, представительства, обособленного подразделения российского участника ВЭД - юридического лица копия уведомления о проведении проверки направляется российскому участнику ВЭД - юридическому лицу.

3.27. В случае возникновения личной заинтересованности при исполнении обязанностей в составе проверочной комиссии, которая может привести к конфликту интересов, член проверочной комиссии обязан сообщить об этом лицу, назначившему проверку.

Осуществление проверки

Выездная проверка

3.28. Основанием для начала проверки является приказ органа государственного контроля о проведении плановой/внеплановой выездной проверки.

3.29. Проведение проверки вправе осуществлять только те должностные лица органа государственного контроля, которые указаны в приказе о проведении проверки.

3.30. По прибытии на место осуществления деятельности российского участника ВЭД члены проверочной комиссии предъявляют свои служебные удостоверения и вручают руководителю российского участника ВЭД (иному уполномоченному им лицу) заверенную печатью копию приказа о проведении проверки.

При необходимости работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, члены проверочной комиссии предъявляют документы, удостоверяющие их личность, и справки о допуске к государственной тайне по установленной форме.

3.31. Председатель проверочной комиссии знакомит руководителя российского участника ВЭД (иного уполномоченного им лица) с полномочиями членов проверочной комиссии, целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Руководитель российского участника ВЭД вправе присутствовать при проведении проверки либо обеспечить присутствие иного уполномоченного им лица.

3.32. По требованию подлежащих проверке лиц члены проверочной комиссии в целях подтверждения своих полномочий обязаны представить информацию об органе государственного контроля, а также об экспертах и экспертных организациях, привлекаемых к проведению проверки.

К проведению выездной проверки российского участника ВЭД привлекаются эксперты, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с российским участником ВЭД, в отношении которого проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами этого участника ВЭД.

3.33. По просьбе руководителя российского участника ВЭД (иного уполномоченного им лица) члены проверочной комиссии обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с Регламентом и порядком проведения мероприятий по контролю на объектах, используемых российским участником ВЭД при осуществлении деятельности.

3.34. Председатель проверочной комиссии устанавливает время ежедневного пребывания членов проверочной комиссии в служебных помещениях российского участника ВЭД в течение срока проверки с учетом режима работы российского участника ВЭД.

Проведение проверок за рамками рабочего времени российского участника ВЭД не допускается без предварительного согласования с руководителем российского участника ВЭД (лицом, его замещающим).

3.35. В случае необоснованного препятствования российского участника ВЭД проведению проверки, уклонения российского участника ВЭД от проведения проверки проверочной комиссией составляется акт проверки с указанием соответствующих фактов и принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении.

Документарная проверка

3.36. Основанием для начала проверки является приказ органа государственного контроля о проведении плановой/внеплановой документарной проверки.

3.37. Проведение проверки вправе осуществлять только те должностные лица органа государственного контроля, которые указаны в приказе о проведении проверки.

3.38. В процессе проведения документарной проверки членами проверочной комиссии в первую очередь рассматриваются документы российского участника ВЭД, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах мероприятий по контролю, осуществленных в отношении этого участника ВЭД.

3.39. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение участником ВЭД обязательных требований, председатель проверочной комиссии подготавливает и в установленном порядке направляет мотивированный запрос российскому участнику ВЭД с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа о проведении проверки.

3.40. Российский участник ВЭД обязан направить в орган государственного контроля указанные в запросе документы в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью российского участника ВЭД (при ее наличии) и подписью руководителя (или иного уполномоченного должностного лица) российского участника ВЭД.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" российский участник ВЭД вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Не допускается требовать нотариального удостоверения представляемых копий документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

3.41. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных российским участником ВЭД документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля, председатель проверочной комиссии подготавливает и в установленном порядке направляет российскому участнику ВЭД письмо с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

3.42. Российский участник ВЭД, представляющий в орган государственного контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в пункте 3.41 Регламента сведений, вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

3.43. Члены проверочной комиссии рассматривают полученные от российского участника ВЭД письменные пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее предоставленных документов, по существу выявленных несоответствий и противоречий.

В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений будут установлены признаки нарушения обязательных требований, директор ФСТЭК России (руководитель территориального органа ФСТЭК России) вправе принять решение о проведении выездной проверки.

3.44. При проведении документарной проверки члены проверочной комиссии не вправе требовать у российского участника ВЭД сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены органом государственного контроля от иных органов государственного контроля.

Оформление результатов проверки

3.45. По результатам проверки членами проверочной комиссии составляется акт по установленной форме. Типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена приказом Минэкономразвития России.

3.46. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников российского участника ВЭД, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

3.47. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, каждый из которых подписывается всеми членами проверочной комиссии, участвовавшими в проверке.

3.48. При проведении выездной проверки руководителем российского участника ВЭД (иным уполномоченным им лицом) на обоих экземплярах акта делается запись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. При этом один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю российского участника ВЭД (иному уполномоченному им лицу), а второй экземпляр акта хранится в органе государственного контроля.

В случае отсутствия руководителя российского участника ВЭД (иного уполномоченного им лица), а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки делается соответствующая отметка в одном экземпляре акта, которая удостоверяется подписями членов проверочной комиссии. При этом второй экземпляр акта в срок не позднее дня, следующего за днем составления акта, направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля.

3.49. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю российского участника ВЭД (иному уполномоченному им лицу) под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля.

3.50. При проведении документарной проверки один экземпляр акта вручается руководителю российского участника ВЭД (иному уполномоченному им лицу) под расписку или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня подписания акта.

3.51. При проведении проверки филиала, представительства, обособленного подразделения российского участника ВЭД - юридического лица копия акта направляется российскому участнику ВЭД - юридическому лицу.

3.52. В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта.

3.53. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.54. Председателем проверочной комиссии в журнале учета проверок осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности членов проверочной комиссии и проставляются их подписи.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

3.55. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений руководитель российского участника ВЭД (замещающее его лицо) в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган государственного контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом российский участник ВЭД вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля.

3.56. Акт рассматривается лицом, назначившим проверку, в срок, не превышающий пятнадцати дней от даты получения акта, подписанного российским участником ВЭД, или уведомления о вручении российскому участнику ВЭД акта проверки.

3.57. По окончании проверки все материалы формируются в отдельное дело и подлежат хранению в органе государственного контроля.

Принятие мер по результатам проверки

3.58. В случае выявления в результате проведения проверки нарушений обязательных требований орган государственного контроля, проводивший проверку, может принять в отношении российского участника ВЭД одно из следующих решений:

о выдаче руководителю российского участника ВЭД (иному уполномоченному им лицу) предписания об устранении выявленных при проведении проверки нарушений обязательных требований;

о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении его в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

о направлении в орган прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;

о направлении материалов проверки в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится российский участник ВЭД, для их рассмотрения и принятия в отношении такого участника предусмотренных законодательством Российской Федерации мер воздействия.

3.59. В случае принятия решения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений председатель проверочной комиссии готовит проект предписания в двух экземплярах.

В предписании указываются:

дата вынесения (составления) предписания;

наименование и место нахождения, а также сведения о государственной регистрации российского участника ВЭД, которому адресовано предписание;

ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания;

содержание нарушения, включая ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, которые были нарушены;

сроки устранения нарушения;

способы извещения об устранении и подтверждения факта устранения нарушений;

фамилия, имя, отчество и должность работника органа государственного контроля, составившего предписание.

3.60. Предписание об устранении выявленных нарушений подписывается председателем проверочной комиссии (заместителем директора ФСТЭК России, координирующим деятельность по вопросам экспортного контроля, руководителем территориального органа ФСТЭК России) и вручается лично под расписку руководителю российского участника ВЭД (иному уполномоченному им лицу) либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

3.61. Российский участник ВЭД обязан исполнить предписание в указанный в нем срок и представить в орган государственного контроля уведомление об исполнении предписания.

К уведомлению прилагаются надлежащим образом оформленные (сшитые, пронумерованные, подписанные уполномоченным лицом и скрепленные печатью участника ВЭД) копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

3.62. В случае непредставления российским участником ВЭД в установленные сроки уведомления об исполнении предписания лицо, назначившее проверку:

уведомляет российского участника ВЭД о продлении сроков устранения нарушений (в случае наличия уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения);

направляет российскому участнику ВЭД новое (повторное) предписание;

рассматривает вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

3.63. В случае если по результатам проверки появились основания полагать, что в действиях российского участника ВЭД имело место событие административного правонарушения, рассмотрение которого находится в компетенции ФСТЭК России (в части экспортного контроля), то дальнейшие действия членов проверочной комиссии осуществляются в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3.64. В случае выявления при проведении проверки нарушения российским участником ВЭД требований законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию ФСТЭК России, материалы, полученные при проведении проверки, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты выявления таких нарушений направляются в соответствующий контрольный (надзорный) орган.

3.65. В случае если по результатам проверки появились основания полагать, что в действиях российского участника ВЭД имеются признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, материалы проверки направляются в орган прокуратуры или другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции

4.1. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами органов государственного контроля положений Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, осуществляется должностными лицами органов государственного контроля, ответственными за организацию проверок.

4.2. Контроль за подготовкой, проведением и оформлением результатов проверок должностными лицами органов государственного контроля осуществляют:

а) заместитель руководителя территориального органа ФСТЭК России, на которого решением руководителя территориального органа ФСТЭК России возложена данная функция;

б) руководитель территориального органа ФСТЭК России;

в) начальник отдела в Управлении, непосредственно отвечающего за организацию, обеспечение и проведение проверок;

г) заместитель начальника Управления, на которого решением директора ФСТЭК России возложена данная обязанность;

д) начальник Управления;

е) заместитель директора ФСТЭК России, координирующий деятельность по вопросам экспортного контроля;

ж) директор ФСТЭК России.

4.3. Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения должностными лицами органа государственного контроля положений Регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

4.4. Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается директором ФСТЭК России (руководителем территориального органа ФСТЭК России).

4.5. Контроль за полнотой и качеством организации и проведения проверки включает в себя проверку полноты и качества организации мероприятий по контролю, выявление и устранение нарушений прав российских участников ВЭД, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения российских участников ВЭД, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля.

4.6. Контроль полноты и качества организации и проведения проверок осуществляется центральным аппаратом ФСТЭК России в отношении территориальных органов ФСТЭК России в плановом и внеплановом порядке.

4.7. Плановый контроль организации и проведения проверок осуществляется в рамках контроля за деятельностью территориальных органов ФСТЭК России в соответствии с годовыми планами работы ФСТЭК России в форме выездных проверок.

4.8. Внеплановый контроль осуществляется в рамках рассмотрения жалоб на действия должностных лиц территориальных органов ФСТЭК России и может осуществляться в форме как выездных, так и документарных проверок.

4.9. Контроль в отношении действий должностных лиц центрального аппарата ФСТЭК России при организации и проведении проверок осуществляется в рамках рассмотрения жалоб на их действия.

4.10. По результатам проведенных проверок в случае выявления фактов нарушений прав российских участников ВЭД виновные должностные лица органов государственного контроля подлежат привлечению к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.11. Директор ФСТЭК России (руководитель территориального органа ФСТЭК России), его заместитель, принявшие решение о проведении проверки, несут персональную ответственность за правильность и обоснованность принятого решения.

4.12. Должностные лица органов государственного контроля, уполномоченные на проведение проверки, несут персональную ответственность за соблюдение срока и установленного порядка проведения проверки, соблюдение прав российского участника ВЭД.

4.13. Персональная ответственность должностных лиц органов государственного контроля закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

4.14. Для проведения проверки полноты и качества организации и проведения проверок формируется комиссия, в состав которой включаются должностные лица центрального аппарата ФСТЭК России.

Результаты деятельности комиссии оформляются в виде справки, в которой отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.

Справка подписывается председателем комиссии по проверке.

4.15. Для начала внеплановой процедуры проверки полноты и качества организации и проведения проверок по заявлению лица такое лицо должно обратиться в орган государственного контроля с жалобой на действия (бездействие) должностного лица (лиц) органа государственного контроля.

4.16. Контроль за исполнением государственной функции органом государственного контроля, его должностными лицами может осуществляться со стороны граждан, их объединений и организаций путем направления в адрес органа государственного контроля:

1) предложений о совершенствовании нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностными лицами органа государственного контроля государственной функции;

2) сообщений о нарушении положений нормативных правовых актов, недостатках в работе органа государственного контроля, его должностных лиц;

3) жалоб по фактам нарушения должностными лицами органа государственного контроля прав и законных интересов граждан.

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов государственного контроля, а также их должностных лиц при исполнении государственной функции

5.1. Решения и действия (бездействие) органов государственного контроля, а также их должностных лиц при исполнении государственной функции могут обжаловаться российским участником ВЭД, проверка которого проводилась (далее - заявитель), в досудебном (внесудебном) порядке директору ФСТЭК России (его заместителю), руководителю территориального органа ФСТЭК России.

5.2. В жалобе указываются:

фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или полное наименование организации;

почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

суть жалобы;

личная подпись заявителя и дата.

Дополнительно в жалобе могут быть указаны:

должность, фамилия, имя и отчество работника органа государственного контроля (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;

обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;

иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.

5.3. К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства. В таком случае в жалобе приводится перечень прилагаемых к ней документов.

5.4. Жалоба, поступившая в форме электронного документа, должна содержать:

фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или полное наименование организации, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

5.5. Основанием для досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы в орган государственного контроля в ходе личного приема заявителя (представителя заявителя), в форме электронного документа или в письменной форме.

5.6. Заявитель вправе запросить информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения его жалобы.

5.7. Должностные лица органов государственного контроля:

обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием заявителя, направившего жалобу, или его законного представителя;

вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, дают письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.

5.8. Жалоба, поступившая в орган государственного контроля, рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации.

5.9. В исключительных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, директор ФСТЭК России (его заместитель), руководитель территориального органа ФСТЭК России вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока ее рассмотрения заявителя, направившего жалобу.

5.10. В случае если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу, и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

5.11. При поступлении в орган государственного контроля жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы имуществу государственного органа, угрозы имуществу, жизни, здоровью должностного лица, а также членов его семьи, директор ФСТЭК России (его заместитель), руководитель территориального органа ФСТЭК вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

5.12. В случае если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

5.13. В случае если в жалобе содержится вопрос, на который многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, директор ФСТЭК России (его заместитель), руководитель территориального органа ФСТЭК России вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же государственный орган. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.

5.14. В случае если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

5.15. Ответ на жалобу подписывается директором ФСТЭК России (его заместителем), руководителем территориального органа ФСТЭК России.

5.16. Ответ на жалобу, поступившую в орган государственного контроля, направляется по почтовому адресу, указанному в жалобе, или по адресу электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа.

5.17. В случае подтверждения фактов, изложенных в жалобе:

а) в отношении должностных лиц проводится служебная проверка, по итогам которой могут быть приняты меры дисциплинарного характера;

б) результаты проверки, проведенной с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, установленных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подлежат отмене.

Поделиться
Рассылка свежих документов номера
Подписаться
Новые документы